1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика свободного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.
2. Игра «Превращение в камень»,позволяющая развить навыки саморегуляции.Дети могут бегать, прыгать, т. е. активно двигаться. По сигналу ведущего они замирают, превратившись в камень.
3. Сочинение страшилок о школе (цель – разрядка страха).Вначале ведущий разговаривает с участниками о том, что такое страшилка и чем она отличается от волшебной сказки. Затем каждому участнику предлагается сочинить страшилку на тему своего школьного страха и рассказать ее страшным голосом. Задача остальной группы – пугаться. После окончания работы можно попросить детей разделиться на малые группы, выбрать одну из сочиненных страшилок и инсценировать ее.
Для того чтобы упражнение дало максимальный эффект, необходимо создать в комнате для занятий подходящую атмосферу: потушить свет, задернуть шторы. Ведущий должен помогать рассказчику говорить страшным голосом, а остальной группе – пугаться. Иногда участникам трудно начать рассказывать страшилки, в этом случае роль первого рассказчика может взять на себя ведущий.
4. Игра «Волшебный магазинчик страхов» (позволяет изменить отношение к собственным страхам).Ведущий рассказывает сказку Д. Соколова «Дед, внучка и боюськи». Детям предлагается представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где можно выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.
5. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, что понравилось на занятии?»
Занятие 6. Агрессивность
Ход занятия
1. Упражнение «Hoвoe, хорошее» (актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.
2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.).На этот раз участникам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.
3. Обсуждение понятия «aгpeccивнocть» для осознания личностного смысла понятия «aгpeccивнocть», ее позитивных и негативных сторон. Ведущий задает участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку? А чем она может помешать?»
Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать мысль о том, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.
4. Круг «кaкиe ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» (для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих «не один я такой»).Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».
5. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева).Ведущий беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, ни окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.
Довольно часто участники начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций (например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае ведущий должен остановиться и прояснить разницу.
6. Упражнение «Выпустим пар» (позволяет разрядить агрессивные эмоции).каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их на занятии. При выполнeнии упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.
7. Медитация (разрядка агрессивных эмоций).Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своем опыте.
8. Получение обратной связи. Oтвет на вопрос: «Что было интересно, важно, что понравилось на занятии?»