Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ



Тест американского социального психолога К. Томаса по­зволяет оценить индивидуальную стратегию (партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей партнера или напористость — реализация собственных интересов, достиже­ние собственных целей) и тактику (уступка, сотрудничество, компромисс, избегание, противоборство) поведения в конф­ликтной ситуации.

Инструкция:

Для определения своих индивидуальных характеристик пове­дения в конфликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику по­ведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характеризует Ваше обыч­ное поведение в конфликте, и отметьте его. Утверждения повто­ряются, но каждый раз в новом сочетании.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса, б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохра­нить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти под-

держку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для

себя, б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-

бы со временем решить его окончательно, б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состо­ят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих

разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состо-

ят все затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра­нить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз-

вать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

717

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его

взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохра-

нить наши отношения.

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-

ность настоять на своем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состо-

ят все затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к жела-

ниям другого, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине меж-

ду моей позицией и точкой зрения другого человека, б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание

каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стара-

юсь пойти навстречу его желаниям, б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих

взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каж­дого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать

споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совме­стно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику К. Томаса:

Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.

~"""—-^'Тактика Hi вопроса""—--~_^ Противоборство Сотрудничество Компромисс Избегание Уступка
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а    
в б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б   а  
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б     а
      а б
а б      
    а б  
  б     а

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается та­кая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике резуль­тат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», от­меченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, дру­гие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимизации 720

своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестиро­вания.

Баллы

12 11 10

8 7 6 5 4 3 2

           
          ..................
           
           
          ......
           
           
           
           
           
           
           

У Тактики

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Анализ документов— метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резо­люциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.

Анкетирование— вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы— все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрица­тельной формулировках, а также и предлагаемые варианты от­ветов.

Бренд(брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка.

Бриф— документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится до­полнительная информация, необходимая агентству для их дости­жения.

Брифинг— инструктаж, совещание, в рамках которого форму­лируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования.

Валидность— основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного по­казателя тому, что подлежало измерению.

Вариация— разброс в значениях переменной.

Верификация— подтверждение научной теории всем множе­ством эмпирических фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание— предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность— числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

Вопросы-фильтры— класс дополнительных вопросов социоло­гической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к дан­ному вопросу.

Вторичные данные— информация, которая уже была кем-то получена и обработана.

Выборка— группа людей, подобранная для исследования, реп­резентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Выборочная совокупность— люди, которыми социолог интере­суется как исследователь и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка.

Выборочное обследование— способ систематического сбора дан­ных о поведении и установках людей посредством опроса специ­ально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность— множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотеза— научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Гистограмма— графическое изображение распределения, пост­роенного чаще всего по интервальной шкале.

Глубинные интервью— детальное изучение представителей це­левой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга).

Группировка данных— один из основных методов обработки первичной статистической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близ­кие значения изучаемого признака.

Групповое интервью— беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Данные— информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.

Деликатный вопрос— анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы.

Деловые игры— прикладная методика и система решения кон­кретных управленческих задач на предприятии или в организации,

имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активно­го обучения) руководящего персонала.

Дельфи-метод— метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значению прогнозируемого показателя.

Дескриптивная интерпретация— описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дескриптивные исследования{descriptive research) — исследова­ния, построенные на простом описании изучаемого объекта.

Диаграмма— обобщенное название самых разнообразных гра­фических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.

Диалоговое интервью— форма глубинного интервью, протека­ющего в форме свободного диалога исследователя и исследуемо­го, в котором оба занимают одинаково активную позицию и рав­ноправно обмениваются мнениями относительно обсуждаемых проблем.

Дискриминантная валидность— те переменные, которые в тео­рии считаются невзаимосвязанными (некоррелирующими), дол­жны быть таковыми и в эмпирии.

Дискриминантный анализ— статистический метод, который по­зволяет изучать различия между двумя и более объектами по не­скольким признакам одновременно.

Дисперсия— средняя из квадратов отклонений значений при­знака от их средней величины.

Дневник— метод исследования, при котором респонденты в те­чение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специ­альные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.

Дневниковые исследования— изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опра­шиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интере­сующую информацию.

Доверительная вероятность— вероятность того, что оценивае­мый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.

