Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Районированная и стратифицированная выборки



Если генеральная совокупность велика, а такое в эмпиричес­ком исследовании случается очень часто, то приходится разделять обследуемую совокупность на более или менее однородные час­ти, а затем осуществлять отбор единиц внутри этих частей. Такую раздробленную на части выборку правильнее всего было бы на­зывать расслоенной. Однако в русском языке подобный термин не утвердился, видимо, как не соответствующий нормам правиль­ного произношения.

Поскольку в отечественной социологии очень много иностран­ных слов — и это правильно с точки зрения унификации научной терминологии, приведения ее к международным стандартам, — то слову «расслоенная» попытались найти эквивалент. В числе пре­тендентов оказались две наилучшие кандидатуры, а именно тер­мины «районированная» и «стратифицированная».

В русском языке первое слово явно тяготеет к географическо­му языковому ареалу и обозначает территориальную зону. По­скольку генеральную совокупность, особенно очень большую, например население всей страны, можно разбивать в том числе и по региональному признаку, в отечественной литературе утвердил­ся термин «районированная выборка». Но наряду с тем генераль­ную совокупность можно расслаивать и по стратам (полу, возрас­ту, доходам и т.д.), получая в качестве критерия уже не географи­ческий район, а социальную группу.

В итоге сложилась практика различения двух разновиднос­тей расслоенной выборки. Если деление происходит по стратам (социальным группам), то выборку именуют стратифицирован­ной, если по экономико-географическим районам, то —райони­рованной.

В литературе (да и в маркетинговой практике) два термина — районированная и стратифицированная выборки — нередко счи- таются эквивалентными. Происходит это потому, что в основе той и другой лежит одна и та же процедура расслоения, а расслаивать в социологии можно двояко: либо по социальным группам (тогда речь идет о социальной структуре и стратификации как ее част-ном виде), либо по географическим районам. Когда объединяют оба понятия в одно, как правило, дают обобщающее определение подобной выборки, например, такое:

Районированная выборка — вид выборки, при котором отбору предшествует процедура районирования (расслоения, стратифика­ции), т.е. разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности, называемые слоями,

стратами или типичными группами. Отбор единиц, который мо­жет носить как случайный, так и направленный характер, произ­водится независимо из каждого слоя, поэтому районированная выборка равносильна ряду выборок, извлеченных из меньших со­вокупностей-страт15.

В этом определении исходное понятие «районированная выбор­ка» без ущерба для дела можно заменить на «стратифицирован­ную выборку». Таким образом, одинаково правильно будет как разделять одну выборку на две самостоятельные разновидности, районированную и стратифицированную, так и подавать их как единое целое. За единство двух приемов выступает практика со­циологических исследований. Оказывается, в крупномасштабных проектах социологи начинают с районированной выборки, а за­тем переходят на стратифицированную. Так, например, в обсле­дованиях Центра «Социо-Экспресс» Института социологии РАН в основе построения районированной выборки лежат десять эко­номико-географических зон, в каждой из которых выделяются крупные города (численностью свыше 500 тыс. населения), сред­ние города (50-500 тыс.), малые города (до 50 тыс.) или поселки городского типа, а также сельские населенные пункты. Внутри отобранных городов респондентов отбирают случайным методом. Репрезентативность контролируется по региональным пропорци­ям численности населения, пропорциям между городским и сель­ским населением, пропорциям между населением указанных ти­пов населенных пунктов16.

В международной практике не используется русское слово «район» как географическая зона (ареал, регион, часть террито­рии), поэтому здесь не встретишь и термина «районированная выборка». Вместо него употребляют термин «стратифицированная выборка», подразумевая, что, разбивая единое целое на части, не обязательно точно указывать, что они собой представляют — груп­пы или районы.

В таком случае стратифицированная выборка (stratified sampling) — вероятностная выборка, обеспечивающая равномерное представи­тельство в выборочной совокупности различных частей, типов, групп и слоев населения.

В английском языке слово «стратификация» мало чем отлича­ется от слов «расслоение», «разделение», «разбиение». Это социо­логи придали стратификации социальный смысл, а в геологии, 104

откуда мы позаимствовали термин, стратификация означает вер­тикальное расслоение земли на однородные пласты. Ни классов, ни доходов, ни социальных групп здесь нет.

