Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К проблеме элиминирования лакун



в художественной литературе
(на материале масонской символики и терминологии)

Латентные проблемы коммуникации между поколениями носителей национального языка (и культуры) в отечественном языкознании исследуются в рамках явления внутриязыковой лакунарности. При этом лакуны указывают и на языковые, и на культуральные особенности специфических реалий, процессов, состояний, которые нередко как бы закодированы с точки зрения узуального опыта современников - пользователей языка/культуры. Все, что для нас малоизвестно, странно, непонятно, экзотично, вызывает недоумение, является признаком лакунарного в пространстве собственной культуры, вербальным способом существования которой всегда были и остаются национальный язык и художественные тексты.

В течение последних лет разработкой общетеоретических/лексикографических проблем и понятийно-терминологического аппарата лакунарности во внутриязыковом аспекте интенсивно занимаются благовещенские лингвисты (см., например, [Быкова 1998, 2001, 2003]). Учитывая значительный удельный вес культурного компонента в семантике слова, мы считаем весьма плодотворной практическую реализацию идеи лексикографической репрезентации потенциальной сферы языка/культуры с целью элиминирования лакун разных типов (языковых/культурологических).

В этом смысле отсутствие полного и адекватного описания масонской символики и терминологии, а также комплексной фиксации их функционирования в языке русской художественной литературы минувших столетий делает актуальной проблему элиминирования многочисленных глубоких лакун лингвокультурологического пласта. В общем плане данная проблема поставлена в [Шунейко 1996, 325-330]. Лежащий в основе идентификации материала принцип сформулирован в [Шунейко 1999, 116-130]. Перспективная функциональность словаря, принципы его составления, структура словарной статьи, слова Адонаи, Адонирам, Акация описаны в [Шунейко 2002, 377-382]. Далее воспроизводятся рабочие варианты словарных статей.

А. Инициальное обозначение имени ложи, наименование которой начинается с этой буквы, используемое на знаках этой ложи [звезда – П, 28]. {В данном контексте ложи “Александра к тройственному спасению”, основанной 30 августа 1817 г. в Москве.} Буква А использовалась и на знаках других лож. Например, знак ложи “Александра к благотворительности коронованного пеликана” представлял собой серебряный крест, окруженный золотым солнечным сиянием, в центре которого коронованный пеликан, кормящий своих птенцов, был помещен в прописной букве А. В использовании этой буквы можно увидеть также отсылку к изображению раскрытого циркуля (см.), который она напоминает своим графическим обликом.

А… Е… Звуки (слова), при помощи которых масоны узнают друг друга во время приветствия (вероятно, инициальные обозначения, соответственно, Адонирама и Иеговы). Звуки сопровождают прикосновение [рукопожатие – П, 6; слово – Па, 36].

АББАДОНА/Аваддон. В иудаистической мифологии особое духовное существо, близкое к ангелу смерти. <…> по воле провидения, получил вместе с греховной природой человека – страсть Аббадоны – гордость! (П, 28) Выражение такого рода, что ему дана, по воле провидения, страсть Аббадоны!.. Ах, черт возьми, этакий плюгавец – со страстью Аббадоны! (П, 41).

АБИБАЛА. Имя Юбелюма (см.), которое тот взял себе перед смертью.

АГАПА (обед, столовая ложа, трапеза). В первые времена христианства ритуальный ужин (вечеря любви), совмещенный с евхаристией; у масонов название братской трапезы, которая так же подчиняется определенному ритуалу. (См.: столовая ложа) – Агапа! <…> // - Да, по обычаю древних христиан, вечеря любви! (П, 369) @ - А ты на агапу не останешься? // - А ну её! (О, 20)

АГЕНТ. Компонент внутренней (нематериальной) природы человека [Архей – П, 24].

АГНЕЦ. 1. Одно из наименований (и способов изображения) Христа. [Иоанн Креститель – П,10] 2.Обозначение искупительной жертвы. – А это агнец delet peccata – известный агнец, приявший на себя грехи мира и феноминирующий у всех почти народов в их религиях при заклании и сожжении – очищение зараженного грехами и злобою людского воздуха (П, 158).

АД. В трактовке масонов и оккультистов – нижний подплан астрального плана, где обитают лярвы и демоны. Проникновение в высшие области астрального плана предполагает переход через этот сегмент и торжество над его обитателями, основанное на собственной нравственной чистоте и подкрепленное верой. В сложных ритуалах посвящения в высшие степени (например, рыцаря Розы и Креста) символизируется специальной астральной комнатой.