Домашний тест(Home-test) — методика домашнего тестирова­ния товаров.

Зависимые переменные— переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел— утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при не­которых весьма общих условиях, к результату, почти не завися­щему от случая.

Закономерность— мера вероятности наступления какого-то со­бытия или явления либо их взаимосвязи.

Идеализированный объект— теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа.

Измерение— сравнение объекта по каким-либо сходным свой­ствам или сторонам.

Индекс— относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупнос­ти элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.).

Индивидуальное(личное) интервью— беседа тет-а-тет интер­вьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей.

Индивидуальные глубинные интервью— индивидуальные бесе­ды с экспертом в области вашего исследования.

Индикатор— ориентирующий показатель, измеритель, позво­ляющий в определенной степени предвидеть, в каком направле­нии следует ожидать развития экономических, социальных, по­литических и экологических процессов.

Инновация— конечный результат инновационной деятельнос­ти, получивший воплощение в виде нового или усовершенство­ванного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершен­ствованного процесса, используемого в практической деятельно­сти либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Интервенционистская социология— научное исследование соци­альной проблемы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс.

Интерпретация— истолкование, объяснение.

Исследовательские вопросы— гипотезы, построенные на осно­ве сформулированных научных проблем.

История жизни— тактика исследования, использующая биогра­фические данные, а также другие источники.

Кабинетные исследования{Desk research) — в маркетинге вто­ричные исследования, т.е. обработка уже существующей инфор­мации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.

Квазиэксперимент— крупномасштабное социальное нововведе­ние без предварительного тестирования объекта.

Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объек­та (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы.

Классификация— процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей

между ними.

Кластерный анализ— группа технических процедур, использу­емых для объединения объектов или людей, похожих между со­бой по двум и более классификационным признакам.

Клиническая социология— направление прикладной социоло­гии, ставящее своей целью произвести позитивные изменения в социальной организации любого уровня.

Кодирование— присвоение числовых кодов позициям в соци­ологической анкете.

Конвергентная валидность— те переменные, которые в теории считаются взаимосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Конкретизация— перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация).

Консалтинг— помощь клиентам (индивидуальным или инсти­туциональным), оказываемая отдельным специалистом или кон­салтинговой компанией, при решении социальных, экономичес­ких и политических проблем, возникающих в ходе практической деятельности.

Контент-анализ— количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Контролирование репрезентативности— сравнение средних ге­неральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Концептуализация— наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

Концептуальное(понятийное) определение предмета социоло­гии— совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практи­чески решает социальные проблемы.

Концептуальное картирование{Concept Mapping) — процесс пе­ревода абстрактных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа.

Концептуальный объект— идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Корреляция— показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент вариации— отношение среднего квадратическо-го отклонения к величине соответствующей ему средней.

Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона— оценка сте­пени тесноты связи между качественными, но не альтернативны­ми признаками.

Коэффициент корреляции— числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Коэффициент корреляции рангов Спирмэна— непараметричес­кая оценка, позволяющая измерить тесноту связи как между ко­личественными, так и между качественными признаками.

Критерий Пирсона2) {Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случайная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распределения F(X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными.

КритерийСтьюдента (/-критерий) — критерий, предназначен­ный для проверки гипотез о средних величинах.

Кросстаб (от англ. crosstab {cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное нало­жение значений двух переменных.

Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц.

Кумулята— графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные часто­ты или частости, а на горизонтальной — значения признака.

Линейные(одномерные) распределения— перечисление всех значений одной переменной.

Логический анализ понятий— логическое структурирование ис­ходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Логический контроль— соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований.

Маркетинговые исследования{Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения мар­кетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Медиана— величина варьирующего признака, делящая сово­купность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью кото­рых устанавливается связь между фактами, гипотезами и тео­риями.

Методика— организационный документ, основанный на сово­купности методов, связанных общностью решаемой задачи. М. вы­полняет функцию методической инструкции.

Методология: 1) система принципов научного исследова­ния; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы когнитивного интервью— вовлечение респондента в процесс тестирования, критики и улучшения вопросника.

Мистери-шоппинг — оценка условий торговли, качества обслу­живания с помощью контрольных покупок, проводимых инког­нито.