Надо учитывать и другой нюанс. Дело в том, что в зарубежных словарях, прежде всего американских и главным образом ведущих, все, что связано с территориальным признаком, в том числе и рас­слоение по районам, относится к квотной выборке. К примеру, в знаменитом Оксфордском словаре социологии на термин «stratified sampling» стоит отсылка: см. sampling. Открываем с. 576—577 и чи­таем о том, что в случае стратифицированной вероятностной {random) выборки речь идет о разбиении совокупности на подгруп­пы, т.е. страты, например мужчин и женщин, а о районированной выборке в нашем понимании не говорится ни слова. Близкий к районам термин «local areas» употребляется Гордоном Маршаллом (а он считается знатоком в этом деле) только в связи: 1) с первой стадией многоступенчатого отбора, 2) с квотной выборкой17.

Возвращаясь от лингвистических тонкостей к методическим, подчеркнем вот еще что: отбор единиц, который может носить как случайный, так и направленный характер, производится незави­симо из каждого слоя или района, поэтому районированно-стра-тифицированная выборка (если можно так выразиться) равносиль­на ряду выборок, извлеченных из меньших совокупностей-страт (районов).

Стратифицированная случайная выборка (в узком значении) основана на выборке по каждой страте отдельно. Это повышает точность результатов либо уменьшает время, силы и стоимость исследования, допуская меньшие размеры выборки при заданном уровне точности. Например, известно, что бедность наиболее ча­сто встречается среди пожилых, безработных и в монородительс­ких семьях. Исследуя проблемы бедности, можно с равным успе­хом выбрать в качестве объекта любую из трех страт. В отобран­ных районах или стратах выбор единиц обследования проводится по вероятностному методу.

Основная цель всякого расслоения — повышение точности вы­борочных оценок. Слои выделяются таким образом, чтобы дис­персия изучаемых переменных внутри слоев была значительно меньше, чем между ними. При расслоении вариация между сло­ями не входит в среднюю ошибку выборки, а компенсируется са­мой процедурой выделения слоев. Поэтому расслоение позволяет5 добиться более высокой степени точности оценок по сравнению

с простым случайным отбором. Если каждый слой представляет собой статистически однородную группу, то для любого из них даже выборка малого объема позволит получить достаточно точ­ные оценки, которые, будучи объединены, дадут хорошую оцен­ку для всей совокупности.

Различают стратификацию одномерную и многомерную в за­висимости от того, один или несколько признаков положены в основу разделения совокупности. Эти признаки должны иметь тесную связь с изучаемыми переменными, от их выбора в высо­кой степени зависит эффективность расслоения.

2.4.4. Гнездовая выборка

Противоположность районированной и стратифицированной выборке составляет гнездовая выборка.

Гнездовая выборка — вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Гнездом называют единицу отбора высшей ступе­ни, состоящую из более мелких единиц низшей ступени. В выборку могут быть включены как все единицы низшего уровня, так и их часть. Число единиц, образующих гнездо, называют его размером.

В качестве гнезд выступают населенные пункты, районы, дома, подъезды, предприятия, цехи, бригады.

Гнездовой отбор обладает большими организационными пре­имуществами — проще осуществлять отбор и обследование не­скольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц. Технические преимущества гнездового отбора особенно ощутимы при построении территориальной выборки. Отбор не­большого числа территориальных сегментов (населенных пунктов, районов, жилых кварталов и т.п.), затем выборочный или сплош­ной опрос проживающего в них населения существенно уменьша­ют стоимость исследования и сроки проведения.

Процедурно такой метод применить легче, чем вероятностный либо районированный. Проблемы, которые возникают здесь, свя­заны с определением величины гнезда, количеством гнезд, ко­торые надо обследовать, их размещением в генеральной совокуп­ности.

Основные рекомендации при выборе гнезд сводятся к тому, чтобы различия между гнездами были бы по возможности более неоднородными. Это правило прямо противоположно основному принципу расслоения, в соответствии с которым выигрыш в точ­ности тем больше, чем более однородными будут выделенные

слои. Другая рекомендация касается выбора размера гнезд: боль­шое число малых гнезд предпочтительнее малого числа крупных18.

