1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.
2. Игра для развития навыков саморегуляции. Дети бегают, кричат. По сигналу ведущего замирают в позах, в которых их застал сигнал.
3. Повторение теории. Обсуждается ряд вопросов: «Что такое агрессия? Всем ли она свойственна? Чем агрессивность нам помогает, зачем она нам нужна? Как агрессивность может нам помешать? Что такое безопасные способы разрядки гнева? Какие из них вы знаете?»
4. Выполнение техники «И-а»(разрядка агрессии).Для выполнения упражнения необходим стол с уложенными на нем подушками. Участники по очереди подходят к столу и резко бьют по подушкам рукой с громким криком «И-а». «И» произносится на вдохе, «а» – очень резко, на выдохе.
Многие дети вначале очень стесняются выполнять это упражнeниe. Особенно тяжело дается громкий крик. Здесь может помочь поддержка ведущего и всей группы (например, прорепетировать крик всем вместе, хором).
5. Упражнение «Выпустим пар». См. занятие 6.
6. Медитация. См. занятие 6.
7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что былоинтересно, важно, что понравилось на занятии?»
Занятие 8. Принятие себя
Ход занятия
1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.
2. Игра «Растение» (помогает научиться произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления).Дети постепенно «вырастают» из семечек, затем «ломаются».
3. Игра «Изобрази чувство» (создание атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения).Один участник выходит из комнаты. Ведущий называет ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника – показать это чувство невербально. Группа отгадывает. Иногда ребенок говорит, что не знает, как показать доставшееся ему чувство. В этом случае ведущий может помочь.
4. Игра «Передача чувства прикосновением» (создание атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения).Водящий участник садится спиной к группе. К нему по очереди подходят остальные и передают прикосновением одно из четырех чувств: страх, радость, любопытство или грусть. Водящий должен сказать, какое чувство ему передали.
5. Игра «Пиn» для создания атмосферы сплоченности в группе, повышения чувствительности к невербальным средствам общения.Участники сидят в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в центре круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Задача ведущего подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащупать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: «Пип!» А водящий должен определить, у кого на коленях он сидит.
6. Информирование (помимо получения теоретических знаний, способствует повышению мотивации на работу с проблемой «Я недостаточно хорош(а)»).Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у тревожных людей. Ведущий говорит о том, что часто возникает проблема «Я недостаточно хороша». Как возникает эта проблема? Как воспринимают себя маленькие дети? Важно подчеркнуть следующее: то, что мы называем неуверенностью в себе или скромностью, это не черта характера, а хроническая психологическая проблема.
7. Круг для определения источников проблемы «Я недостаточно хороша» (осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки).Участники по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?» Важно просить участников вспоминать конкретные случаи и высказывания окружающих.
8. Медитация (осознание собственного тела, принятие его).Участники расслабляются, закрывают глаза. Следуя словам ведущего, они «путешествуют» по своему телу, стараясь осознать, что происходит в разных его частях. В конце участникам предлагается произнести про себя фразу: «Это я (называется имя). Я здесь живу». После окончания упражнения участники отвечают на вопрос о том, что нового им удалось узнать о собственном теле.
9. Упражнение «Что мне нравится в себе?» (цель – принятие своего физического Я).Участники письменно отвечают на вопрос: «Что мне нравится в своей внешности, своем физическом облике?», затем зачитывают эти списки вслух. Очень важно, чтобы упражнение выполнил каждый участник, ведущему стоит проявить здесь мягкую настойчивость.
10. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, что понравилось на занятии?»