Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления профессионального просвещения

 

Профессиональное просвещение - это специально организованный процесс формирования у оптанта конкретных знаний о мире профессий и о профессиональном выборе.

Это - сообщение сведений о существующих профессиях, специальностях, о фебованиях. которые они предъявляют к работнику, их характере и специфике, о рынке труда в регионах, о наиболее и наименее востребованных профессиях, о редких профессиях, о путях и условиях профессиональной подготовки. Кроме того, профпросвешение предполагает информирование людей о закономерностях профессионального самоопределения и о личностных качествах, влияющих на выбор профессии и развитие профессионала.

Профессиональное просвещение способствует формированию

профессионально значимых интересов и мотивов, положительного отношения к ситуации выбора профессии и сознательного отношения к профессиональному выбору в целом. Оно также является важным условием развития склонностей и способностей к различным видам трудовой деятельности.

Различают два уровня информированности о профессиях: макро- и микроинформированность. К первому уровню относятся сведения общего характера, не связанные с конкретной жизненной ситуацией, ко второму -конкретизированные знания. Компоненты информированности, выделенные А.П. Сейтешевым, представлены в табл. 2.

Таким образом, профессиональное просвещение предполагает усвоение оптантом весьма широкого спектра знаний. Источником этих знаний могут стать конкретные люди (значимые близкие, родители, старшие приятели, педагоги и т. Д.), средства массовой информации (художественные фильмы и телесериалы, реже, книги, специальные и периодические издания), собственный жизненный опыт и примеры жизни других людей. Профконсультант может не только предоставить необходимую информацию в готовом виде или активизировать • Состоятельный поиск информации клиентом. Он помогает систематизировать имеющиеся знания, разобраться в противоречивой информации.

Профпросвещение как направление профориентационной работы предполагает систему мер по профвоспитаншо, профинформаыии, профпропаганде и профагитации, осуществляемую через публикации, беседы, лекции, другие мероприятия, проводимые для разных категорий населения.

Профессиональное воспитание - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у учащихся личностных качеств, лежащих в основе профпригодности, таких как профессиональная направленность, ответственность, дисциплинированность, положительное отношение к труду и т. д. [24]. В процессе профессионального воспитания профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие стремления, идеалы и призвание.

Решение этой задачи в большей степени актуально на этапах допрофессионального становления личности и профессионального обучения, когда происходит социализация и усвоение культурных традиций общества. Как правило, эта работа ложится на плечи педагогов, учителей и наставников, занимающихся общеобразовательной и профессиональной подготовкой будущих работников.

Профессиональное информирование - это система мероприятий, направленная на усвоение молодежью (в большей степени) необходимых знаний о социально-экономических, психологических и других условиях правильного выбора профессии [19].

По сути, это - воздействие на психику человека с помощью информации, поэтому при ее подготовке должны соблюдаться необходимые требования:

- полнота (чем более полными и иечерпываюшимн являются знания человека о профессии, тем осознаннее его выбор);

- достоверность (нещзиукрашенность);

- своевременность.

Для того, чтобы эффективно осуществлять првфинформирование, психолог-профконсультант должен сам хорошо разбираться в классификации профессий, знать общие, типичные требования основных групп профессий, предъявляемые к человеку.

Профессиональная пропаганда - это система профннформационных мероприятий, направленных формярвваяие или коррекцию отношения к профессии (активное швдействие на психику); это - целенаправленная деятельность школы, предприятия, СМИ но формированию общественного мнения о необходимости осваивать те или иные профессии, в том числе и о необходимости самой профориентационной помощи [19],

Заказчиком такой работы может быть и конкретное предприятие (например, если оно является градообразующим), и общество в целом, так как позволяет сформировать положительное отношение к профессиям, в которых имеется острая потребность.

Профессиональная агитация - это средство идейного психолога педагогического воздействия на сознание и настроение молодежи, их родителе и других групп населения с целью формирования у них определенны*) профессиональных, нравственных и др. общественных ценностей побуждающих к сознательному и обоснованному выбору профессии Щ подготовки к ней (здесь идет формирование глубинных мотивов личности) [19] J

Для людей, занимающихся профпропагандой и профагитацией, важно иметь коммуникативные навыки, навыки словесного воздействия на человека, а такая} творческий потенциал, поскольку данная работа в чем-то сродни рекламе.

Если профессиональное просвещение осуществляется в рамках отдельной! учебного заведения и носит личностно-ориентированный характер, та планировать эту работу (в особенности мероприятия по профпропаганде и профагитации) целесообразно только после завершения предварительной профдиагностнки. ■',

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.