Пример стратифицированной выборки.Первое исследование по уровню жизни населения проведено в конце 60-х гг. XX в. груп­пой исследователей (под рук. Н.М.Римашевской) из Центрально­го экономико-математического института АН СССР в городе Та­ганроге19. Проект назван Таганрог-1. Исследование в конце 70-х гг. названо Таганрог-2, а в 1988-1989 гг. названо Таганрог-3. Это го­род на юге России с населением около 300 тыс. человек. Семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, веду­щих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. В 1989 г. в Таганроге около 10% населения имели душевые доходы ниже 75 руб., т.е. были бедными. Основой выборки служили данные о структуре жилого фонда и числе про­живающих. На первом этапе город поделен на районы, на втором вычислялись доли разных типов жилья с разным уровнем его оп­латы и коммунальными удобствами. На третьем этапе жилой фонд делился по числу квартир в домах. Для каждой страты — района, типа застройки, размера жилья — заводился лист с адресами и чис­лом квартир. Так планировалась выборка и организовывался отбор домохозяйств в Таганроге-2. Использовалась трехуровневая проце­дура территориального стратифицированного отбора.

Пример районированной выборки.Эмпирической основой рабо­ты «Динамика социальной структуры красноярского региона» явились социологические исследования, проведенные сотрудни­ками Красноярского государственного университета под руковод­ством проф. В.Г.Немировского: 1) опрос 1488 жителей Краснояр­ского края в мае 1991 г.; 2) опрос 1240 жителей края в июне 1992 г.; 3) опрос 1050 жителей края в мае 1995 г.; 4) опрос 1820 жителей края в апреле 1998 г.; 5) опрос 1460 жителей края в январе 1999 г. Каждое исследование проводилось по общекраевой выборке ме­тодом формализованного интервью. Использовалась многоступен­чатая, районированная выборка, сформированная в соответствии с половозрастной структурой населения края. В процессе постро­ения выборки на первой ступени генеральная совокупность дели­лась на ряд слоев в зависимости от места жительства респонден­та: в городской (в крае 27 городов) и сельской местности (послед­няя подразделяется на 41 административный район); размера населенного пункта: жители крупного города (Красноярск), сред-

него города, малого города, сельскохозяйственных районов, рай­онов с преобладанием лесной промышленности. Затем осуществ­лялся типологический отбор районов и городов в каждом из выделенных слоев. На второй ступени отбора проводилось райо­нирование уже внутри населенных пунктов или сельских районов. Так, в городах выделялись административные, промышленные, «спальные» районы, места индивидуальной застройки. В сельской местности признаком расслоения служил размер населенного пун­кта — райцентр, село, деревня. В следующей ступени проводился квотный отбор. В рамках конкретной территориальной зоны ан­кетер должен был опросить определенное число лиц с заданными социально-демократическими характеристиками20.

При гнездовой выборке (которую иногда называют также клас­терной21) определяются группы или гнезда элементов и составля­ются их списки. Затем из этого списка единиц выборки проекти­руется выборка. Потом только для этих единиц идентифицируются и отбираются элементы. Возьмем, например, составление опрос­ного списка на 1000 человек (размер выборки) для изучения об­щественного мнения населения города. Поскольку мы не распо­лагаем списком всех жителей города, мы могли бы начать с полу­чения карты города, чтобы определить все его кварталы и составить их список. Этот список кварталов становится остовом выборки, из которого случайным образом или систематически проводится выборка кварталов. Затем будет спроектирована вы­борка жилых домов из каждого квартала. Затем будет установле­на связь с семьями, проживающими в отобранных домах, и в каж­дой семье кто-то будет проинтервьюирован для опросного листа. Предположим, что имеется 500 кварталов и из них случайным образом отобрано 25. В этих 25 кварталах идентифицированы 4000 семей. Связь будет установлена с четвертью этих семей, потому что требуется выборка из 1000 индивидов. Эти 1000 семей будут отобраны случайным или систематическим образом.

