Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эренжен Хара-Даван (1883-1942). Чингисхан как полководец и его наследие. http://gumilevica.kulichki.net/HD/index.html



Тема 4. Монгольское государство XII-ХIV вв.

Монгольские завоевания

1. Монголия до XII в.

а) этногенез монголов.

б) занятия населения и социальный состав монголов.

2. Источники по истории Монголии.

3. Образование монгольского государства. Темучин (Чингис-Хан).

4. Организация монгольской армии.

5. Монгольские завоевания: их причины, основные этапы и последствия.

6. Образование «Всемирной империи Юань» :

а) государственное устройство. Хубилай.

б) экономическая характеристика

Доклады:

– Чингизхан как исторический персонаж.

– Елюй Чуцай и другие сподвижники Чингизхана.

Карта . Gengis Khan empire-fr.svg

Https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Gengis_Khan_empire-fr.svg

Карта 2. Миграции народов Евразии в IX-XI вв. н.э.http://gumilevica.kulichki.net/maps/art03.html

Карта 16. Империя Юань. http://gumilevica.kulichki.net/maps/he216.html

Карта 17. Государство Хулагуидов в 1258 г. http://gumilevica.kulichki.net/maps/he217.html

Приложение. Фрагменты из источников.

 

Источники и литература:

Ибн-Аль-Асир. Ал Камиль-фит-тарих. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. М.-Л., 1941.

Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 года. М.-Л., 1941.

Книга Марко Поло. М., 1955.

Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М., 1965.

Мэн-Да-Бэй-Лу (Полное описание монголо-татар). Пер. Н.Ц.Мункуева. М., 1960.

Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана. Казань, 2008.

Плано Карпини. История монголов. М., 1957.

Путевые заметки китайца Чжан Дехоя во время путешествия его в Монголию в первой половине 13 столетия. Пер. П. Кафарова // Записки Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Иркутск, 1867. Кн. 9, 10.

Рашид Ад-дин. Сборник летописей. Пер. с персидского. Т. 1-3. М.-Л., 1946-1952, 1968.

Рубрук Г. Путешествие в восточные страны. М., 1957.

 

* * *

Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. в 9 т. Т. 1. М., 1963.

Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение «тэнгрианство». Казань, 2006.

Берган М. Империя монголов. М., 2007.

Бернштам Е.И. Очерк истории гуннов. Л., 1951.

Бичурин Н.Я. (Иакинф). История первых четырех ханов из дома Чингисова. СПб., 1828.

Буниятов З.М. Государство хорезмшахов (1097-1231). М., 1986.

Викторова Л.Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. М., 1980.

Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. М.-Л., 1934.

Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. - 1234 г.). М., 1975.

Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI-VIII вв. Екатеринбург, 2006.

Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 2003.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 2002.

Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 2003.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2008.

Далай Чулуун. Монголия в 13-14 веках. М., 1983.

Дальний Восток и Центральная Азия. М., 1985.

Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов: Чингисхан и его преемники. М., 2007.

Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

История Монгольской Народной Республики. М., 1983.

Капица М.С. Еще раз о роли Чингисхана в истории // Вопросы истории. 1988. №7.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы евразийских степей (древность и средневековье). СПб., 2004.

Крадин Н.Н. Структура власти в государственных образованиях кочевников // Феномен восточного деспотизма. М., 1993.

Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М.: Наука, 1990.

Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М., 1973, 1998.

Лэмб Г. Чингисхан. Властелин мира. М., 2002.

Маликов А.М. Тюрки в Среднеазиатском Междуречье в VI-VIII вв. // ИМКУ. – 2001. – Вып. 31. С. 6-7.

Петров А.М. Великий шелковый путь. М., 1995.

Плетнева С.А. Кочевники средневековья: поиски закономерностей. М., 1982.

Россаби М. Золотой век империи монголов. М., 2009.

Ру Ж. Чингисхан и империя монголов. М., 2005.

Скрынникова Т.Д. Монгольское кочевое общество периода империи // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М., 2000.

Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997.

Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.

Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.

Файзрахманов Г.Л. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. Казань, 2001.

Хара-Даван Э. Чингисхан. Великий завоеватель. М., 2008.

Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху развитого средневековья. Новосибирск, 1997.

Эренжен Хара-Даван (1883-1942). Чингисхан как полководец и его наследие. http://gumilevica.kulichki.net/HD/index.html

В Приложении содержатся фрагменты из средневековых источников, написанных разными авторами и в разное время.

Обзор открывают два источника монгольского происхождения: «Яса» и «Сокровенное сказание» («Тайная история монголов»), появившиеся почти одновременно с созданием Монгольской империи Чингизханом, но уже после его смерти. Если «Яса» стала прямым результатом практической деятельности этого человека, то «Сокровенное сказание» создано его потомками, судя по наиболее установившейся версии его приемным сыном Шиги-Хутуху.

 

 

  1. Приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью.
  2. Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.
  3. Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги.
  4. Под страхом смертной казни, запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая.
  5. Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы.

