Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трансактный анализ Берна



 

Э. Бернсоздал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, акцент в ней сделан на выявлении и определении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими. Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний Я, или эго-состояний: Родитель, Ребенок, Взрослый.

Родитель – эго-состояние с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. Родитель может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). В тех условиях, когда «родительское» состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

Ребенок – эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах. Естественный ребенок – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный ребенок – предполагает поведение, соответствующее ожи­да­ниям и требованиям родителей. Для адаптированного ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыд­ли­вость. Разновидностью адаптированного ребенка является бунтую­щий против родителей ребенок.

Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».

Взрослое Я-состояние – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Человек с преобладающим состоянием «Взрослого» – рациональный, объективный, способен на самое адаптивное поведение. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения.

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

Играфиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость – это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами, а ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживаниями, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую – двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), а иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

Поглаживания и удары – взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:

позитивными: «Вы мне симпатичны», «Какая вы милая»;

негативными: «Ты мне неприятен», «Ты сегодня плохо выглядишь»;

условными (касаются того, что человек делает, и подчеркивают результат): «Вы хорошо это сделали», «Ты бы мне больше нравился, если бы...";

безусловными (связаны с тем, кем человек является): «Вы специалист высшего класса», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»;

фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): «Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека», «Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками».

Трансакции – все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка». Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции.

Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае активизируется неподходящее эго-состояние.

Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний, сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

Вымогательство – способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство – это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

Запреты и ранние решения – одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из эго-состояния «Ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется ранними решениями, т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, «Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо». – «А я буду высовываться».

Жизненный сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:

• родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;

• ранние решения (ответы на родительские послания);

• игры, которые реализуют ранние решения;

• вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;

• ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

Психологическая позиция или основная жизненная установка совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, об окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

1) «Я благополучен – ты благополучен»;

2) «Я неблагополучен – ты неблагополучен»;

3) «Я неблагополучен – ты благополучен»;

4) «Я благополучен – ты неблагополучен».

1. «Я благополучен – ты благополучен» – это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2. «Я неблагополучен – ты неблагополучен». Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь, и жизнь других людей вообще ничего не стоят.

3. «Я неблагополучен – ты благополучен». Человек снегативным образом собственного Яотягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность.

4. «Я благополучен – ты неблагополучен». Эта установка надменного превосходства. Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

• структурный анализ – анализ структуры личности;

• анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий людей;

• анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу;

• анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

Цели коррекции.Главная цельпомощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, эго-состояний и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущностькоррекции в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости, включенным в настоящие, свободные от игр взаимодействия. Конечная цельдостижение автономии личности, определение своей судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога.Основная задача психолога – обеспечить необходимый инсайт. Отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. Психолог обращается к эго-состоянию «Взрослый» в клиенте, не потакает капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте.

Требования к клиенту и ожидания от него.Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.