Пример гнездовой выборки.Исследование Т. Б. Бердниковой и МАЛямина «Социальные последствия трансформации собствен­ности»22, проведенное в 1999 г., охватывало 500 респондентов в Белгородском, Губкинском, Корочанском и Ровеньском районах Белгородской области. Отбор респондентов осуществлялся мето­дом гнездовой двухступенчатой выборки. В качестве гнезд (клас-

теров) или групп выделялись районы Белгородской области. На первом этапе проведен отбор гнезд в соответствии с требования­ми минимальных различий между ними и максимальной неодно­родности составляющих их единиц. В рамках самих гнезд отбор респондентов осуществлялся по методу многоступенчатой квот­ной выборки, репрезентативной по отношению к социально-демографической структуре работников предприятий различных форм собственности. Квотными признаками выступали: пол, воз­раст, место проживания. Опрос руководителей проводился по той же методике, но квотными признаками выборки в данном случае были: пол, возраст, образование, стаж работы. Отбор респонден­тов для экспертного опроса проводился по методу случайной вы­борки по следующим критериям: род деятельности, наличие спе­циального опыта, участие в приватизации и акционировании.

Пример кластерной выборки.В исследовании, проведенном B.C. Журавлевым23 в 1999 г. в школах и училищах Екатеринбур­га была использована многоступенчатая выборка с применением на первой ступени кластерной выборки. Были отобраны учебные заведения Екатеринбурга, находящиеся в «опасных» районах в не­посредственной близости от вокзалов, парков и лесопарков и т.д. Опрашивались учащиеся профессионального училища, школ и гимназии города. Внутри кластеров отбор стратифицировался. В каждом кластере опрашивалось по 100 респондентов. Генераль­ная совокупность насчитывает 80 тыс. человек. Объем выбороч­ной совокупности составил 500 человек, что достаточно для по­лучения репрезентативных данных, учитывая однородность гене­ральной совокупности и небольшой вариационный размах.

2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки

Неслучайная (невероятностная) выборка — это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько пра­вильна (репрезентативна) выборка. По этой причине предпочте­ние обычно отдается вероятностной выборке, хотя иногда по ус­ловиям исследования оказывается единственно возможным про­вести неслучайную выборку.

Таким образом, можно заранее сказать, что по содержательным критериям невероятностная (она же целевая и целенаправленная) выборка не хуже вероятностной, а может быть, и лучше. Ее недо­статки: невозможность установить степень репрезентативности и более высокая стоимость (с точки зрения затрат она обычно пре­восходит вероятностную на несколько порядков). Но есть и пре­имущества — более глубокое, качественное и всестороннее рас­крытие предмета по сравнению с вероятностной.

Известны следующие разновидности неслучайной выборки: квотная выбор­ка, метод снежного кома, метод основного массива, метод стихийного отбора.

Несомненно, принцип отбора единиц в неслучайной выборке отличается от традиционного. Рассмотрим, чем именно.

Как и для вероятностного способа отбора, основная цель не­случайного отбора состоит в получении совокупности, репрезен­тирующей изучаемый объект. Однако в отличие от вероятностной выборки статистические выводы обо всем множестве объектов в этом случае делать не совсем правомерно. Эти выводы могут с большей или меньшей степенью вероятности распространяться лишь на генеральную совокупность (которая не всегда совпадает с объектом исследования).

Выделяют два основных вида неслучайного отбора:

♦ направленный отбор (другие названия — целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению);

♦ стихийный.

Направленный отбор характеризуется выбором единиц по ка­кому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распрос­траненными формами направленного отбора считаются: выбор типичных объектов (методов типичных представителей), метод «снежного кома» и выбор квотами.

Метод типичных представителей часто оказывается удобным на высших ступенях отбора, когда необходимо ограничиться небольшим количеством объектов. Отбор типичных объектов может в достаточ­ной мере обеспечить репрезентативность полученных данных только в том случае, если приняты меры по обоснованию выбора объектов. Для этого необходимо иметь дополнительную информацию по ряду признаков, которые могут рассматриваться в качестве контрольных.

Метод «снежного кома» (snowball sampling) — разновидность целе­направленного выбора, при котором предполагается, что отбор допол­нительных (последующих) респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных. Такая процедура используется при изучении особенных, редких, неслучайных совокупностей.

