Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Г.К. Кунанбаева, магистр юриспруденции, докторант PhD

Международная защита права интеллектуальной собственности.

Ж.Б. Музтауов

Студент 2 курса, специальности «Юриспруденция»

Восточно-Казахстанского Государственного университета им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск

Г.К. Кунанбаева, магистр юриспруденции, докторант PhD

Восточно-Казахстанского Государственного университета им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск

В силу того, что Казахстан хочет войти во Всемирную Торговую Организацию к нему, как к потенциальному участнику этой организации предъявляются повышенные требования, включающие целый комплекс норм и правил, которым Республика Казахстан (далее - РК) должна соответствовать. И первое, что хотелось бы отметить - это Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (соглашение ТРИПС), который является одним из основополагающих документов, положениям которого должно соответствовать законодательство всех стран-участников ВТО. В отличие от международных конвенций в этой сфере соглашение ТРИПС предусматривает механизм по урегулированию споров, а также меры охраны прав интеллектуальной собственности в случае нарушения этих прав[1].

В силу принятого Стратегического плана Министерства Юстиции РК на 2011-2015 годы одним из ключевых документов является «….в рамках формирования Единого экономического пространства одним из ключевых документов является Соглашение о единых принципах охраны и защиты прав интеллектуальной собственности»[2].

По мнению Рассолова И. М. «наиболее острой проблемой является подделка, или оборот контрафактной продукции. У обладателей интеллектуальных прав существуют общие средства, чтобы ее устранять, разумеется, при поддержке публичных властей. Что касается литературных и художественных произведений, технические механизмы их защиты и идентификации должны ощутимо ограничить их подделку. Надо будет также воздействовать на провайдеров (в частности, мерами гражданской и уголовной ответственности), побуждая их блокировать доступ к контрафактной продукции или информации такого содержания, когда она схвачена и преследуется законными владельцами. Наконец, последовательное развитие юридических процедур в этой области позволит дополнять защиту обладателей прав новыми нормами»[3].

В настоящее время законодательство РК в сфере интеллектуальной собственности в целом сформировано. Республика является участником основных международных соглашений и договоров. Предпринятый в 2003-2005 годах комплекс мер, включающий в себя совершенствование законодательства, активизацию праворазъяснительной работы, сотрудничество с международными организациями, взаимодействие с правоохранительными органами и др., позволил в 2006 г. выйти Казахстану из Контрольного списка 301 (ежегодный доклад о нарушениях прав интеллектуальной собственности в мире - «Специальный доклад 301», предусматривающий аналитическую информацию о странах, не обеспечивающих эффективную и адекватную правовую охрану прав интеллектуальной собственности)[4].

Стратегическим планом предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение адекватной охраны прав интеллектуальной собственности пользователями, усиление праворазъяснительной работы и повышение конкурентоспособности страны в данной сфере. Одной из проблем в сфере интеллектуальной собственности является распространение контрафактной продукции, в том числе в сети Интернет. Стремительное развитие цифровых технологий позволило «пиратам» без особых затрат осуществлять копирование и распространение произведений без согласия авторы и выплаты авторского вознаграждения. Отсутствие возможности проводить проверки без вознаграждения субъектов предпринимательства позволило последним скрывать факты незаконного использования объектов интеллектуальн6ой собственности.

Согласно рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности, опубликованного в 2010 г., Казахстан по индикатору «Защита прав интеллектуальной собственности» заметно снизил свои показатели, с 78 места на 98 место. Совместно с правоохранительными органами активизировать проведение мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в данной сфере, что будет способствовать развитию творческого потенциала и воплощению новых идей в изобретениях, промышленных образцах и в других объектах интеллектуальной собственности….»[5].

Интернет просто заполонен пиратскими программами, аудио-, видеофайлами, которыми пользуются большая часть интернет аудитории. У непосредственных законных производителей этих программ просто нет почти никаких методов воздействия на создателей пиратских версий, в связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на международных актах, которые в какой-то мере регулируют интернет «отношения».

Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (Стокгольм, 14.07.67 г.) по охране промышленной собственности. «Данная конвенция учредила ВОИС и является пересмотренной версией Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. Стокгольмская конвенция своей целью имела внесение вклада в улучшение взаимопонимания и сотрудничества между государствами в интересах их взаимной выгоды на основе уважения суверенитета и равенства, стремясь, в целях поощрения творческой деятельности, содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, стремясь модернизировать и улучшить качество в области охраны промышленной собственности и в области охраны литературных и художественных произведений» [6].

Конечно, можно говорить о том, что эта конвенция является некой отправной точкой всей защитной системы в области охраны интеллектуальной собственности, но сейчас мы говорим о конвенции, которая была принята в 1967 году, когда медиа-пространство было на нулевом уровне охрана касалась только полезных моделей. неких производственных нововведений и т. д.. Однако вместе с этим это был качественный скачок в продвижении интересов в области защиты прав интеллектуальной собственности.

Евразийская Патентная Конвенция от 09.09.1994 года «подписана с целью межгосударственного сотрудничества в сфере охраны изобретений, также создания межгосударственной системы получения такой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех договаривающихся государств. Владелец евразийского патента обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать использовать запатентованное изобретение. Может передавать свое право или выдавать на него лицензии. Срок действия патента установлен в 20 лет с даты подачи евразийской заявки. За нарушение евразийского патента накладывается та же гражданско-правовая или иная ответственность, как и за нарушение национального патента»[7].

Участниками является Азербайджан, Молдова, Армения, Российская Федерация, Беларусь, Таджикистан, Грузия, Туркменистан, Казахстан, Украина, Кыргызстан, Узбекистан. Из содержания данной конвенции можно судить о том, что в свете тех событий (распад СССР, создание Содружества Независимых Государств) государства постсоветского пространства стремились как можно быть ближе по тем или иным вопросам касающихся государственных интересов и данная конвенция закрепила основные положения, на которые должны опираться подписавшиеся государства.

Конечно, этот вариант наиболее оптимален и выгоден для всех участников конвенции это намного упрощает продвижение своих новшеств в соседние страны, так как всегда нужен рынок сбыта, а этот регион удобен для реализации своих изобретений. Но данная конвенция не содержит никаких норм регулирующих Интернет-защиты по простой причине того, что Интернет на время подписания еще не имел широкого распространения у населения.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 28.03.1994 г. было «подписано с целью развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также правовой охраны промышленной собственности. В области охраны промышленной собственности физические и юридические лица одного государства будут пользоваться теми же правами и преимуществами, которые предоставлены законодательством другого государства. Соглашение действенно в течение 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5 летние периоды, если одна сторона не уведомит другую о выходе (прекращение) из действия соглашения»[8].

Исторически сложившиеся взаимоотношения соседних государств непременно ведут к различному роду соглашений на всех уровнях общественного уклада и соглашение между нашими странами в области охраны промышленной собственности как раз подтверждает необходимость взаимной поддержки, данное соглашение определяет основные положения, касающиеся охраны и гарантии защиты прав интеллектуальной собственности.

Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 06.031998 г. «В целях выработки согласованных форм и реализации методов взаимодействия в области охраны и защиты интеллектуальной собственности. Стороны будут осуществлять сотрудничество в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования правонарушений в этой области на основе соблюдения принципов равноправия и взаимной выгоды и в соответствии с международными договорами и в соответствии со своими национальными законодательствами».

«Концепция формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информаций по предупреждению правонарушений в области интеллектуальной собственности (производная от соглашения от 06.03.1998г. принята с целью развития информационного взаимодействия государств-участников соглашения. Включает национальные базы данных, сформированные на общих принципах, а также правила и процедуры межгосударственного обмена информаций»[9].