АДАМ. 1. Согласно Библии первый человек; в некоторых масонских легендах Адам считается первым масоном. – Я никогда не посмею сказать, что я знаю истину <…> Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем великого бога <…> (Т, 73) Мы веками, от праотца Адама и до наших дней, работаем для этого познания <Бога> и на бесконечность далеки от достижения нашей цели <…> (Т, 75) [зло – П, 210; таинство – Т, 82] 2. Определенная форма существования Адама в 1-ом значении. В одном из вариантов представления о двух Адамах существует подразделение на Адама земного, каковым он стал после грехопадения, и Адама небесного, каковым он был до грехопадения, или Адама Кадмона. В ином варианте этого представления падение Адама, первоначально включавшего в себя мужское и женское начала и не имевшего тела в земном понимании этого слова, было тройственным: по духу (по воображению), душе (когда уснул) и телу (когда прельстился змием). После третьего грехопадения он принял образ смертного существа. – Почему же до девяти месяцев нельзя было вскрыть завещания? <…> // - Это наше масонское правило! <…> Мы убеждены, что человек не умирает полною смертью, восприняв которую, он только погружается в землю, как бы в лоно матери, и в продолжение девяти месяцев, подобно младенцу, из ветхого Адама преобразуется в нового, или, лучше сказать, первобытного, безгреховного Адама; из плоти он переходит в дух, и до девяти месяцев связь всякого умершего с землею не прекращается; он, может быть, даже чувствует все, что здесь происходит; но вдруг кто-нибудь будет недоволен завещанной им волей… Согласитесь, что это будет тревожить умершего, нарушится спокойствие праха (Па, 157).

АДАМ КАДМОН. То же, что Адам небесный. Первосотворенный человек, обладающий только духовными свойствами и еще не соединенный с материей, который получил от бога высшую мудрость, то есть свет в1-м значении. После грехопадения (соединения с материей) он утратил этот свет, но сохранил в душе его отблески (свет в 4-м значении); эти элементы божественной премудрости (абсолютного знания) передавались и хранились избранными и постепенно дошли до масонов.

АДАМОВА ГОЛОВА (череп). Изображение черепа со скрещенными под ним берцовыми костями, запечатленное на многих предметах масонского ритуала, долженствующее постоянно напоминать о неизбежности физической смерти, обозначающее отношение к ней и печаль об утраченной истине; устойчиво используется масонами в качестве эмблемы смерти и фиксации одной из масонских добродетелей – любви к смерти; может восприниматься как общее обозначение масонства. Масонская традиция зафиксировала, например, такое изъяснение символического значения адамовой головы: «дабы образ смерти нас не устрашал, предлагается сие печальное знамение, но чтобы мы должность свою к Ордену не полагали выше, нежели жизнь свою, которую обязаны мы жертвовать для Ордена и для благополучия и безопасности братьев». <…> старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением адамовой головы <…> (Т, 71) <…> взглянув еще раз на руку нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидел на нем адамову голову, знак масонства (Т, 73) [перстень – П, 6].

АДЕЛЬСТАН. Отец короля Эдвина, которому некоторые источники приписывают основание масонства в Англии [каменщик – Па, 65].

АДОГМАТИЗМ. Отрицание ряда общепринятых догматов. @ Некоторым препятствием к профанации тайн Братства вольных каменщиков является спорное положение о несуществовании конечной истины, лежащее в основе масонского адогматизма. Так, например, герой повести Егор Егорович, не может, конечно, не относиться с глубоким уважением к достижениям науки, но имеет и свои мнения (О, 212).

АКТЫ (устав). Как правило, рукописные сборники (тетради), в которых фиксируется установленный порядок работы и ритуал той или иной масонской ложи; акты регламентируют различные стороны ритуальной и духовной жизни масонов. Содержания актов различаются в зависимости от того, в рамках какой масонской системы они были созданы и для какой степени предназначались. <…> сидел у себя наверху перед столом в накуренной низкой комнате, в затасканном халате и переписывал подлинные шотландские акты <…> (Т, 225) <…> хлопочут о настоящем шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно (Т, 302) [надгробная ложа – Т, 175; путешествие – Па, 140; статут – Па, 19; шотландский – Та, 329].

АЛЕКСАНДР. Сокращенное наименование ложи «Александра к благотворительности коронованного пеликана», открытой 11 октября 1805 г. Работала по шведской системе на немецком и русском языках, а затем по новоанглийской системе. Первоначально состояла под управлением директориальной ложи «Владимира к порядку», а в 1815 г. перешла в союз «Великой Астреи». В 1809 г. разделилась на три ложи: «Елизаветы к добродетели», «Петра к истине» и «Александра к благотворительности коронованного пеликана». В 1810 г. ложу в основном составляли немцы из купцов и ремесленников. Имя Александра I входило в названия еще ряда лож [Владимир, Директория – Па, 19].

