Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие требования и структура занятий



Лисенкова Л.Н.

Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

15ВК 5-9219-0181-4

Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит раз­личные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые на­правлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного вос­приятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать цело­стные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

ББК 74.212

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

©Лисенкова Л.Н., 2002

5-9219-0181-4

© Издательство «Школьная Пресса», 2002


Пояснительная записка

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­
конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка, чтениямогут быть вызваны причинами различного характера:

• нарушениями пространственных представлений, пространст­венной ориентировки;

• нарушением зрительно-моторной координации;

• нарушением моторики, графомоторных навыков;

• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

• нарушением произвольного внимания;

• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения­ми при воспроизведении последовательности движении, по­следовательности в пространстве, во времени, в речи;

• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих труд­ности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта про­грамма, преследующая три основные цели:

1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.

2. Формирование навыка чтения.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

 

Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:

1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

2. Коррекция несовершенного навыка чтения.

Общие требования и структура занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реали­зуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревно­ваний. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, нео­бычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирова­ние ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, ос­мысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.