Этот метод обычно применяется для отбора экспертов и ред­ко встречающихся групп респондентов (так называемых редких элементов) — например потребителей, обладающих очень высо­кими доходами, или представителей элитных групп. По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определенным сочета­нием свойств в таких условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включен­ных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент ука­зывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (и даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера), и выборка скаждым шагом разрастается, подобно снежному кому.

Метод стихийного отбора только внешне похож на случайный отбор, поскольку социолог, приблизительно зная, кого ему надо оп­росить, идет на улицу или останавливается у станции метро, опраши­вая всех, кого удастся или кто похож на представителей генеральной совокупности, например людей в возрасте от 30 до 40 лет. Никаких математических процедур при составлении выборки здесь не приме­няется, и соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности невозможно. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возмож­ность и желание поговорить с интервьюером. Стихийный отбор мо­жет принимать иную форму, когда не социолог подходит к первому встречному на улице, а первый встречный звонит на телевидение, откликаясь на обращение принять участие в так называемом интерак­тивном опросе, ставшем особенно модным у нас с конца 1990-х гг.

Стихийные выборки формируются произвольно и часто неза­висимо от самого исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, выборка «первого встречного», опросы покупателей в залах супер­маркетов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте

и т.д. Одна из особенностей стихийной выборки состоит в том, что мы зачастую не можем заранее предсказать ее размеров (как, например, при опросах с помощью СМИ — достаточно вспомнить опросы интерактивного телевидения). Главный недостаток сти­хийных выборок состоит в том, что для них часто невозможно уточнить, какую генеральную совокупность они представляют.

К стихийному отбору тесно примыкает метод основного мас­сива. Метод основного массива представляет опрос 60—70% гене­ральной совокупности. Процедура его крайне проста: из жителей данного района или работников предприятия опрашивается про­стое большинство. В результате средние генеральной и выбороч­ной совокупностей сближаются, а выборочная совокупность со­ставляет преимущественную часть генеральной и перекрывает возможное смещение. К подобному методу в прошлом часто при­бегали заводские социологи, не искушенные в математических процедурах составления сложной выборки, зато располагающие материальными и временными ресурсами для опросов.

Кроме того, к невероятностным методам отбора относятся также:

♦ отбор на основе принципа удобства;

♦ отбор на основе суждений.

Смысл метода отбора на основе принципа удобства заключа­ется в том, что формирование выборки осуществляется самым удобным с позиций исследователя образом, например с позиций минимальных затрат времени и усилий, с позиции доступности респондентов. Формирование выборки на основе суждений осно­вано на использовании мнений квалифицированных специалис­тов, экспертов относительно состава выборки. На основе такого подхода часто формируется состав фокус-группы.

Квотная выборка

Квотная выборка — микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографи­ческих характеристиках элементов генеральной совокупности. Нужные данные обычно берут из статистических справочников.

Квотный метод выборки предполагает предварительное нали­чие статистических сведений по ряду существенных либо корре­лирующих с ними характеристик генеральной совокупности. Од­нако эти сведения не используются для определения объема вы­борки, так как в последующем отбор респондентов осуществляется не случайно, а целенаправленно, при помощи интервьюеров.

Принцип квотной выборки, или же принцип отбора единиц на­блюдения по методу квот, восходит к представлению о подобии объектов в случае пропорциональности их структурных элемен­тов. Этот метод основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Анкетер получает задание опросить некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии. Удельный вес квоты в выборочной со­вокупности должен соответствовать ее удельному весу в генераль­ной совокупности.

Обычно квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования (стратифицирования) и применения вероятностных процедур. Социолог разыскивает респондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе и беседует с ним.

Приведем пример расчетавыборки по таким параметрам кво­ты, как пол и возраст, в реальном социологическом исследовании. Обосновывая репрезентативность выборки при опросе избирате­лей в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Город­ской думы Нижнего Новгорода, мы опирались на данные Облком-стата о половозрастной структуре населения районов города. Так, половозрастная структура населения Советского района выгляде­ла следующим образом (табл. 2.2):

