Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тревожность и ее возрастная специфика



 

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, ис­точниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возра­ста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависи­мости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого обра­зования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

• внутриличностные конфликты, прежде всего связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах дея­тельности;

• нарушения внутрисемейного и/или внутришкольного вза­имо­действия, а также взаимодействия со сверстниками;

• соматические нарушения.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок нахо­дится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

• негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

• неадекватными, чаще всего завышенными, требованиями;

• противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками.

В соответствии с онтогенетическими закономерностями пси­хического развития можно описать специфические причины тре­вожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства.

У дошкольников и младших школьников тревожность – ре­зультат фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого воз­раста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе пред­ставляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрос­лыми. В отличие от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она была произ­водной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизи­рованные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревож­нocть начинает опосредоваться Я-концепций ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Я-концепция подростка часто противоречива, что вызыва­ет трудности в восприятии и адекватной оценке собственных успе­хов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональ­ный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности ус­тойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего свя­занного с нарушениями отношений со значимыми другими.

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и с формированием психастенической ак­цен­туации характера, отличительной особенностью которой яв­ляются тревожно-мнительные черты. У человека с такими лично­стными особен­ностями легко возникают опасения, волнения, стра­хи. Недостаток уве­ренности в себе заставляет заранее отказывать­ся от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. При психа­стенической акцентуации затруднено принятие решений, так как человек чересчур фиксируется на тех неблагоприятных последстви­ях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в обще­нии, особенно при вхождении в новый коллектив. Высокая тре­вожность способствует развитию астении, порождает психосома­тические заболевания.

Аналогичные тенденции могут сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность дифференцируется, ло­кализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д. Ее появление и / или за­крепление связано с развитием рефлексии, осознания противоре­чий между своими возможностями и способностями, неопределен­ностью жизненных целей и социального положения.

Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотивато­ром деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает толь­ко дезорганизующий эффект. Боясь совер­шить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя (тревожный гиперконтроль), что приводит к нарушению соот­ветствующей деятельности.

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожными бывают мальчики, к 9–11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога дево­чек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: дево­чeк больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, маль­чиков – насилие во всех его аспектах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.