АЛЕКСАНДР БЛАГОСЛОВЕННЫЙ. Российский император Александр I. В начале своего царствования благоволил существованию и распространению в России масонства. Оценка этого факта масонами отразилась, например, в использовании его имени в наименованиях ряда лож («Александра к благотворительности коронованного пеликана», «Александра к пчеле», «Александра к тройственному спасению»), а также в посвященных ему масонами одах, песнопениях, кантатах и акростихах, где славословились его добродетели и просвещенная мудрость, способствовавшие возрождению масонства. Существует рассказ, согласно которому в 1803 году, после разговора с И. Б. Бебером, убедившим императора в том, что масонство преследует высокие цели, Александр I изъявил желание быть принятым в масоны, сказав при этом собеседнику: «то, что вы говорите мне о масонстве, обязывает меня не только оказать ему покровительство, но и просить принять меня в число франкмасонов», - а впоследствии был посвящен. В речах, произносившихся масонами времен Александра I в торжественных случаях, говорилось о «Златом веке масонства под покровительством Александра I, монарха – благодетеля вольных каменщиков». Запретил работу масонских лож в России. @ Скажите, брат Тэтэкин, как случилось, что Братство <в России> исчезло? – «Оно было закрыто великой Екатериной и благословенным Александром» (О, 115) [Екатерина – О, 114].

АЛТАРЬ (жертвенник). Возвышение в масонской ложе, которое служит для ритуальных целей, главным образом, для размещения на нем предметов, используемых во время того или иного обряда (Библии, меча, наугольника); у алтаря локализуются определенные ритуальные действия. В английской системе во время обряда посвящения в ученики ищущий преклоняет перед алтарем колени (левое обнаженное колено ставит на подушку), кладет правую руку на лежащую на алтаре открытую Библию и произносит клятву. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма. (Т, 86) [Евангелие – Т, 86; кинжал – О, 22; посвящения обряд – П, 234].

АЛХИМИК (Великий Алхимик, Парацельс). @ Обомшелый Алхимик нагнулся и подбросил топлива в пламя печи. Ни единый мускул не дрогнул на его морщинистом лице, когда с треском лопнула колба (О, 214).

АЛХИМИК. Человек, который занимается алхимией. Его знания, поставившие его во главе братства розенкрейцеров, не были подобны жалкой фантасмагории тех некрепких умов и почти всегда невежественных искателей философского камня, алхимиков, каббалистов, магнетизеров, которых столько расплодилось в то время в Европе (С, 238).

АЛХИМИЧЕСКИЙ. Имеющий отношение к алхимии. В свободные часы Калиостро предавался своим каббалистическим, астрологическим и алхимическим занятиям, и существуют многие свидетельства, что он делал удивительные предсказания и открывал самые сокровенные тайны (С, 277).

АЛХИМИЯ. Область знания, представители которой занимались поисками философского камня. Основоположником считается Гермес Трисмегист. Возникнув в Египте около 1-го века нашей эры, была перенесена в Европу арабами, где обрела многих последователей. Символика алхимии является одной из баз масонской символики. Определенные масонские системы и степени (например, розенкрейцеры, теоретическая степень) предполагают проведение различных алхимических работ. Связь между алхимией и масонством проявляется и в том, что существуют алхимические интерпретации символического значения степеней (См.: степень мастера, товарища, ученика). В рамках масонской традиции существует точка зрения, что алхимия (алхимики) – одно из звеньев многовековой истории масонства [оккультисты - С].

АМРУ. В одном из вариантов легенды об Адонираме имя одного из трех учеников, убивших Адонирама. <…> как был встречен у восточных ворот Амру, которому он тоже не открыл слова мастера и был им за то заколот насмерть циркулем (П, 231) [ученик – П, 231].

АНГЕЛ. 1. Духовное существо, сотворенное Богом, возвещающее людям его волю и исполняющее на земле его веления. Кроме этих основных функций, Библия приписывает ангелам и другие: защищать праведных, расстраивать козни демонов, возносить молитвы людей к Богу, отводить душу в загробную жизнь, отделять добрых от злых на Страшном Суде. @ Мы поняли, что каждый // Есть пленный ангел в дьявольской личине, // В огне застенков выплавили радость... (В) [Христос – П, 193]. 2. Изображение этого существа <…> кровать под штофным пологом, собранным вверху в большое золотое кольцо, и кольцо это держал не амур, не гений какой-нибудь, а летящий ангел с смертоносным мечом в руке, как бы затем, чтобы почиющему на этом ложе каждоминутно напоминать о смерти (П, 10).