Мода— величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.

Модераторы— интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов.

Наблюдение— метод сбора первичной информации путем пря­мой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Наводящий вопрос— вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, допол­нительная информация, необходимые пояснения.

Нарративное интервью{narrative — рассказ, повествование) — произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера.

Независимые переменные— переменные, на изменение которых не влияют другие переменные.

Неформализованное интервью— длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минималь­ной детализацией поведения интервьюера.

Номинальнаяшкала — шкала произвольных взаимно-однознач­ных преобразований, в результате которых сохраняются отноше­ния равенства и неравенства между числами.

Нормальное распределение— непрерывное, симметричное рас­пределение, имеющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68% наблюдений по­падают в интервал Х± а; около 95% наблюдений — в интервал Х± 2а; а 99% — в интервал Х± За.

Обработка социологической информации— математико-статис-тическое преобразование данных, которое делает их компактны­ми, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования— в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, спо­собные дать социологу необходимую информацию.

Объем выборки— количество единиц выборочной совокуп­ности.

ОМНИБУС— опрос респондентов путем заполнения ими ан­кет с большим количеством вопросов на различные темы.

Операционализация— перевод понятий в термины либо наде­ление терминов эмпирическими признаками; установление коли­чественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

Операционализм— форма неопозитивизма, основанная на пред­ставлениях англо-американского физика П. Бриджмена.

Операциональное определение переменной— совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.

Опросная сеть— совокупность обученных и опытных интер­вьюеров по всей стране, которые занимаются проведением различ­ных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных.

Органиграмма— графическая интерпретация процесса вы­полнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделе­ниями, их внутренними структурными органами и отдельны­ми работниками.

Организационный план исследования— описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследова­ния.

Оценочное исследование— систематическое, использующее ме­тоды социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рассматривать как вариант прикладно­го социального исследования.

Ошибка репрезентативности— мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Ошибки выборки— ошибки, допускаемые исследователем при составлении выборочной совокупности.

Ошибки поля— ошибки, связанные с организацией и проведе­нием поля ошибки.

Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.

Первичные данные— полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математичес­кую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Переменная— понятие в социологии, которое может принимать различные значения.

Показатели(социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, про­цессов, отражающих их структуру или динамику развития.

Полевое исследование— крупномасштабное изучение соци­альных явлений методом непосредственного наблюдения за пове­дением людей в реальных жизненных ситуациях.

Полигон распределения— замкнутая ломаная линия в прямоу­гольной системе координат с координатами р q), где х(. — зна­чение /-го признака, qt — частота или частость /-го признака.

Полуструктурированное интервью— интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспек­тов, относительно которых должна быть получена информация.

Понятие-индикатор— понятие, обозначающее регистрируемые признаки.

Предмет исследования— наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для реше­ния проблемы исследования.

Проблема исследования— различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желатель­ным положением дел, выраженное на научном языке.

Проблемная ситуация— состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Программа— стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего ме­роприятия, изложить концепцию всего исследования.

Прожективные вопросы— вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей.

Пропозиция(пропозициональная функция) — выражение с нео­пределенными терминами (переменными), при выборе конкрет-

ных значений для этих терминов преобразующееся в осмыслен­ное (истинное или ложное) высказывание.

Протокольные предложения— конкретные записи о единичном событии методологи, придерживающиеся позитивистской ориен­тации.

Профиль работника— перечень профессиональных умений, зна­ний, навыков и производственного опыта, требуемых для выпол­нения данной работы или назначения на конкретную должность.

Процедура— последовательность всех операций, общая систе­ма действий по организации исследования.

Психотехника— прикладное направление в советской психоло­гии труда в 20—30-е гг., изучавшее широкий круг социальных воп­росов — от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала; послужило историческим предшественником заводской социологии.

Релевантность— уместность, соответствие чему-либо.

Репрезентативность выборки— свойство выборочной совокуп­ности представлять характеристики генеральной.

Роллинговые исследования— опрос, при котором данные накап­ливаются до достижения достаточного уровня значимости.

Социальная диагностика— оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирова­ния и развития.

Социальная проблема— существующая в самой реальности про­тиворечивая ситуация, носящая массовый характер и затрагива­ющая интересы больших социальных групп либо социальных ин­ститутов.

