Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психокоррекционный комплекс



 

Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых направлен на решение различных задач особыми методами и приемами. основных блоков – четыре.

Цель диагностического блока – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, уточнение (или переформулирование) запроса клиента, формирование общей программы коррекции.

К диагностическим мероприятиям относятся первичная диагностика, проводимая на начальном этапе коррекции, вторичная диагностика, проводимая после коррекционного блока для исследования изменений, происшедших с клиентом или группой. Сквозная диагностика включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий оценивать успешность коррекционного воздействия, а также получить обратную связь от клиента или группы, участвующей в процессе коррекции.

Большое значение имеет, тоже относящаяся к диагностическому блоку своевременно организованная, обратная связь от клиента или группы.

Основные психологические методы, применяемые в диагностическом блоке:

• метод наблюдения;

• психологическое тестирование;

• проективные методы;

• ведение дневников, написание сочинений и т.д.

При составлении коррекционных программ используется в основном диагностика возрастного развития.

Установочный блок главной целью ставит предварительную работу с клиентом. Прежде всего это снижение уровня тревожности за счет установления открытых доверительных отношений с клиентом, повышение мотивации.

Цель коррекционного блока – гармонизация и оптимизация развития клиента, овладение новыми способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий имеет своей целью измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизацию позитивной адекватной самооценки.

 

 

2.2. Основные требования
к составлению психокоррекционной
программы

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы со­здание и реализация определенной модели коррекции: общей, типо­вой, индивидуальной.

Общая модель коррекции – это система условий оптимального воз­раст­ного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, событиях, связях и об отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охра­нитель­ный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравма­ти­ческий стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физи­ческих условиях развития). Необходимо оптимальное распределе­ние нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных дей­ствий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдель­ных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободныекоррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы кор­рекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участ­никам данной программы. Перед началом коррекционных мероприя­тий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возмож­ностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу (ориентированную на настоящий момент)психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

При составлении психокоррекционной программы необходимо:

• четко формулировать цели коррекционной работы;

• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррек­цион­ной работы;

• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной ра­боты;

• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

• отобрать методики и техники коррекционной работы;

• определить общеевремя, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

• определить длительность каждого коррекционного занятия
(от 10–15 мин в начале коррекционной программы до 1,5–2 ч на заключительном этапе);

• разработать коррекционную программу и определить содержа­ние коррекционных занятий;

• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

• реализовать коррекционную программу, при этом необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу;

• подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психоло­гическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

2.3. Оценка эффективности
коррекционных мероприятий

 

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы прояв­ля­ются на протяжении достаточно длительного временнго интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временнм интервале.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекци­он­ного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудив­ших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррек­ционной работы, показал, что существенное значение для дости­жения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.

Коррекционные занятия лучше проводить 1 раз в неделю продол­жи­тель­ностью 1–1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом для выяснения особенностей поведения, обстоятельств, связанных с сохранением прежних или возникновением новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1–2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ в большей степени зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены от­кло­нения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекци­онная работа, тем бльшая вероятность успешного разрешения труд­ности развития.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.