1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.
2. Игра «Открытые вопросы» (для получения поддержки от окружающих, повышения самооценки). Ведущий говорит: «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни ездил в транспорте без билета. Как нас много! А теперь встаньте те, кто хотя бы раз в жизни грубил родителям». Вопросы могут задавать все участники группы, сохраняя неизменной формулировку «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни...»
Иногда задающий вопрос может попытаться «проверить» остальных участников группы, называя поступок, который сам он не совершал. Важно подчеркнуть, что задавать можно только такой вопрос, на который ты сам отвечая должен был бы встать.
3. Повторение теории (с целью актуализации теоретических знаний, повышения мотивации на работу). Обсуждаются следующие вопросы:
• Что такое самооценка?
• Какая самооценка обычно у тревожных людей?
• Что такое принятие себя? Зачем оно нужно?
4. Упражнение «Похвальное слово самому себе», создающее условия для повышения самооценки.В течение 5 минут с закрытыми глазами участники вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспоминаниями по кругу.
5. Упражнение «Комплименты», позволяющее расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку.Каждому участнику группа рассказывает о том, что в нем нравится. Упражнение эффективно только в том случае, если комплименты говорятся искренне, а слушающий их молча принимает, не пытаясь противоречить или благодарить.
6. Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ресурсов, повышению уверенности в себе).Участники представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутренний источник света.
7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, что понравилось на занятии?»
Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта
Ход занятия
1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика свободного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.
2. Игра «Похвалuлки» (для повышения самооценки).Участникам раздаются карточки с названием различных хороших поступков. Например, быстро сделать уроки, помочь товарищу в беде. Каждому из участников предлагается вспомнить и описать случай, когда удалось хорошо сделать именно то, что написано на карточке.
3. Круг «Что у меня хорошо получается делать?» (цель – принятие себя).Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения.
4. Круг «Что я люблю делать?» (цель – принятие себя).Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения.
5. Круг «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?» (цель – принятие себя).Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Важно следить за тем, чтобы ребята говорили уверенным и радостным тоном, не преуменьшая свои достоинства, а преувеличивая их (например, не «иногда я бываю умной», а «я невероятно умная»). Группа должна поддерживать каждого участника, принимая его и радуясь вместе с ним.
6. Медитация «Золотой шар» (способствует поиску решения актуальных жизненных проблем).Участникам, находящимся в расслабленном состоянии, рассказывается сказка о принце, который уехал из родного дома посмотреть белый свет. В дорогу родители дали ему Золотой шар, в котором хранилась вся их любовь к принцу. Во время путешествия принц видит волшебный замок, он чувствует, что в этом замке он найдет для себя что-то очень важное. Детям предлагается тоже походить по волшебному замку. Затем участники делятся своим опытом, рассказывают о том, что они видели.
7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что важно было на этих занятиях? Что для меня изменилось?»