Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методическая новизна курса



Поскольку студенты-горожане лишены полноценной возможности познакомиться с подлинными образцами народного творчества, курс «Русский фольклор» предполагает активно использовать не только активные формы обучения (семинары, коллоквиумы, участие в конференциях), но и использовать технические средства: магнитофон, мультимедиапроектор и проч.

II. РАЗДЕЛЫ КУРСА И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
ВВОДНАЯ
Фольклор как предмет филологического изучения.   Природа и культура. Народ и народообразующие факторы. Ментальность. Связь национального фольклора с национальной культурой. Изменение культурной надстройки, включая фольклор, с изменением экономического базиса. Фольклор, фольклористика и фольклоризм. Особенности фольклора. Фольклористика и смежные с ней дисциплины.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЕГО ИСТОРИИ
От истоков до классики Общество, труд и искусство. Критерии периодизации. фольклора.
. Начальный период ― становление. Отечественные и зарубежные психологи о генетических корнях мышления и речи. Сознательное и бессознательное в творчестве. Архетип. Пиктографические памятники ― свидетели развития первобытного искусства. Присваивающая (матриархальная) и воспроизводящая (патриархальная) культуры: их отражение в традиционном и современном народном искусстве. Первобытное мышление. Мать-земля. Разделение труда и искусства. Формирование модели мира и времени. Антропоморфизм. Тотемизм. Анимизм., Зооморфимз. Язычество древних славян. Крещение Руси и фольклор.
ВТОРОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ФОЛЬКЛОРА. КЛАССИЧЕСКИЙ
Первый раздел. Фольклор как искусство слова
  1. Загадка
Слово — строительный материал поэзии. Ф.Буслаев и А.Потебня о природе слова и происхождении языка. Возникновение загадок, их связь с развитием языка и культуры. Поэтика загадок.Звукоподражательные зага-дки. Мифологические загадки. Загадка и внутренняя форма слова. Апперцепцияв загадке. Имя в загадке.
2.Заговоры Генезис заговора, его магическая функция. Формы бытования. Особенности композиции, образной системы. Классификация по цели воздействия. Синкретизм заговора (слово – действие). Художественное своеобразие. Региональный след в заговорах, бытующих на Урале. Классические сборники заговоров.
3.Пословицы, поговорки, афоризмы Происхождение пословиц и их первоначальное происхождение. Классификация, художественные особенности (устойчивость, многозначность, ритмическая организация, композиция, использование тропов). Определение поговорки, ее отличие от пословицы и афоризма. Сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Иные сборники.  
Второй раздел: Материнская поэзия и детский фольклор  
1.Родильные обряды и материнская поэзия   Ребенок в патриархальной семье. Рождение. Крещение. Имянаречение. Крестные родители. Колыбельные песни: от простейших напевов до сложных литературных произведений. Их функции, темы, образы, стиль. Пестушки:их функции, поэтическое своеобразие. Потешки:их функции, поэтическое своеобразие. Прибауткии поэтика сказок о животных.  
2.Собственно дет-ский и псевдодет-ский фольклор   Считалки, дразнилки, отговорки, «страшилки», садистские стишки, скороговорки и т.д. как первые опыты творчества. Поэтика детского фольклора Фольклор тинейджеров: девичьи альбомы, словарики, песни-переделки и проч. Темы, образы, стиль подростковой поэзии.
Четвертый раздел. Сказочная проза
1. Сказки о животных Определение жанра сказки. Отношение вымысла и реальности. Типы сказок и их поэтика. Сказки о животных: происхождение вымысла, темы, идеи, образы. Проблема иносказательности. Поэтика и стиль: композиция, кумулятивность, повторяемость сюжетных ситуаций, ирония, диалог, игровые припевы. Особенности сказок о животных как явления детского фольклора.
