Составители: студенты 4-го курса Е. Быкова, А. Жукова
Введение
Эмоциональная сфера – важная составляющая в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств – важный момент в становлении личности растущего человека. Распознать и передать эмоции – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний.
Возрастной период 5–10 лет является сенситивным для формирования эмоциональной сферы: изменяются содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям его отношения к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Л. И. Божович, Л.С. Выготский и др.).
Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга и требует переработки и выхода, одним из механизмов такой переработки может стать словесное оформление, т.е. анализ эмоций с помощью слов, понятий.
Формирование эмоциональной жизни ребенка по мере его развития заключается в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, становятся средством формирования самосознания учащихся.
Огромное значение при распознавании детьми эмоций имеет наличие их языковых обозначений. Развитие у ребенка способностей говорить об эмоциях – это не просто овладение соответствующими терминами, но и овладение способами межличностного взаимодействия: чем выше уровень коммуникации, тем ребенок более успешно усваивает само название эмоций и более активно ссылается на свои переживания.
Основные показатели нормального хода эмоционального развития в младшем школьном возрасте:
1) желание идти в школу и быть школьником;
2) эмоционально положительное отношение к учителю;
3) яркая эмоциональная окраска школьных оценок;
4) удовольствие от овладения социальными способами действия;
Целенаправленное развитие эмоциональной сферы ребенка поможет лучшей адаптации к школе (постепенное снижение тревожности).
Однако часто состояние тревоги в таком возрасте носит длительный характер, что вызывает у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.
Умение ребенка понять собственные эмоции и перевести их в словесный план поможет снять тревожность. Усвоение «языка» эмоций дает возможность ребенку точно дифференцировать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих.
Цельзанятий:развитие эмоциональной сферы (научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния), понимать эмоции окружающих. Коррекция эмоционального состояния тревожных детей.
Задачи:
1) диагностика эмоционального состояния детей младшего школьного возраста (выявление уровня школьной тревожности);
2) знакомство детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение;
3) обогащение эмоциональной сферы ребенка;
4) обучение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и проч.);
5) знакомство детей с понятием о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
6) распознавание разницы между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
7) различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.) привитие навыка детям открыто проявлять эмоции и чувства;
8) помощь ребенку в преодолении возникающих отрицательных эмоцияй (страх, гнев и пр.), препятствующих его полноценному личностному развитию;
9) обогащение словаря детей словами, обозначающими различные эмоции, чувства, настроения;
10) улучшение эмоционального состояния тревожных детей.
в работе применяются некоторые практические направления психотерапии:
1) релаксационные методики;
2) гуманистическая терапия;
3) сказкотерапия;
4) психодрама;
5) когнитивно-поведенческая терапия.
В ходе этого курса большое внимание уделяется поддержанию в классе доброжелательной атмосферы, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.