Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос: Правление Владимира Святославовича



Лекция 3

Культура Киевской Руси

Вопросы: 1. Образование древнерусского государства.

Правление Владимира Святославовича.

Принятие христианства 980-1015.

Правленипе Ярослава Мудрого (1019-1054).

Русь – самое сильное государство Европы.
4. Правление Владимира Мономаха 1113 - 1125.

5. Ранняя русская литература.

Вопрос: Образование древнерусского государства.

Ранняя история восточных скрыта столь густым туманом, что ставит больше вопросов, чем даёт ответов.

Исторические источники говорят о правлении в середине 9 века в Новгородских землях Рюрика, одного из варяжских князей. Фигура Рюрика – действительно историческая. Его появление в Новгороде можно объяснить двояко:

- Новгород был центром многоплеменным, решения принимались на общем собрании жителей, которое называлось Вече, своего войска Новгород не имел, а нанимал князей с их дружинами для обороны города; Рюрик мог быть приглашён новгородцами в качестве наёмной вооружённой силы;

- Новгород так же мог быть захвачен Рюриком, а в последствие, этот факт мог получить интерпретацию как «добровольное призвание».

Родственник Рюрика - князь Олег в 882 году выманил хитростью дружинников из Киева и объединил Русскую землю от Новгорода до Киева, сделав Киев своей столицей.

882 годявляется отправной точкой в истории нашего государства. Между русскими князьями и дружиной были не подданические отношения, а вассальные: князь должен был советоваться со своей дружиной, в противном случае, он лишился бы их поддержки. Наиболее старшие и влиятельные дружинники составляли совет – «Думу». Появление дружины означало начало процесса феодализации и начало складывания государства.

вопрос: Правление Владимира Святославовича.

Принятие христианства 980-1015.

Князь Владимир Святославович был выдающимся государственным деятелем: при нём вдвое увеличилась территория, вокруг Киева объединились все славянские земли, враги опасались нападать на Русь.

1. При Ярославе происходит процесс образования древнерусского раннефеодального государства. Формирование древнерусской государственности началось в 2-ух центрах: в Киеве и Новгороде. Киевская Русь как государство образовалось на основе военно-политического союза восточно-славянских племён. Одним из главных факторов государственного образования являлась необходимость охраны международного торгового пути с севера на юг или «из варяг - в греки».

 

2. При Ярославе принимается христианство в византийском варианте. Владимир рано осознал ненадёжность опоры во внешней и внутренней политики на одну лишь военную силу, для объединения нужна была единая идеология. В средневековье такой идеологией была религия. Языческое многобожие закрепляло общинно-племенные отношения, и не способствовало установлению единовластия. Из 4-ёх религий: ислам, католицизм, иудаизм, христианство, выбор пал на Византийское христианство. Византийская религиозно-идеологическая система отражала переплетение иерархий небесных сил с силами, возглавляющими феодальное общество. Это выражалось в лозунге «Подчинение Богу и государю», что отражало преемственность земного самодержавия и небесного. Развязав войну с Византией, Владимир завоёвывает Крым, принуждает византийского императора отдать ему в жёны дочь Анну. Церемонию бракосочетания и крещения Владимир проводит в завоёванном им византийском городе Корсуне (Херсоне, нынешний Крым). Народ христианскую веру не принял. Фактически только в 14-15 веках началась более глубокая христианизация Руси, чему в немалой степени способствовала пропаганда, что татаро-монгольское нашествие есть наказание за безбожие.

Значение принятия христианства:

1. Крещение Руси коренным образом изменило внутриполитическую и внешнеполитическую ситуацию: Русь присоединилась к Европейскому сообществу в начале расцвета своего могущества, что сказалось положительно на экономическом развитии страны.

2. Крещение стало мощным фактором объединения раннефеодального общества.

3. Христианство оказало влияние на изменение нравов: преступления наказывались не частным, а гражданским судом, «Русская правда» - первый свод законов.

4. Встреча византийского христианства с восточно-славянским язычеством породила древнерусскую культуру, самобытную и духовно-художественную.

 

Итак, Переход от многобожия к христианству – это качественный скачок от культуры фольклорной, народной к культуре христианского мира, от до городского периода к цивилизации.

Начинается расцвет городов: Киев, Чернигов, Ярославль, Ростов, Полоцк, Загорск, Псков, Суздаль, Владимир, Новгород.

11 век - 90 городов,

12 век - 224 города,

13 век - 300 городов.

 

3. При нём начинает формироваться единая культура, которая впитала в себя традиции славянского языческого многобожия и достижения государственно-церковной византийской культуры. В.Н. Лазарев: «Усвоить принципы византийской культуры стремились буквально во всех странах, но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь сумела блестяще решить эту задачу. Она сделала византийское наследите своим достоянием и дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем новым задачам, которые стояли пред её художниками».

Красота, духовность, радостное ощущение жизни, близости человека к земле, что было присуще языческому мировоззрению, явилось основным содержанием и нового искусства. Культ природы определял мироощущения древних славян: «О, светло, светлая и красно-украшенная земля русская» - говорится в древнерусской летописи. Не случайно и культ Берегини – матери всего живущего, переплетается с образом Богоматери. На Руси поклонялись Богоматери, которая станет для русского человека центральным в его вере, отодвинув образ Христа.

Русская культура и русское искусство более демократическое, лирическое и эмоциональное. Процесс принятия христианства хоть и проходил не просто, но целостно. Исходя из экономической необходимости, Русь приняла наиболее целесообразную гармоничную форму религии, которая слилась, обогатилась и дополнилась исконно русским языческим мировоззрением, создав одну из самых развитых и чарующих мировых культур.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.