Половозрастная структура населения Советского района

Таблица 2.2

  Всего Мужчины Женщины Мужчины, % Женщины, %
Все население 45,1 54,9
В том числе по возрастам:          
до 1 года 51,4 48,6
1 —6 лет 51,1 48,9
7 —9 лет 50,6 49,4
10-15лет 51,0 49,0
16-19лет 49,8 50,2
20 — 24 года 50,3 49,7
25-29 лет 55,0 45,0
30 — 34 года 48,5 51,5
35 —39 лет 47,3 52,7
40 — 44 года 46,8 53,2
45 —49 лет 45,7 54,3
50 — 54 года 44,3 55,7
55-59 лет 42,0 58,0
60 —69 лет 39,0 61,0
70 лет и старше 20,8 79,2

Учитывая, что в состав выборки должны были войти избирате­ли, т.е. лица в возрасте не моложе 18 лет, мы взяли в качестве ос­новы выборки ту часть таблицы, где представлено половозрастное распределение населения от 20 лет (разделить предыдущую стро­ку, выделив из нее лиц 18—19 лет, не представлялось возможным). В итоге распределение половозрастной структуры выборки по числу респондентов в каждой из 20 выбранных половозрастных групп (две по полу и 10 по возрасту) выглядело следующим образом (табл. 2.3):

Таблица 2.3

Половозрастная структура выборочной совокупности

 

 

  Генеральная совокупность Выборочная совокупность
число доля(в%) число
Всего муж. жен. муж. жен. всего муж. жен. всего
Основавыборки 43,4 56,6 100,00
Возраст (лет)                  
20-24 50,3 49,7 9,30
25-29 55,0 45,0 9,22
30-34 12 093 48,5 51,5 9,41
35-39 47,3 52,7 11,17
40-44 46,8 53,2 10,98
45-49 45,7 54,3 9,94
50-54 44,3 55,7 5,66
55-59 42,0 58,0 9,32
60-69 17 503 10 675 39,0 61,0 13,62
70 и старше 20,8 79,2 11,38

Численность каждой из половозрастных групп в трех последних столбцах таблицы пропорциональна24 численности каждой из со­ответствующих групп в генеральной совокупности.

Степень репрезентативности квотной выборки повышается прямо пропорционально степени устойчивости значений тех ха­рактеристик, по которым задаются квоты, поэтому признаки, из­меняющие свои значения слишком быстро, здесь стараются не применять. Иногда у исследователей возникает соблазн увеличить число контролируемых квотных параметров в надежде, что это повысит степень достоверности получаемых результатов. Однако на практике это ведет к нарастанию систематической ошибки и затрудняет работу интервьюера.

Квотная выборка — почти обязательный момент в проведении научного эксперимента, если он практикуется в социальных на-

уках. Что касается опросов общественного мнения, здесь квотная выборка применяется наряду с вероятностными выборками, по-рой для взаимного контроля представительности результатов оп-роса. Метод квот удобен также для построения выборки в случае небольшой генеральной совокупности либо в случае сильной «ско­шенности» распределения в ней элементов наблюдения.

Пример квотной выборки. В проведенном Е.Л. Могильчак в 2000 г. ис-следовании экономических диспозиций студентов 1-4-го курса экономичес-кого факультета Уральского государственного университета и финансового факультета Уральского государственного экономического университета по Екатеринбурга объем квотной выборки составил 380 человек (по 190 сту-дентов от каждого вуза), критериями выступили три признака: пол, курс, успеваемость. Выборка формировалась на каждом факультете в отдельно-сти, ошибка по квотным признакам не превышала 3%. Респондентам пред-лагалось выразить свое согласие с каждым из десяти суждений, отражаю-щих отношение к собственности по пятичленной шкале, включающей зна­чения от «полностью согласен» до «совершенно не согласен» Дифференциация осуществлялась на основании следующих критериев: ха-рактер санкций, характер объекта собственности, характер субъекта соб-ственности, характер прав собственника25.

Квотная выборка у прикладных социологов вошла сегодня в моду, но не от хорошей жизни. По научным критериям она ни-когда не выровняется с классической выборкой, т.е. случайной! которая считается эталоном. Точность результатов по квотном выборке определить нельзя.

Правда, на практике случайный отбор встречается редко, ибо для него обязательно нужен список единиц генеральной совокуп-ности. Если его нет или есть, но такого качества, что для науч-ных целей его лучше не использовать, то и говорить о случайной выборке нельзя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.