Социальное проектирование— обоснованное конструирование отвечающих заданным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдаленном будущем социальных объектов (состо­яний, процессов).

Социальные технологии— вид прикладного исследования, по­зволяющий многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления.

Среднее арифметическое— сумма значений переменной, поде­ленная на число значений.

Среднее квадратическое отклонение— один из показателей ва­риации, представляющий собой корень второй степени из сред­него квадрата отклонений значений признака от их средней ве­личины (дисперсии).

 

Среднее линейное отклонение— один из показателей вариации, представляющий собой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины.

Среднее отклонение— мера разброса, основанная на отклоне­нии каждого из значений от среднего.

Средняя (средняя арифметическая) — значение признака, ко­торое равномерно распределено между всеми единицами совокуп­ности.

Статистические таблицы— способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характери­зующих те или иные массовые явления или процессы.

Стратагема— алгоритм практических или теоретических дей­ствий.

Структурированные интервью— визуальный опрос респонден­тов путем фиксирования на бумаге точных и однозначных пока­зателей.

Структурная интерпретация— упорядочение теоретических по­нятий, выявление их взаимных связей.

Сценарий— вероятностное описание картины будущего, состав­ленной на основе компетентных технических суждений.

Телефонное интервью— одна из форм опосредованного опроса при помощи телефона.

Тенденция— слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной закономерности.

Теоретическая модель предмета исследования— обобщенное выражение проблемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных понятий.

Тест— кратковременное стандартизованное испытание, на­правленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психическо­го свойства.

Техника— совокупность специальных приемов для эффектив­ного исследования того или иного метода.

Типологизация— обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обо­снованным критериям.

Типологическая группировка— разделение качественно разно­родной совокупности на отдельные качественно однородные груп­пы и выделение на этой основе социальных типов явления.

Тренинг— комплекс упражнений, проводимых на умствен­ном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществ-732

ляемых по специальной методике, разработанной на научной основе.

Трудный вопрос— это вопрос, затруднения при ответе на кото­рый связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста.

Факторная интерпретация— установление связей (иногда вы­раженных в количественных величинах) между исходными поня­тиями и переменными.

Факторы— гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые переменные, подразделяются на общие и характерные.

Фокус-группа— беседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непос­редственном (личном) контакте в специально отведенном поме­щении.

Фокусированное(направленное) интервью— подробное обсуж­дение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

Формализованное интервью— беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструк­цию вопросов, варианты возможных ответов.

Холл-тесты— тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки.

Хронография — графическая фиксация временных характерис­тик двигательной активности человека в процессе работы.

Хронометраж— метод опосредствованного наблюдения трудо­вого процесса с применением секундомера.

Центральная тенденция— выявление того, какие из значений переменных встречаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономер­ность.

Частнонаучные понятия— социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции.

Эксперимент— исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определенном порядке изменять другие ха­рактеристики.

Экспертный опрос— разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты.

Эксплицировать— делать нечто явным, открыто выражать, про­изводить логический вывод, объяснять.

Эмпирическая интерпретация— операционализация теоретичес­ких понятий.

Эмпирическая схема объекта исследования— описание экс­периментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое — входит в содер­жание.

Эмпирические референты— реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и высту­пающие в виде значения переменной.

Эмпирический индикатор— элемент или характеристика объек­та, которые доступны наблюдению и измерению.

Эмпирический факт— единичное суждение о конкретном со­бытии.

Эмпирическое исследование— сбор первичных данных, прове­денный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого реп­резентативную информацию.

Эргономика— отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Эффект эха(«галлоэффект») — многократное повторение од­ной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

Action research— семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного по­знания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и ак­тивного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения; исследование-внедрение.

CATI(Computer Assisted Telephone Interviewing) — компьютерная система телефонного опроса.

CATI-центр— помещение, оборудованное для проведения ав­томатизированных телефонных опросов.

Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present— интервью с помощью компьютера в присутствии интер­вьюера.

Computer AssistedSelf-Administered Questionnaire— заполнение анкеты респондентом на компьютере.

Computer Assisted Telephone Interview— телефонное интервью с помощью компьютера.

