Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления миграции и современные центры притяжения рабочей сипы



Направления миграционных потоков сравнительно ус­тойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют экономические возможности принимающей страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее истори­ческие, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выде­лить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в промышленно разви­тые страны;

2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистичес­ких стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабо­чая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работ­никами, без которых невозможен нормальный производ­ственный процесс, а иногда и просто нормальная повсе­дневная жизнь. Например, во Франции эмигранты состав­ляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомоби­лестроении. В Бельгии они составляют половину всех шах­теров, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.

В 80-е годы для развивающихся стран Азии, Латинс­кой Америки, отчасти Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной "утечка умов". В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южноко­рейских специалистов, имеющих ученую. степень, что пре­вышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяс­нялся тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая на­учные исследования в американских научных и учебных уч­реждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США — обычная практика. Около половины прироста чис­ленности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600—800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей силы, существую­щая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с эко­номическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как "утечка умов". Например, из Западной Евро­пы в США. Впервые в концентрированном виде этот про­цесс проявился на рубеже 40—50-х годов, когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд науч­ных направлений в Германии, Италии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы меж­ду развивающимися странами. Главным образом, между "новыми индустриальными странами" и странами арабских эмиратов, странами — членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами, с другой. Так, напри­мер, в послевоенные годы (60—80-е гг.) особенно был заме­тен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировав, рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до одного миллиона рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономи­ческими причинами: более высоким уровнем жизни, зара­ботной платы в странах — импортерах рабочей силы. Кро­ме того, в азиатских "новых индустриальных странах", е богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка малоквалифицированной рабочей силы.

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Се­верной Америки в развивающиеся страны. Причины этой, миграции как экономические (достаточно высокие заработ­ки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инст­рукторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоя­щее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабо­чей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Ки­тая на территорию России. По некоторым данным суще­ствует опасность колонизации российского Дальнего Вос­тока и Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Мол­давии. Причины этой миграции чисто экономические — ра­бочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупней­шим импортером рабочей силы является Москва — в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалис­тов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% москов­ских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авто­номные области (соответственно 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство — 247,2 тыс. человек, т. е. 85% 5т общей численности задействованы в отраслях матери­ального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относится необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промыш­ленности Севера России. Долгие годы комплектование кад­ров таких объектов проводилось не только путем подго­товки местного населения, но прежде всего за счет при­влечения работников по оргнабору (главным образом, с Ук­раины).

Одна из основных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пригранич­ных регионах — ее экономическая выгодность. Прежде все­го, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может воз­никнуть в области импорта рабочей силы из стран ближне­го зарубежья к началу 2000 года, связана с волной неле­гальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за "прозрачности" российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По дан­ным Министерства труда России, доля легальной иностран­ной силы в 1994 году в общей массе иностранцев, работаю­щих на российских объектах, не превышала 8%. Экстрапо­лируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прий­ти к заключению, что в середине 90-х годов Россия имела около 2 млн. иммигрантов-нелегалов.

Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экс­пертов ООН, 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули в 1991—1995 гг. места своего постоянного прожи­вания. В России по различным оценкам насчитывается от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а коли­чество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При небла­гоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов. Помимо иммиграции из стран ближнего за­рубежья ожидается ее увеличение из Китая, Северной Кореи, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строите­ли, работники сферы обслуживания), США, Франции, Гер­мании, Японии (инженерно-технические работники, пре­подаватели, работники сферы обслуживания и другие спе­циалисты). По прогнозам их число должно стабилизиро­ваться на уровне 100—150 тыс. человек в год.

Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?

Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денеж­ные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабо­чую силу. Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую силу:

♦ повышение конкурентоспособности ее товаров вслед­ствие уменьшения издержек производства, связанных с бо­лее низкой ценой иностранной рабочей силы;

♦ иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

♦ при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

♦ иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безрабо­тицы, так как они первыми могут быть уволены;

♦ иностранные работники не обеспечиваются пенсия­ми и не учитываются при реализации разного рода соци­альных программ.

Организация экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демо­графическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорож­денных появляются в семьях переселенцев, в Швейца­рии — 24%, а в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем. хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жите­лей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных мо­ментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженно­сти в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная непри­язнь и др.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, также име­ется целый ряд преимуществ. Основные из них следую­щие:

1. Экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник поступления в страну свободно конвер­тируемой валюты.

Имеется три основных прямых источника валютных до­ходов от экспорта рабочей силы:

♦ налоги с прибыли фирм-посредников;

♦ переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

♦ личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользова­ния, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследо­ваний об эффективности товарной торговли и экспорта ра­бочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего.

По данным Международного валютного фонда средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%. Бывшая Югославия в 80-е годы имела по­ступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабо­чей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге фактические поступления дости­гали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся, таким образом, главным источником валюты для Югославии.

По расчетам российских экономистов валютная эффек­тивность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта.

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со сред­ним уровнем развития. Для них экспорт рабочей силы пред­ставляет значительный источник валютного дохода, в от­дельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.

За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Пере­воды в эту страну от работающих за рубежом больше по­ступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.

Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими тем­пами — 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства ста­ли специализироваться по трудовым услугам, экспорт ко­торых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например: для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эмигрантов — более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало 90-х годов около 40 стран мира имели в своих поступлени­ях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран — более 1 млрд. долл. По данным МВФ частные переводы, включаемые в доходную часть платежных ба­лансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.

2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давле­ния избыточных трудовых ресурсов и соответственно соци­ального напряжения в стране.

3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабо­чей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.

В то же время страны-экспортеры капитала сталкива­ются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это так называемая "утечка умов", отток квалифицирован­ных, инициативных кадров, столь необходимых националь­ной экономике.

 

Современные центры притяжения рабочей силы

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.

Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвали­фицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полу­квалифицированные работники (особенно из Мексики), ко­торые сейчас составляют преобладающую группу иммиг­рантов в США.

В 70-е годы число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы), на треть больше, чем в предшествующее десятиле­тие. В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше воз­росли — на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х годов интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляцион­ный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции.

Другой традиционный центр притяжения рабочей си­лы — это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти ино­странной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. чело­век, а вместе с членами семей — не менее 1,3 млн. человек.

В 80-е годы произошла некоторая перестройка в струк­туре занятости иностранных рабочих. Однако приток в стра­ны ЕС практически не замедлился. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.

Формирование в 60—70-е годы новых полюсов эконо­мического роста, так называемого "периферийного капи­тализма", привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.

К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока — Объединенные Арабские Эми­раты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х го­дов только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых в раз­личных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Все больше мигрантов направляются сюда из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых араб­ских стран. Некоторые арабские страны являются одновре­менно экспортерами и импортерами рабочей силы. К их чис­лу относятся Йемен, Ирак, Ливия.

Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиля­цию иммигрантов.

Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Южно-Африканская республи­ка еще со второй половины 50-х годов встала на путь ис­пользования "лишней" рабочей силы из других африканс­ких стран. Проникновение международных монополий в Юж­ную Африку и Намибию в 70-е годы сделало миграцию аф­риканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников и из других частей света.

Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского регио­на, прежде всего азиатские "новые индустриальные стра­ны". Так, по данным тайваньской печати, этому островному государству в середине 90-х годов требовалось 100 тыс. ра­бочих и 20 тыс. ИТР. Кроме "новых индустриальных стран", в этом регионе рабочую силу импортирует Бруней.

В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где ра­бочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма — сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.