Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НОЗОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ



Депрессивные расстройства наблюдаются при различных психических и соматических заболеваниях. Наряду с увели­чением числа больных, страдающих депрессиями, отмечается тенденция к атипизации депрессивных фаз при МДПи боль­шая «частота» аффективных проявлений при шизофрении, что приводит к большим сложностям в нозологической квалифи­кации депрессий. Тем не менее можно говорить об определен­ных особенностях структуры депрессий в зависимости от их нозологической принадлежности и нозологической предпочти­тельности отдельных вариантов депрессии.

Для депрессивных фаз маниакально-депрессивного психо­за наиболее характерна, так называемая, классическая де­прессия, представленная преобладанием тоскливого варианта аффекта, гармонично сочетающегося с идеаторным и мотор­ным торможением. Аффективное звено циркулярных депрес­сий относительно однородно, хотя наряду с тоскливым аф­фектом нередко присутствуют выраженные в различной сте­пени тревога и апатия. Тревожные включения обнаружива­ются довольно часто, что вносит определенные изменения в гармоничность депрессивной триады, по как ведущий аффект тревога чаще отмечается у больных пожилого возраста, либо при наличии признаков органического или сосудистого пора­жения головного мозга. Нередко тревожный компонент в идеи малоценностп, самоуничижения к самообвинения довольно типичны для маниакально-депрессивного психоза. Их развитие от психологически понятных нестойких идей до сверхценных и бредовых — происходит параллельно углуб­лению депрессии. Наиболее постоянно обнаруживаются идеи малоценности, самоуничижения. Идеи самообвинения чаще появляются у астенических, психастенических личностей и при наличии элементов тревоги. Идеи осуждения возникают вслед за сформировавшимися бредовыми идеями самоуничи­жения и самообвинения.

Ипохондрические идеи своим существованием характери­зуют атипичность депрессивной фазы. В рамках маниакаль­но-депрессивного психоза они тесно связаны с патологиче­скими ощущениями, либо соматическими нарушениями, осо­бенностями личности и чаще возникают при выраженной тревоге. Обычно речь идет об ипохондрической фиксации, сверхценных образованиях, не достигающих уровня бредо­вых идей.

Депрессивная деперсонализация при маниакально-депрес­сивном психозе преимущественно представлена болезненной психической анестезией, включая «анестезию витальных эмо­ций», и переживаниями общей духовной опустошенности и утраты связи с окружающим. В процессе развития и редук­ции фазы сохраняется известный параллелизм выраженности этих явлений с изменениями выраженности депрессивного аффекта. Идеаторная разработка не характерна, однако на высоте развития депрессивной фазы возможны переходы к неразвернутым нигилистическим образованиям.

Депрессии пришизофрении по своей психопатологиче­ской структуре наиболее разнообразны. Наблюдаются то­скливые, тревожные и апатические депрессии. Нередко в кар­тине депрессии трудно выделить ведущий аффект из-за его сменяемости и сложного сочетания различных компонентов в ее аффективном звене. Однако могут наблюдаться и де­прессии тоскливого типа, приближающиеся по структуре к «классическим» вариантам (чаще при приступообразном ти­пе течения процесса). Более характерны тревожные и апа­тические депрессии- Апатия не столь тесно связана с тоскли­вым аффектом, как это отмечалось при маниакально-депрес­сивном психозе. Тоска также не обнаруживает тесной спа­янности с идеаторным торможением. Аффективное звено депрессии при шизофрении отличается сложностью, каждый из компонентов обладает известной самостоятельностью и из­менчивыми соотношениями с идеаторными и моторными рас­стройствами. Это обусловливает частоту дисгармоничных, мозаичных триад, в которых можно отметить одновременно элементы возбуждения и торможения в идёаторной и мотор­ной сферах. Нередко идеаторные нарушения опережают аф­фективные проявления депрессии, что может создавать впе­чатление более грубых расстройств мышления. В ряде слу­чаев аффективные расстройства остаются недостаточно выра­женными, в то время, как идеаторные нарушения довольно отчетливы.

Витальный характер депрессии находит отражение в соматопсихических нарушениях, отличающихся разнообразием структуры и локализации. Наиболее часто соматопсихические ощущения локализуются в груди, животе, голове, конеч­ностях. Их психопатологическая характеристика включает широкий диапазон ощущений от относительно простых — ти­па сжатия, давления, жжения, до трудно передаваемых сен­саций. Возможен их переход в галлюцинации общего чувст­ва, отрыв от аффективных расстройств. Вегетативные расстройства обнаруживают более тесную связь с выраженностью преимущественно тревожного аффек­та, нередки раптоидные состояния с интенсивными вегетатив­ными проявлениями.

