1. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет / И.О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2005. – 992 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: изд. центр «Академия», 2004. – 456с.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 240 с.
6. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
8. Соколова Е.В. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей : учебно-методич. пособие / Е.В. Соколова, К.Ю. Гуляева. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. – 78 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
Составители:студенты Л. Дмитриева, О. Савинова, К. Васина
Содержание работы
Пояснительная записка
Глава 1. Психологическая специфика школьной тревожности
1.1. Причины школьной тревожности
1.2. Тревожность и ее возрастная специфика
1.3. Динамика школьной тревожности
1.4. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
Глава 2. Методы психологической диагностики школьной тревожности
2.1. Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся
2.2. Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся
2.3. Опросник школьной тревожности Филлипса
2.4. Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
2.5. Метод незаконченных предложений
Глава 3. Психокоррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Пояснительная записка
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизни: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правил поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром – школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.
Проведенное нами исследование учащихся 5-го класса средней школы наглядно показало, что большинство детей имеет высокий уровень тревожности.
Именно поэтому мы решили посвятить свою психокоррекционную работу проблеме школьной тревожности, так как считаем, что данная проблема актуальна, что с ней можно и нужно работать.
Но прежде чем обратиться к методам коррекционной работы со школьной тревожностью, мы предлагаем небольшую теоретическую справку о сущности такого явления, как школьная тревожность.
Глава 1. Психологическая специфика школьной тревожности