По договору об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем от 06.05.1989 г. каждая Договаривающаяся сторона «обязана обеспечить на своей территории охрану интеллектуальной собственности в отношении топологий в соответствии с настоящим Договором. В частности, она гарантирует достаточные меры, обеспечивающие предотвращение действий, а также соответствующие правовые средства восстановления нарушенного права, если такие действия были совершены.

Любая Договаривающаяся сторона обязана признавать неправомерными следующие действия, если они осуществляются без разрешения управомоченного лица: воспроизведение охраняемой топологии в целом или какой-либо ее части либо путем ее включения в интегральную микросхему, либо иным образом, за исключением воспроизведения какой-либо части, которая не удовлетворяет требованию оригинальности, ввоз, продажа или другие виды распространения в коммерческих целях охраняемой топологии или интегральной микросхемы, включающей охраняемую топологию»[10].

Бернская Конвенция по Охране Литературных и Художественных Произведений, принятая 9 сентября 1886 г. и в последующем пересмотренная несколько раз предусматривает страны, к которым применяется настоящая Конвенция, «образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения. Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере до прекращения срока действия его имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана»[11].

Однако те страны, законодательство которых на момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему, не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предшествующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора. Средства защиты для обеспечения прав, предоставляемых настоящей статьей, регулируются законодательством страны, включающий Гражданский Кодекс РК, Гражданско-процессуальный Кодекс РК, Уголовный КодексРК, Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный Кодекс РК, Закона «Об авторском праве и смежных правах» РК, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест происхождения товаров» РК, «Патентного закона» РК, «Об охране селекционных достижений» РК, «О правовой охране топологий интегральных микросхем» РК.

В рамках Таможенного союза вопросы интеллектуальной собственности регулируется в соответствии с Главой 46 Таможенного кодекса Таможенного Союза (статьи 328-334) и Главой 53 (статьи 436-445) Таможенного кодекса РК. Было подписано Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, ратифицированное Законом РК 30 июня 2010 г. В январе 2012 г. вступило в силу Соглашение ЕЭП о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

Можно сказать о том, что на данный момент Казахстан подписал и присоединился к основным Конвенциям и договорам, которые обеспечивают защиты прав, но вместе с тем национальное законодательство должно быть приведено в совершенное состояние, а также должен быть выработан четкий механизм взаимодействия между всеми уполномоченными структурами государственной власти с целью защиты и охраны прав интеллектуальной собственности. Конечно, можно некоторые проблемы списать на молодость и неразвитость некоторых институтов интеллектуальной собственности в Казахстане, но в силу глобализации процессов на международной арене различного рода процесса протекают стремительно и конечно, чтобы не отставать от передовых технологий и зарубежного опыта нужно постоянно проводить мониторинг данной отрасли.

Список литературы

1. Информационный центр по вопросам вступления Казахстана в ВТО// http// www.wto.kz/

2. О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2011 года № 129 «О Стратегическом плане Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2011–2015 годы»

3. Рассолов И.М. Право и Интернет: теоретические проблемы. - 2-е изд., доп. - М.: Норма, 2009 с.

4. Ежегодный доклад о нарушениях прав интеллектуальной собственности в мире - «Специальный доклад 301»// http://erazamat.ucoz.kz/

5. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан// http// www.adilet.zan.kz/

6. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (г. Стокгольм, 14.07.1967г.) // http// http://www.intellkaz.kz/

7. Евразийская Патентная Конвенция ( г. Москва, 09.09.1994 года) // http// http://www.intellkaz.kz/

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (г. Москва, 28.03.1994 года)// http// http://www.intellkaz.kz/

9. «Концепция формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информаций по предупреждению правонарушений в области интеллектуальной собственности (г. Душанбе, 25.05.2006г.)// http// http://www.intellkaz.kz/

10. Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем (принят от 06.05.89 г.) // http// http://www.intellkaz.kz/

11. Бернская Конвенция по Охране Литературных и Художественных Произведений (г. Берн, 09.09.1886 г.)// http// http://www.intellkaz.kz/

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.