Расстройства влечений при депрессии в рамках шизофре­нии могут характеризоваться не только снижением, но и раз­личного рода изменениями, которые возникают перед появле­нием отчетливых клинических проявлений депрессивного со­стояния, либо выступают па передний план при монотонном, недостаточно выраженном аффекте. Суицидальные мысли и тенденции не всегда соответствуют глубине аффекта.

Расстройства познавательной деятельности часто возни­кают до появления аффективных расстройств и опережают их в развитии. В сфере восприятия снижение эмоционального тона приобретает оттенки деперсонализационных качеств. Ха­рактерна их идеаторная разработка, стабильность существо­вания. Нередки нарушения восприятия объектов и простран­ства с элементами снижения чувства реальности окружаю­щего. Могут иметь место и различные обманы восприятия от иллюзий до галлюцинаций. Расстройства восприятия вре­мени в целом соответствуют структуре аффекта, но порой могут отмечаться и необычные переживания времени. Часто депрессия более отчетливо выявляет специфические для ши­зофрении нарушения мышления, что нередко дает повод для менее благоприятных прогнозов. В то же время жалобы на нарушения памяти звучат реже, чем при маниакально-де­прессивном психозе.

Фобии и навязчивости, как и при МДП, чаще встречаются в структуре тревожных состояний, но не имеют столь тесной спаянности с аффектом, отличаются стабильностью, устойчи­востью к терапевтическому воздействию. Нормализация аф­фекта нередко ведет только к известной редукции указанных феноменов, к потере чувственной конкретности и психологи­ческой понятности возникновения и существования.

Депрессивные идеи малоценности, самоуничижения, само­обвинения и осуждения при шизофрении могут возникать в различной последовательности, и, диссоциируя с глубиной аф­фекта, достигать степени собственно бредовых образований. Нередко бредовые депрессивные идеи возникают на фоне субдепрессии. Идеи осуждения могут предшествовать идеям самоуничижения и самообвинения.

Ипохондрические идеи также обнаруживают склонность к диссоциации с аффектом, к относительно самостоятельному развитию до бредового уровня и занимать ведущее место в клинической картине болезни. При этом обращает на себя внимание и многообразие сопутствующих им сенестопатий.

Депрессивная деперсонализация при депрессиях шизофренической природы отличается большим разнообразием феноменологических проявлений, тенденцией к идеаторной разра­ботке, бредовой трансформации. По актуальности и объему деперсонализационные расстройства диссоциируют с выраженностью депрессивного аффекта, подчас стойко сохраняются даже при полной редукции или инверсии — аффективного звена.

В депрессиях экзогенно-органической природы в целом преобладает тревожный аффект, хотя может доминировать и тоска. Менее характерны апатические расстройства. Депрес­сивный аффект может включать дисфорические оттенки (раз­дражительность, глухое недовольство, гневливость и пр.). Большой удельный вес занимают астенические нарушения, которые могут имитировать апатию. Часто обнаруживаются эмоциональная лабильность и слабодушие. Идеаторные и моторные нарушения в рамках депрессивной триады прояв­ляются в небольшом количестве признаков, но с выраженной их экспрессивностью, и тесно связаны с психической и физи­ческой истощаемостыо. В целом триада преимущественно гармонична, соответствует ведущему аффекту. В отличие от эндогенных депрессий здесь чаще можно наблюдать инвер­сию суточных колебаний настроения. Не является исключе­нием витальный характер депрессии с выраженными соматопсихическими ощущениями. От эндогенных их отличают чув­ственная конкретность, сходство с обычными ощущениями алгического порядка, что делает возможным более вырази­тельное их описание. Как правило, они тесно спаяны с веду­щим аффектом и быстро исчезают при его редукции.

I Г

живаниях больного и выводимость тех или иных симптомов из фабулы переживаемой ситуации. Фобии и навязчивости больше отражают преморбидные особенности личности, ее реакции на травматизирующую обстановку.

Идеи малоценности, самообвинения, осуждения тесно свя­заны с ситуацией, психологически выводимы из нее и редко достигают бредового уровня. Ипохондрические идеи также отражают ситуационные моменты и строятся чаще на осно­ве реально существующей соматической патологии, достигая при глубокой депрессии сверхценного уровня. Депрессивная деперсонализация представлена фрагментарно, эпизодична и обычно не затрагивает особо значимые отношения личности. Выделенные особенности относятся преимущественно к психопатологическим критериям разграничения депрессивных состояний. Для более определенного нозологического отнесе­ния необходим также учет ряда клинических факторов, та­ких, как возраст больного, давность заболевания, тип тече­ния, частота приступов (фаз), длительность депрессии, про­явления личностных особенностей, патопластическое влияние органической «почвы», характер терапевтического воздей­ствия.

Главный психиатр

А. А. Чур кин

 

 

Л 54274 от 29/Х-80 г. Зак. 1863 Тир. 3000

Типография Министерства здравоохранении СССР

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.