Computer-Assisted Personal Interviewing

помощью компьютера.

ESOMAR — Европейское сообщество по маркетинговым иссле­дованиям и общественному мнению.

Market Research — исследование рынка.

Marketing Research — исследование сбыта, маркетинговое ис­следование.

Paper and Pen Interview — интервью с карандашом и бумагой; традиционные интервью.

People meter — прибор, позволяющий регистрировать просмотр телевизора каждым из членов телевизионной панели.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М., 1987.

3. Айвазян З.С. Приглашать консультантов или учиться самим? // Кон­сультант директора. 1999. № 15.

4. Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика в задачах и уп­ражнениях: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Алексеев А.А. «Технологические» методы проблемных маркетинговых исследований: «опрос техническими средствами» и «полевой экспе­римент» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.

6. Алексеев А.Н. Применение метода включенного наблюдения в комп­лексном социальном исследовании // Молодежь. Образование, вос­питание, профессиональная деятельность. Л.: Наука, 1973. С. 65—71.

7. Алексеев А.Н. Скрытая камера социолога // Знание — сила. 1982. № 3.

8. Алексеев А.Н. Человек в системе реальных производственных отно­шений (опыт экспериментальной социологии) // Новое политичес­кое мышление и процесс демократизации. М.: Наука, 1990.

9. Алексеев А. Н. Познание через действие. Фрагменты эксперименталь­ной социологии. Кн. 1-3. М.: ИС РАН, 1993.

10. Алексеев Б.К., Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследований // Социологические исследования. 1981. Mb 1. С. 78-85.

11. Алексеев И.С., Бородкин Ф.М. Принцип дополнительности в социо­логии // Моделирование социальных процессов. М.: Наука, 1970.

12. Алексеева О. Кто помогает детям? О работе благотворительных орга­низаций. М., 1994.

13. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консуль­тантов. М., 1999.

14. АнастазиА. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагоги­ка, 1982.

15. Андреева Г.М. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

16. Андреева Г.М., Никитин Е.П. Метод объяснения в социологии // Со­циология в СССР. М., 1965. Т. 1.

17. Андреенков В.Г. Проблемы сравнительного анализа в современных социологических исследованиях // Методологические и методичес­кие проблемы сравнительного анализа в социологических исследо­ваниях. Кн. 1. М.: ИСИ АН СССР, 1982. С. 5-20.

18. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической ин­формации: Метод, пособие. М., 1985. Вып. I, II.

19. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Эмпирический базис социологичес­кой науки // Социологические исследования. 1987. № 6.

20. Андреенков В.Г., Сотникова Т.Н. Телефонные опросы населения (Методические рекомендации по проведению выборочных массо­вых опросов). М.: ИСИ АН СССР, 1985.

21. Андреенков В.Г., Чередниченко В.А. К вопросу о создании банка со­циологической информации // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 140-146.

22. Антон Г. Анализ таблиц сопряженности. М.: Финансы и статисти­ка, 1983.

23. Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Н.Новгород: НКИ, 1999.

24. Аргунова К.Д. Взаимодействие признаков в регрессивных моделях // Социологические исследования. 1987. № 2.

25. Аргунова К.Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Метод, пособие. М., 1990.

26. Артемов В.А. Структура исследования. Программа (проект) иссле­дования // Бюджет времени (вопросы изучения и использования). Новосибирск: Наука, 1977. С. 102-113.

27. Асхаков СИ. Методика и техника социологического исследования. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2000.

28. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стер. Минск: ТетраСистемс, 2001.

29. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой инфор­мации. СПб., 1996.

30. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб., 1996.

31. БадалянЛ.Г., Криворотое В.Ф. Объективность и достоверность дан­ных социологического исследования // Методы социологического

исследования. 3-я Всесоюз. конф. Вып. IV. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1989. С. 53-56.

32. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в социологии. М.: На­ука, 1986.

33. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследова­ний. М.: Аспект Пресс, 1996.

34. Башкирова Е.И., Островская О.М. Применение методики панельных исследований в маркетинговых исследованиях: индивидуальная по­требительская панель // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 6.

35. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996.

36. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.

37. Беляевский И. К. Маркетинговые исследования. М., 2001.

38. Березин И. С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и марке­тинговые исследования в России. 1996. № 5.

