Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место и роль дисциплины в системе профессионального образования



РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Программа дисциплины

ГСЭ.В.04.01

Направление подготовки № 520300 (031000) «Филология»

(специализация «Русский язык и литература»)

Для бакалавров очной формы обучения

 

 

Составители:

Липатов Владислав Александрович, к.ф.н., доцент

кафедры фольклора и древней литературы УрФУ

 

 

Екатеринбург

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

УрГУ им. А. М. Горького

 

_____________________В.А. Гудов

«_______» ___________ 2012 г.

Программа дисциплины «Русский фольклор» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально - регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

бакалавра по направлению «Филология», 520300 (031000) по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр: 1

Общая трудоемкость дисциплины: 72 часа

В том числе:

Лекций ― 36 часов

Практических занятий ― 10 часов

 

Контрольные мероприятия:

Рефераты ― нет

Коллоквиумы ―4 часов

Учебно-ролевая игра — 2 часа

Промежуточный тест— 2 часа

 

 

Составители (разработчики) Липатов В.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры фольклора и древней литературы.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького

Рассмотрено на заседании кафедры фольклора и древней литературы

«___»__________2013 г.

 

I.

I. ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины «Русский фольклор» предполагает информирование студентов 1 курса филологического факультета об истории и современным состоянием науки о народной поэзии, а также знакомит с наиболее яркими и интересными произведениями отечественного фольклора, представляющими различные жанры и этапы его развития.

Хотя основное внимание в курсе «Русский фольклор» традиционно уделяется классическому периоду, для формирования у студентов исторического взгляда на изучаемую дисциплину заметно больше внимания уделено проблемам формирования народной поэзии и, конечно, тем очевидным изменениям, которые происходят в отечественном фольклоре в так называемое «новое время», т.е. последние век-полтора. При изучении каждого из этапов развития народного искусства особое внимание уделяется фольклорной традиции, исторической поэтике, а также поэтике жанров в их диалектическом развитии.

1. Цель курса сформировать у слушателей целостное и комплексное представление о народном поэтическом творчестве, как о специфической форме интеллектуально-эстетической деятельности коллективного бессознательного, начиная с первобытного общества и до наших дней. В процессе преимущественно самостоятельной работы дать им представление о развитии фольклорной науки, на практических занятиях отработать основные принципы анализа поэтических текстов и познакомить с современной терминологией.

В результате освоения курса студент должен знать:

— основные жанры отечественного фольклора;

— основные понятия и термины, употребляемые в отечественной фольклористике;

— основные концепции фольклористических школ;

— современное состояние и перспективы развития народного поэтического творчества;

— принципы анализа фольклорных текстов.

 

должен уметь:

— использовать основные положения и методы науки о фольклоре в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;

—соотносить конкретные знания в области фольклористики с соответствующими разделами истории литературы, культуры и искусств.

Для этого он должен владеть:

— принятой в современной фольклористике научной терминологией;

— приемами осмысления базовой и факультативной информации,

используемой при анализе фольклорных произведений.

 

2. Задачи курса«Русский фольклор» заключаются в следующем:

— познакомить студентов с наиболее распространенными определениями народного творчества в отечественной и зарубежной науке, а также с основными фольклористическими школами ХХ века;

— раскрыть механизм фольклорного мышления и дать характеристику творческой деятельности коллективного бессознательного;

— дать характеристику основных жанров фольклора и рассмотреть предпосылки их возникновения;

― проанализировать основные приемы фольклорной поэтики, связанные с народнопоэтической моделью мира (представление об эпическом и историческом времени и пространстве, типах фольклорных героев, вертикальной и горизонтальной моделях мира), познакомить с тропами и фигурами, наиболее часто встречающимися в фольклорных текстах

― научить студентов правильному использованию терминологии курса.

Место и роль дисциплины в системе профессионального образования

Русский фольклор ―единая и неделимая часть нашей национальная культуры, а культура важнейший народообразующий фактор наряду с русским языком и территорией, которую занимает на сегодняшний день Российская федерация. Поэтому наряду с просветительской и информационной задачами курс выполняет неоценимую патриотическую функцию.

Роль курса структурировать бессознательно полученные студентами знания в области народного творчества и пополнить их новыми текстами и теоретическими идеями.

«Русский фольклор» читается параллельно или предшествует базовыми курсами: «Античной литературе», циклу историко-литературных курсов, спецкурсу «Мифология» и проч. Для каждого из них теоретические положения и тексты русского фольклора можно назвать основополагающими, а, с другой стороны, и они прямо или косвенно обогащают фольклорную науку как фактами, так и идеями.

Комплексный подход к изучению русского фольклора студентами УрФУ, о котором мы говорили выше, позволил университету собрать крупную коллекцию фольклорных записей, выполненных в полном соответствии с современными научными требованиями. Каждое новое поколение студентов, с одной стороны, пополняет коллекцию фольклора УрФУ, а с другой, может использовать эти материалы для своей научной работы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.