2. Волшебные сказки и их исторические корни   Волшебные сказки: происхождение вымысла, источники сюжетов и мотивов (мифологические: змееборческие, тотемные, добывание чудесных предметов; обрядовые: инициация, свадебный обряд, обрядовые запреты; социальные: распад родового строя, процессов имущественного расслоения). Особенности сюжетостроения (повторяемость мотивов и элементов, троекратность, однолинейность развития действия, эффект неожиданности), пространство и время, кольцевая композиция. Типология героев, их функциональное значение, типажность, контрастность. Стилевые особенности: авторское слово и диалог, присказка и концовка, словесные формулы, формы высказываний.
3. Бытовые и сатирические сказки Виды бытовых сказок, их темы и образы. Поэтика и стиль: занимательность сюжетов, гиперболизация изображаемых пороков, комизм, речь. Анекдот как современный инвариант сатирических сказок.
Пятый раздел: Несказочная проза
1. Предания и легенды Определение жанров, их основные признаки. Тематические группы. Сюжетостроение, характер художественного вымысла. Типология героев. Особенности повествования. Стиль и язык.
2.Бывальщины и былички. Определение жанров, их основные признаки. Тематические группы. Сюжетостроение, характер художественного вымысла. Типология героев. Особенности повествования. Стиль и язык.
Шестой раздел: Былины и духовные стихи
1. Мифологи-ческие былины Определение жанра. Периодизация былин (по времени и месту возникновения, по типу героя и типу сюжета). Связь былин с мифологией и возникновение особой системы их образности и стиля (древнейшие былины).
2. Героичес-кие былины Былины и историческая действительность. Типизация и индивидуализация в былинах. Принципы изображения (гиперболизация, идеализация). Композиция (последовательность эпизодов, общие места, повторения, ускорение и ретардация, зачины и концовки). Поэтический язык и стих.
3. Новеллисти-ческие и сказо-чные былины   Процесс жанровой трансформации, «разрушение» канонов. Синтез жанров. Сюжетостроение, характер художественного вымысла.
4. Духовные стихи и песни Духовные стихи как синтез эпической и книжной традиций. Источники сюжетов и проблемы бытования. Поэтическая система русского духовного стиха. Народная вера по духовным стихам. Современные духовные песни Их отличие от молитвенных псалмов и кантов.
Седьмой раздел: Исторические и воинские песни
1.Исторические песни   Историческая песня как определенный этап развития эпического творчества. Связь с былинами. Принципы изображения героев и событий. Основные циклы. Трансформация жанра (лиро-эпические песни). Композиция и стиль.
2. Песни русской армии и флота Доминирование информативного начала над оценочным. Присутствие в песнях свойств мемуарного творчества. Среда бытования и художественные особенности. Основные циклы и герои. Традиции классическойсолдатской песни в современной военной поэзии.
Восьмой раздел. Песни старинной формации
1. Баллады   Определение жанра. Происхождение. Переходные формы (ранние баллады). Исторические, семейно-бытовые, социально-бытовые, баллады-пародии. Разрушение жанра (новая баллада, «жестокий» романс). Поэтика баллад (драматизм содержания, психологизм, композиция и сюжет, характер стиха).
2. Лирические песни   Происхождение, связь с обрядовой лирикой. Специфика жанра. Принципы классификации. Частые песни (содержание, образная система, средства создания комического эффекта, композиция). Протяжные (песни-повествования, песни-раздумья, тематика, композиционные принципы). Средства изобразительности: картины природы и быта, детали портрета и костюма. Лирический герой и средства раскрытия его внутреннего мира (символика, художественный параллелизм, метафора, аллегория, эпитеты). Формульность русской традиционной лирики.
Девятый раздел. Обрядовая поэзия. Календарные обряды
1.От Рождества до Крещения   Циклическое время календарных обрядов. Принципы построения народного календаря. Языческие и христианские традиции в нем. Святые и страшные вечера. Посиделки. Игры и гадании. Каледование. Святочные бесчинства. Крещенское купание. Святочная поэзия.
2.Масленица Определение сроков Масленицы. Ее атрибутика и поэзия. Идейно-тематическая связь с другими календарными праздниками.