39. Березин И. С. «Вложенное» исследование: плюсы и минусы // Прак­тический маркетинг. 2001. № 5.

40. Берка К. Измерения: понятие, теории, проблема. М., 1987.

41. Берштейн М. С. Метод анкет // Методы изучения личности. Орел, 1923.

42. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.

43. Биографический метод в социологии: История, методология, прак­тика. М., 1993.

44. Биографический метод в социологии: История, методология, прак­тика. М.: ИС РАН, 1994.

45. Бласуш П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и ста­тистика, 1989.

46. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

47. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социаль­но-психологического исследования. М., 1997.

48. Богословская К.А. Тренинг глубинного интервью // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 4.

49. Богословская К.А. Экспертное интервью в исследованиях российс­кого рынка // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. №2.

50. Божков О.Б. Эта неуловимая генеральная совокупность // Социо­логические исследования. 1987. № 3.

51. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1916.

52. Большее Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983.

53. Борисова Л.Г. Метод включения в исследование // Социологичес­кие исследования. 1983. № 2.

54. Буданцев Ю.П. Программа и этапы эмпирического социологичес­кого исследования // Социология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1995.

55. Бунге М. Существуют ли операциональные определения? // Вопро­сы философии. 1966. № 1.

56. Бурдей К., Дембо О. Как составить запрос на проведение исследова­ния // YES!. 2000. № 2.

57. Бурдье П. Общественное мнение не существует // Социология по­литики. М.: Социологос, 1993. С. 159-178.

58. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологичес­кой диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.

59. Бурлицкая М.Г., Петрова Л.Я. Стандартизированное интервью: Про­блемы организации // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 131-137.

60. БурловА.В., Татарова Г. Г. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологичес­кие исследования. 1999. № 8.

61. Бутенко И.А. «Нет ответа». Анализ методической ситуации на стра­ницах журнала // Социологические исследования. 1986. № 4.

62. Бутенко И.А. Равноценны ли альтернативы? // Социологические ис­следования. 1988. № 2.

63. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респон­дентами. М., 1989.

64. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследо­вания. М.: Тривола, 1998.

65. Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социологические исследования. 1989. №4. С. 112-117.

66. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 100—105.

67. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологичес­кий журнал. 1994. № 3.

68. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного ин­тервью // Социология: 4М. 1995. № 5-6. С. 28-48.

69. Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники (Методический опыт качественного исследования) // Социологический журнал. 1998. № 1/2.

70. Власова М.Л. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. N° 1.

71. Власова М.Л. Чем пользуется профессионал? Краткий обзор мето­дов маркетинговых исследований // Маркетолог. 1999. № 2—3.

72. Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Организационно-методические особен­ности группового опроса // Организационно-методические пробле­мы социологического опроса. М.: ИСИ АН СССР, 1986. С. 50-69.

73. Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос // Методы сбора ин­формации в социологических исследованиях. Кн. 1. М., 1990.

74. Воловий В.И. Надежность информации в социологическом исследо­вании: Проблемы методологии и методики. Киев: Наукова думка, 1974.

75. Воробьев НА. Методологические проблемы анализа объекта социо­логического исследования. Барнаул, 1974.

76. Воронцова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: Социо­лог, интервьюер, респондент // Социология: методология, методы, математические модели. (4М). 1996. № 7.

77. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом иссле­довании. М.: Статистика, 1974.

78. Герчиков В. И. О процессе постановки задачи конкретно-социологи­ческого исследования // Методологические проблемы социологи­ческого исследования мобильности трудовых ресурсов. Новоси­бирск, 1977.

79. Герчикова И.Н. Методика проведения маркетингового исследования // Маркетинг. 1995. № 2-3.

80. Герчук Я.П. Графические методы в статистике. М.: Статистика, 1968.

81. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С. 62-81.

82. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и пси­хологии. М.: Прогресс, 1976.

83. Глушакова Т.К., Грызунова Н.В. Маркетинговые исследования начи­наются с брифинга // Практический маркетинг. 1997. № 8.

84. Голофаст В. Б. Методологический анализ в социальном исследова­нии. Л.: Наука, 1981.

85. Голофаст В.Б. Континуум опросных методов // Человек социалис­тического общества и процессы массовой коммуникации. Л.: На­ука, 1981. С. 105-111.

86. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследова­нии. Л.: Наука, 1981.

87. Голофаст В.Б. Соотношение концептуальных и инструментальных характеристик знания в социологическом исследовании // Логика социологического исследования. М.: Наука, 1987.

88. Голубков Е.П. Сбор маркетинговых данных и их анализ // Марке­тинг в России и за рубежом. 1998. № 4.

89. Голубков Е.П. Составление анкет и разработка выборочного плана // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 3.

90. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000.

91. Гостковский 3. О повышении достоверности опроса в социологичес­ких исследованиях // Социологические исследования. 1978. № 4.

92. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических ис­следований: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

93. Грязное Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973.

94. Гудков Л.Д. Характеристики респондентов, отказывающихся от кон­тактов с интервьюерами // Экономические и социальные переме­ны: мониторинг общественного мнения. 1996. № 4. С. 45—50.

95. Гуренко Е.Н. Два года «встроенного наблюдения» // Социологичес­кие исследования. 1990. № 5.

96. Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом ис­следовании. Минск, 1984.

97. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. Чебоксары, 1995.

98. Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система пока­зателей, анализ. М., 1991.

99. Гуттман Л. Основные компоненты шкального анализа // Матема­тические методы в современной буржуазной социологии. М.: Про­гресс, 1966. С. 288-343.

100. Гуттман Л. Основы шкалограммного анализа // Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1979.

101. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Минск: Вышэйшая школа, 1979.

102. Давыдов А.А. Анализ одномерных частотных распределений в соци­ологии: эволюция подходов//Социс. 1995. № 5. С. 113—116.

103. Давыдов А.А. Экспертные оценки дает респондент // Социологичес­кие исследования. 1989. № 3.

104. Давыдов А.А., Крыштановский А.О. Ремонт выборки // Социологи­ческие исследования. 1989. № 5. С. 100-105.

105. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк ис­тории и теории. М.: Наука, 1993.

106. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического ис­следования. М.: ИС РАН, 1996.

107. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатерин­бург, 1998.

108. Дегтярев Г.П. Факторный анализ в социологическом исследовании: вопросы интерпретации // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.: ИС АН СССР, 1989. С. 168-184.

109. Джессен Р. Методы статистических обследований: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. Е.М. Четыркина. М.: Финансы и статистика, 1985.

110. Джини К. Средние величины. М., 1970.

111. Димитров Д. Проблемы достоверности социологической информа­ции//Социологические исследования. 1979. № 1. С. 186—194.

112. Дмитриев А.В. В помощь интервьюеру // Социологические иссле­дования. 1977. № 3.

113. Дмитриев А.В., Иванов О.И., Голофаст В.Б. Комплексное социаль­но-экономическое исследование. Л., 1978.

114. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

115. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом иссле­довании. Л.: Наука, 1979.

116. Докторов Б.З. Повышение возврата анкет при почтовом опросе // Социологические исследования. 1981. № 3.

117. Докторов Б.З. Метрологическая карта исследования общественно­го мнения // Социологические исследования. 1984. № 1. С. 115—123.

118. Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения // Социологические исследования. 1985. № 4.

119. Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. Препринт научного доклада. Л.: ИСЭП АН СССР, 1986.

120. Докторов Б.З. Типология методических исследований // Социоло­гические исследования. 1989. № 1.

121. Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Методические вопросы формализации со­циологических анкет// Социологические исследования. 1975. № 3.

122. Докторова Л.Д. Система основных процедур подготовки и анализа данных в комплексном многоступенчатом исследовании // Само­регуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. С. 237-247.

123. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Ста­тистика, 1973.

124. Дубин Б. В. Затрудняющиеся с ответом и социокультурная стратифи­кация ответов // Экономические и социальные перемены: монито­ринг общественного мнения. 1995. № 3. С. 30-34.

125. Дудина В.И. Социологический метод: от классической к постнеклас-сической точке зрения // Журнал социологии и социальной антро­пологии. 1999. Т. 11. №3.

126. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996.

127. Дэвид Г. Метод парных сравнений. М.: Статистика, 1978.

128. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977.

129. Елисеева И.И. Статистические методы измерения связей. Л.: Изд-во Ленинф. ун-та, 1982.

130. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распоз­навание образов. М.: Статистика, 1977.

131. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистичес­кого анализа. М.: Финансы и статистика, 1982.

132. Елсуков Н.Н. Эмпирическое познание и научный факт. Минск, 1981.

133. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995.

134. Ермакова В.В., Лациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные иссле­дования в прикладной социологии // Социологические исследова­ния. 1982. № 1.

135. Ермолаева Е.М. Язык респондента — язык анкеты // Социологичес­кие исследования. 1987. № 1.

136. Жабский М.И. Методология прикладного социологического иссле­дования. М., 1976.

137. Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологическо­го исследования // Социологические исследования. 1983. № 2. С. 148-158.

138. Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социо­логические исследования. 1984. № 3.

139. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Соци­ологические исследования. 1985. № 3. С. 131—136.

140. Жукова Я.И. Российский рынок маркетинговых исследований // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 6.

141. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследо­ваниях// Социология: 4М. 1993-1994. № 3-4.

142. Журавлева И.В. Об использовании основных типов интервью в прак­тике социологических исследований // Вопросы методики и техни­ки социологических исследований. М., 1975. С. 92—103.

143. Забродин В.Ю. Социологический консалтинг. СПб., 1999.

144. Завгородний А.И., Шахматова Н.В. Методика эмпирических иссле­дований в социологии: Учеб. пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чер­нышевского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.

145. Загоруйко И.Г., Самохвалов К.Ф., Свириденко Д.И. Логика эмпири­ческих исследований. Новосибирск: Наука, 1978.

146. Зайкина Н.А., Кулькова Н.А. Как провести социологическое марке­тинговое исследование: Учеб. пособие. М., 1995.

147. Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологического исследования. М., 1970.

148. Замбржицкая А.К. Эмпирическая апробация вопросника в маркетин­говом исследовании // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 115-116.

149. Заславская Т.И. Социологический мониторинг экономических и со­циальных перемен в России // Экономические и социальные пере­мены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 1. С. 3—8.

150. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических иссле­дований. М.: Мысль, 1969.

151. Зеленогорский Ф.А. О методах исследования и доказательства / Сост., примеч. К.А. Томилин. М.: РОССПЭН, 1998.

152. Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980.

153. Иванов А.Л. Как получить честный ответ на поставленный вопрос? (К вопросу повышения достоверности результатов социологических и маркетинговых опросов) // Маркетинг и маркетинговые иссле-дования в России. 2001. № 6.

154. Иванов В.Г., Корешева Т.В., ХарченкоА.Ф. Информационные техно­логии в процессе обработки социологической информации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

155. Иванов М.А. Беседа как метод исследования // Социологические ис­следования. 1989. № 4. С. 106-111.

156. Иванова Т. В. Retail Audit — исследование «после» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.

157. Измерение и моделирование в социологии / Отв. ред. Ю.П. Воро­нов. Новосибирск: Наука, 1969.

158. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987.

159. Исупова О. Г. Телефонное интервью: Заметки организатора опроса // Социология: 4 М. 1996. № 6.

160. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологи­ческому активу / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: По­литиздат, 1985.

161. Каныгин Г.В. Предметная область при компьютерном моделировании анкетного опроса // Социологический журнал. 1997. № 1/2. С. 93-119.

162. Карпова И.П. Основные методы сбора информации в маркетинго­вых исследованиях: В 2 ч. Новосибирск, 1999.

163. Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группа. Учеб. пособие: Пер. с англ. / Алтайский регион, центр Сиб. отд. Рос. акад. образования и др. Барнаул, 1995.

164. Квинн В. Прикладная психология: Пер. с англ. М., 2000.

165. Кендэлл М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975.

166. Кендэлл М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973.

167. Кенкманн П.О. Лонгитюдное исследование: опыт и проблемы // Со­циологические исследования. 1985. № 3.

168. Киселева И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного ин­тервью // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 110—116.

169. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.

170. Клигер С А. Некоторые ошибки при опросах: Постановка вопросов в анкетах и опыт использования шкал // Социологические иссле­дования. 1974. № 2.

171. Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сбо­ре и анализе социологической информации. М., 1978.

172. Клюшина НА. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социоло­гические исследования. 1990. № 1.

173. Ко

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.