Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурные последствия татаро-монгольского нашествия



 

Блестящий расцвет Владимиро-Суздальской Руси прервало татаро-монгольское нашествие. 7 февраля 1238 года войска Батыя штурмом взяли и разрушили Владимир.

События 1237-1240 года – самые трагические в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей говорят об ужасах татаро-монгольского нашествия:

- «Многие братья и дети наши уведены в плен, сёла наши заросли молодым лесом, померкло наше величие, погибла красота наша, дело нашего труда досталось поганым, а земля наша стала достоянием иноплеменников. Нет такой казни, которая миновала бы нас».

- «И в граде многих людей, и жён, и детей посекли, и весь город пожгли, и всю красоту знаменитую, и все церкви наши святые».

- «Навёл Бог на нас народ не милостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей. Смерилось величие наше, погибла красота наша».

Позднее эти сведения пополнились материалами археологических раскопок, которые свидетельствуют о страшной катастрофе, которая разыгралась над русскими землями.

Татаро-монгольское нашествие на Русь имело и международные последствия: страх охватил не только Германию, но и Францию, Испанию, повлёк за собой полный застой торговли Англии на несколько лет.

За 250 лет татаро-монгольского ига законсервировалась феодальная раздробленность на Руси, что и предопределило отставание нашей страны от Западной Европы, которую Русь спасла ценой собственных бед и унижений.

Алексей Толстой писал: «Когда я вспоминаю о красоте нашей истории до проклятых монголов, мне хочется броситься на землю и кататься от отчаяния».

Помимо самого нашествия два важных фактора сказались на усугублении последствий:

· в междоусобной борьбе между собой, татар призывали сами русские князья,

· последующие после нашествия периодические набеги для сбора дани с целью устрашения или наказания, очень сильно сказались на экономике страны.

 

Культурно-экономические последствия татаро-монгольского нашествия:

1.Были разрушены и разграблены многие города и архитектурные памятники.

2.На Руси на долго прекратилось каменное строительство.

3.Увод массы городских ремесленников подорвало саму основу развития городской экономики – ремесла, которые основывались на ручном труде и сопровождались многолетней выработкой профессиональных навыков. Массовое ремесленное производство в городах татаро-монголами было уничтожено повсеместно. Многие ремёсла исчезли навсегда:

- изготовление стекла, сердоликовых бус, стеклянных браслетов,

- техника перегородчатой эмали,

- утрачен секрет булатных мячей,

- полихромной строительной керамики,

- техника филиграни и теснения металла.

4. Очень сильно пострадала литература. Многие горожане и жители деревень сносили свои книги в каменные церкви, надеясь спасти их от огня. Многие церкви заполнялись книгами доверху и всё это погибло. Случайная находка «Слово о полку Игорева» свидетельствует о том, какие шедевры имела древнерусская литература.

5. Систематическое ограбление возрождавшихся древнерусских городов в течение 250 лет с целью сбора тяжёлой дани задерживало формирование буржуазных элементов и Россия надолго осталась феодальной страной. До монгольская Русь была на уровне передовых стран тогдашней Европы и имела все экономические предпосылки для успешного и раннего буржуазного развития.

6. Резко сократилась численность трудоспособного населения. За 25 лет после нападения на Русь, Золотой Ордой было совершено 15 походов, из 74 городов – 49 были разрушены.

7. Изменился социальный облик населения, большой урон понесли высшие слои общества: удар на себя приняла древнерусская знать, самая интеллектуальная часть населения. Из князей погибли

- в Резане из 12 – 9,

- в Ростове из 3 – 2,

- в Суздале из 9 -5.

8. Изменился менталитет русского народа. 250 лет периодических набегов, ига, унижений, необходимости приспосабливаться к существующим условиям, чтобы спасти своё потомство, сказались на психологии русичей: когда -то независимый свободолюбивый народ познал рабство и привык подчиняться – это была одна из причин принятия впоследствии крепостных порядков и терпимость к тирании.

 

Литература монгольского периода.

Материальная культура во вновь сложившихся условиях развиваться не могла.

Литература монгольского периода носила освободительный и патриотический характер.

1. «Слово о погибели русской земли».

Это литературное произведение содержит, не имеющий равных себе в средневековом мире, Гимн-Прославление родной земли: «О светло-светлая и красно-украшенная Земля русская».

2. «Повесть об убиении князя Михаила Ярославовича в Орде». Смерть Михаила рисуется как мученический подвиг во имя защиты Руси и христианства.

3. «Повесть о разорении Рязани Батыем». 1241 год. Здесь происшедшие события трактуются как наказание Божье за безверие. Главный герой – Евпатий Коловрат. Его прозвище указывает на богатырскую силу, это дружинный эпос. Евпатий, узнав о разорении своего родного города Рязани Батыем, собирает дружину 1 тысячу 700 человек и идёт за Батыем в погоню. Все они погибают. По преданию, склоняясь над телом погибшего богатыря, хан Батый воздаёт должное его храбрости и говорит: «Хотел бы и я иметь такого воина в своём войске».

4. «Поучение проповедника Серапиона». 1274 год. Серапион был епископом Владимиро-Суздальским и Нижегородским.

«Гнев Божий предстанет,

мы же в радости ещё поживём в земле нашей»,

В это время весь комплекс патриотических чувств народа связывается с понятием «веры христианской». Это понятие становится религиозно – национальным. Национальные герои становятся борцами за веру. Ослабление политической власти князей и экономических связей между землями превратило православную христианскую церковь в мощный идеологический узел. В это время основывается Троице-Сергиевский монастырь вблизи города Радонеж, который впоследствии станет идеологическим центром организации борьбы против татаро-монгольского ига.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.