3.Великий пост и Пасха.   Пост в духовной жизни христианина. Время проведения постов в православном церковном календаре. Смысл и парадигма Великого поста, связь его с церковной историей. Страстная неделя и Пасха. Смысл пасхальных атрибутов и обрядовых действий. Пасхальный фольклор.
4. Троице-семиц-кая неделя Сроки проведения праздника. Связь с христианскими традициями и семейно-бытовыми праздниками. Обрядность с культом растительности. Культ предков. Духов день. Троицкий фольклор.
5.Купальский цикл Сроки проведения. Аграфена-купальница. Иван-Купала: поверия и обрядовые действия этого дня. Память Петра и Февронии.
Десятый раздел. Обрядовая поэзия: семейно-бытовые обряды
1.Свадебный обряд Основные типы заключения брака. Севернорусский, южнорусский и среднерусский свадебные обряды: общее и особенное в ходе драматургии свадебной игры. Поэзия традиционной русской свадьбы: причитания, величания, свадебные лирические и корильные песни. Попытка создать советские свадебные ритуалы.
2.Погребальный обряд Погребальные традиции славянских народов. Предсмертное состояние человека. Одевание, омывание, положение в гроб. Приготовление дома. Вынос, отпевание, погребение. Поминки и поминальные обряды. Погребальные причеты, похоронные и поминальные. Их функции.
Двенадцатый раздел. Фольклор нового времени
1.Песни новой формации: часту-шки. романсы Первые упоминания о частушках. Любовно-бытовые частушки. Проблематика и излюбленные герои любовно-бытовых частушек. Общественно-политическая частушка в истории России ХХ века. «Частушки с картинками» и их социальная функция. Другие виды припеваок: страдания, частушки-нескладушки и проч. Истоки русского городского романса. Его музыкально-поэтические особенности. Жестокий романс. Связь городского романса с шансоном и бардовской песней.
2.Рабочий и горо-дской фольклор   Рабочие песни. Предания. Фольклор г.Екатеринбурга и его окрестностей. Творчество П.Бажова и фольклор уральских рабочих. Маргинальный фольклор (песни заключенных и каторжан)
3.Песни револю-ций, гражданс-кой войны и пос-левоенного стро-ительства   Пропаганда социализма песней («Марсельеза» и ее переделки, «Интернационал», «Варшавянка» и др.). Бессознательное отражение преступно-братоубийствен-ного характера гражданской войны в народном творчестве. Символика песенной поэзии Красной армии. Песни Белой армии и их позднейшая стилизация.
4.Предвоенные песни и фольклор Великой Отече-ственной войны Массовая советская песня как попытка осуществить контроль над народным песенным репертуаром. «Оборонные песни» 1930-х гг., милитаристские мотивы в них. Плодотворное сотрудничество профессионального и народного творчества в период Великой Отечественной войны. Проблематика и художественные особенности песен Великой Отечественной войны: общее и особенное в произведениях профессиональных и самодеятельных авторов.
5.Военный фоль-клор последней трети ХХ века. Советская армия в послевоенных профессиональных и народных песнях. Отражение в песнях участия СА в локальных конфликтах и войнах. «Афганские» песни. «Дембельские» альбомы и блокноты как реакция на армейскую реформу 1967 г. нарративная поэзия «дембельских» блокнотов.
6.Студенческий фольклор и авто-рская песня   «Gaudeamus»- родоначальник студенческих песен. «Студентские» песни XIX в. («Пловец» Н.Языкова и др.). Гражданская война: «Песня добровольного студенческого батальона» (1918). Массовая советская песня о студенчестве. «Поющие шестидесятые». Самодеятельные студенческие песни: шуточные, колхозные, стройотрядовские, туристские и проч. Песни на слова П.Когана, А.Охрименко, П.Гандельмана и др.
Фольклорный театр   Проблема происхождения народного театра. Театрализованные элементы в народных обрядах, играх и при исполнении других фольклорных произведений. Скоморохи. Балаганы. Раек и раешный стих. Кукольные представления: театр Петрушки. Вертепные представления. Драма «Царь Ирод». Народная драма. Народные театрализованные представления нового времени. «Синяя блуза». «Капустник». КВН

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.