Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции



1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем клиента.

4. Готовность клиента к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временнм аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее:

• оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов;

• даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. Для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиентов должна формироваться как случайная выборка, что весьма затруднительно с практической и этической точек зрения;

• оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не знал о применяющемся методе – это исключит возможное влияние на его оценку собственных представлений о методе;

• следует учитывать структуру личности психолога, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия;

• необходимо сравнивать непосредственные и отдаленные результаты психокоррекционного воздействия (это особенно важно при личностно-ориентированном воздействии); следует учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;

• при групповой форме коррекционной работы необходимо учитывать профессиональные возможности психолога, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.

Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

• субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

• объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;

• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.

При оценке эффективности воздействия могут использоваться
объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции.

Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.

 

 

3. Основные направления
в коррекционной практике

3.1. Психодинамическое направлениеКоррекционные воздействия
в классичеСком психоанализе

 

Термин психодинамика был введен в 1918 году Р. Вудвортсом. Согласно определению в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного Я.

Центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта.

Конфликты – причины психических нарушений. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют понятие конфликта, тем не менее все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов. Таким образом, главная задача психоанализа – доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации – путь решения этих конфликтов.

Цели коррекции.Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении – помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента.

Техники.В практике психодинамической школы используются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека.

Одна группа методовнаправлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения.

Другая группа методовакцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методовпсихолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность.

И наконец, с помощью четвертой группы методовпсихоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости человека, а также личность психолога.

В классическом психоанализе структура личности включает в себя три основных компонента.

1. Эго,илиЯ, – центральная инстанция саморегуляции личности. Ego контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.

2. Супер Эго, или Сверх Я, – моральная инстанция личностного Я, производящая оценку действий или намерений с точки зрения их допустимости, с учетом общественных норм, правил, ценностей, идеалов. Представляет собой усвоенную, интериоризованную (как правило, через родителей или ближайших взрослых) шкалу ценностей.

3. Ид, или Оно,биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного Я, выступающая импульсивным энергетическим источником влечений и действий.

Из конфликта между Ид, Эгои Супер Эговозникает боязнь.
З.Фрейд различал три вида боязни:

1) невротическую;

2) реалистическую;

3) моральную.

С чувством боязни связаны чувство вины и механизмы психологической защиты Я. Фрейду принадлежит важнейшая идея защитных механизмов психики и их характеристика. Защита проявляется в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога: Эго клиента защищает себя (с целью избежать боязни) от тех переживаний, которые для него неприемлемы.

Формытакого сопротивления могут быть самыми различными: юмор,молчание, засыпаниеи т.д. Но наиболее существенным в коррекционной практике является такая форма сопротивления, как перенос (или трансфер),т.е. перенесение на психолога чувств, вызванных в свое время другими значимыми для клиента лицами.

Данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возможен перенос чувств со стороны психолога на клиента, в таком случае он называется контрперенос.

Основные психологические механизмы Эго-защиты: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, инпроекция, идентификация, интеллектуализация, образование реакции, замещение, сублимация, компенсация, ритуал, изоляция, частичная компромиссная реакция.

Цели коррекции.В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Исходя из такого понимания челове­ческого поведения основной целью коррекции выступает помощь клиенту: как в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности, так и в возможности адаптации к ней.

Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях:

1) работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации;

2) работа с клиентом по усилению его Эго для построения более реалистичного поведения.

Позиция психолога.В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать перенос и работать с контрпереносом, тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакции и их возможного влияния на клиента. Обязательное условие профессиональной подготовки психоаналитика – прохождение длительного и подробного курса психоанализа.

Требования к клиенту и ожидания от него.К клиенту также предъявляется ряд требований.

Во-первых,от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

Во-вторых,от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы.

В-третьих,в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько 50-минут­ных сеансов в неделю).

Психоанализ – это система мероприятий, которая может продолжаться долгие годы, прежде чем состояние клиента улучшится и он будет способен реалистически управлять собственной жизнью. Отмечают, что наибольших успехов с помощью психоанализа можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую природу.

Важные условия успеха – стремление клиента тесно сотрудничать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа. Отмечается также, что, чем моложе клиент и чем сильнее у него тревога, тем выше вероятность значительного улучшения его состояния. Противопоказаниями для психоаналитической работы является наличие психических заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.