К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни.
Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин existentia переводится с позднелатинского как существование. В 20-е годы ХХ века с появлением работы М. Хайдеггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и других писателей и философов были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.
Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:
• человек есть целое, несводимое к сумме его частей;
• человек существует в контексте собственных человеческих проблем;
• человек способен к осознанию и способен действовать рационально;
• человек всегда имеет выбор;
• поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанные решения.
Основные понятия и положения экзистенциального подхода
Диалог – понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу, в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: Я – ты, Я – оно. По Буберу, основное слово Я – ты порождает и утверждает мир отношений, в отличие от Я – оно, которое порождает опыт.
Опыт – понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория «опыт» соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни пятилетного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного годами старца.
Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».
Переживание – понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 году Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание – это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.
Аутентичность (подлинность) – понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно – проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность по Ясперсу – бытие, не скованное и не укрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.
Самоактуализация – это понятие, по мнению одного из его создателей, А. Маслоу, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками:
1) принятием и выражением внутреннего ядра (самости), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала;
2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности).
В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.
Ценность – понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но по крайней мере его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности:когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные Я. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:
2) Д-ценности – депривационные ценности (ценности, возникающие от дефицита чего-либо).
Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По А. Маслоу, В-ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и другие понятия в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности – порождения индивида и его направленные на мир переживания, в то время как Д-ценности – требования индивида и его переживания, направленные от мира к себе.
Бытие в мире – этакатегория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает совокупность сущностных признаков и феноменологии переживаниясобственного Я как пребывающего в мире.
Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир».
Жизненный мир – понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. Жизненный мир – понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие жизненного мира не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.
Событие – скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.
Цели коррекции.Основная цель экзистенциальной коррекции – помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.
Позиция психолога.Основная предпосылка психологической позиции – понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:
• полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы;
• формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам;
• помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить;
• быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента;
• быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.
Требования к клиенту и ожидания от него.В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, понять реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. Для этого в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемахжизни, таких как рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность,т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента.
Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир»
В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении – таков путь в экзистенциальной психокоррекции.