О войне:

  1. Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился.
  2. Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
  3. Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время.
  4. Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско.
  5. Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы.
  6. Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародерствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.
  7. Военная добыча должна делиться следующим образом:
    1. 3/5 доставалось войску
    2. 1/5 доставалась джихангиру (руководителю похода)
    3. 1/5 доставалась императору
  1. Для тренировки войска надлежит организовывать большую охоту каждую зиму, для чего запрещено с марта по октябрь убийство оленей, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и птиц.
  2. Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти. Если их проступок менее серьёзен, им надлежит лично явиться к хану.

О браке:

  1. Закон о браке требует, чтобы каждый мужчина выкупал свою жену, а родственные браки запрещены. Человек может жениться на двух сестрах, равно как и иметь несколько конкубинаток.
  2. Всякий замеченный в адюльтере наказывается смертью и виновные в нём могут быть убиты на месте.
  3. Если две семьи желают объединиться посредством брака, но имеют лишь малолетних детей, то брак такой разрешить при условии, если один из детей мальчик, а другой девочка. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу.

О быте:

  1. Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.
  2. Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце.
  3. Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.
  4. Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё или купаться в проточной воде во время грозы.

О преступлениях:

  1. Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
  2. Под страхом смертной казни, запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. Тоже касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привел его к хозяину.
  3. Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти.

(см.: Лэмб Г. Чингисхан. Властелин мира. Приложение. М., 2007)

 

II. Юность Чингиса

[…]

§ 98. Однажды, во время кочевки у Бурги-эрги, в истоках реки Келурена, чуть свет, в ту пору, когда начинает только желтеть воздух, поднялась Хоахчин-эмген, служанка в юрте матери Оэлун, поднялась и говорит:

«Поскорее вставай, мать. Слышен топот конский, земля дрожит. Уж не едут ли опять эти неотвязные Тайчиудцы? Тотчас вставай, мать!»

§ 99. Тотчас же встала и мать Оэлун, встала и велит поскорей разбудить ребят. Темучжин и другие ребята тоже не замедлили встать. Поймали лошадей и сели верхом: на одной лошади – Темучжин, на другой – Оэлун-эке, на третьей – Хасар, на четвертой – Хачиун, на пятой – Темуге-отчигин, на шестой – Бельгутай, на седьмой – Боорчу и на восьмой – Чжелме. Темулуну же мать Оэлун держала у себя на руках, у груди. Одну лошадь приспособили в качестве заводной, так что для Борте-учжины не оставалось лошади.

§ 100. Темучжин с братьями тронулись и еще до зари поднялись на Бурхан. Спасая Борте-учжину, Хоахчин-эмген усадила ее в крытый возок, запрягла рябую в почках корову и тронулась вверх по речке Тенгели. Еще темнел бор по северным склонам. Светало. Вдруг навстречу им скачут, озираясь кругом, ратные люди. Подъехали к старухе и спрашивают: «Ты кто такая?» – «Я темучжиновская!» – говорит старуха Хоахчин. – «Езжу в большую юрту стричь овец. А сейчас еду домой». – «А Темучжин-то дома? Далеко ль до его юрты?» – спрашивают те. – «Юрта-то его близко, – говорит Хоахчин, – а дома ли он, нет ли, – того не знаю: я выехала с заднего двора».

§ 101. Ратники тотчас ускакали. Тут старуха Хоахчин принялась хлестать, подгонять свою рябобокую корову, да от спешки-то ось тележная и сломалась. Оставшись со сломанной осью, давай они уговариваться пешком пробраться в лес. Как вдруг подлетают к ним вскачь те самые, что и давеча ратники, а с ними Бельгутаева мать, которую вдвоем с одним из них посадили за седло: ноги ее свисали без опоры в стременах. Подлетают: «А в телеге у тебя что?» – спрашивают. – «Везу овечью шерсть!» – отвечает старуха Хоахчин. Тогда военные начальники говорят: «Слезай-ка, ребята, да посмотри!» Ребята слезли и приоткрыли дверцу крытого возка: «Да тут сама госпожа!» – говорят они и выволокли ее. Они посадили ее на коня сундлатом, вдвоем с Хоахчин, и поднялись на Бурхан, идя по следу Темучжина, по примятой траве.

§ 102. По следам Темучжина трижды они обошли Бурхан-халдун, но не могли его поймать. Метались туда и сюда, шли по его следу по таким болотам, по такой чаще, что сытому змею и не проползти. Однако изловить его все же не смогли. Оказывается, то были люди из трех Меркитских родов: Тохтоа из Удууд-Меркитского рода, Даир-Усун из Увас-Меркитского рода и Хаатай-Дармала из Хаат-Меркитского рода. За то, что когда-то у Чиледу была отнята Оэлун-эке, теперь они, в свою очередь, пришли отомстить. «Ну, теперь мы взяли пеню за Оэлун, забрали у них жен. Взяли-таки мы свое!» – сказали Меркиты и, спустившись с Бурхан-халдуна, тронулись по направлению к своим домам […]

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.