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ. Согласно Библии ангел, приставленный к конкретному человеку для помощи ему в добрых делах. @ <…> вежды Егора Егоровича смыкаются, и ангел-хранитель, похлопав крыльями и обнажив меч, становится в головах постели вольного каменщика (О, 127).

АНГЕЛЬСТВО. Основное качество, присущее ангелам и характеризующее особенность их природы. – Нам, людям, не дано ангельства, и наши чувственные побуждения приравнивают нас к животным; но мы не должны сим побуждениям совершенно подчиняться, ибо иначе можем унизиться до зверства – чувства совершенно противоположного гуманности, каковую нам следует развивать в себе, отдавая нашей чувственности не более того, сколько нужно для нашего благоденствия (Па, 31).

АНГЛИЙСКАЯ СИСТЕМА. Иные наименования - голубое масонство, иоанновская система, символическое масонство, слабое послушание. Название произошло от имени страны, где возникла система. Основоположники: Джеймс Андерсон (автор «Книги масонских конституций Андерсона», изданной в 1723 г. в Лондоне), Теофиль Дезагюлье и Георг Пайп. Система работала в трех степенях (ученик, товарищ, мастер); её отличительными цветами были золото и лазурь. Степени английского масонства легли в основание иных систем, где они являются первоначальными. Под тайной масонства в этой системе первоначально разумели тайну символов, тайну нравственных положений, сменившие тайны строительного искусства, тайны ремесленного цеха. Управление в ложах установилось выборное, дела решались большинством голосов. Главные символы: гроб, дикий камень, запон, кубический камень, лестница, линейка, лопаточка, луна, масштаб 24-х дюймовый, молоток, наугольник, отвес, перчатки, пламенеющая звезда, пол мозаичный, светильник, слезы, солнце, столбы, треугольник, улей с пчелами, циркуль, чертежная доска, шляпа, шнур золотой, связанный кафинским узлом, шпага. В России в 1772 г. была учреждена Великая Провинциальная ложа в зависимости от Англии с такой же организационной структурой и характером работ; Великим Провинциальным мастером был утвержден И. П. Елагин. Следует иметь в виду, что поскольку английская система – база иных систем, существующих в разных странах и входит в эти системы в качестве компонента, то в литературе возможны словосочетания типа «иоанновские ложи, работающие по французской системе в России»; в подобных словосочетаниях нет противоречия, они обозначают ложи, работающие в России по английской системе, но под протекторатом Франции, или, в зависимости от контекста, ложи, работающие по французской системе, но только в первых трех степенях.

АНГЛИЯ. Страна, в которой (согласно ряду источников) зародилось масонство. Родина широко распространенной древнеанглийской системы или английского (иоанновского) масонства, правильно организованные ложи которого работали уже в 1731 году [каменщик – Па, 65].

АНДРЕЕВСКИЕ. Иное наименование – шотландские. Название трех степеней, непосредственно следующих за иоанновскими, произошло оттого, что, согласно преданию, эти степени были найдены в Шотландии, а её патроном является Андрей Первозванный, соответственно, он и назван покровителем степеней. В системах с большим количеством степеней они являются переходными от иоанновских к рыцарским, тамплиерским и розенкрейцерским. В этих степенях начинаются умозрительные работы, относящиеся к области герметической философии и теософии, в должность вводилась пропаганда и распространение учения. Андреевскими называют также все высшие степени шотландской системы. Символы высших андреевских степеней: ключ, корона, крест с изображением Андрея Первозванного, крест с перекладиной, меч, орел, пеликан, роза, секира боевая, фонарь.

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. Святой апостол, один из учеников Иоанна Крестителя, один из ближайших учеников Христа. Патрон-покровитель шотландского масонства и высоких (после третьей) степеней. Его память празднуется 30 ноября (старого стиля); этот день считается одним из трех основных Орденских праздников.

АНДРЭЭ ИОГАНН ВАЛЕНТИН / Андреэ / Андреа. Немецкий теолог, проповедник и поэт (1586 - 1654), автор дидактических стихотворений, в которых проповедует живое и деятельное христианство. Согласно одной из точек зрения, основоположник братства розенкрейцеров и автор “Химической женитьбы” [розенкрейцеры – С. 174].

АНТИМАСОНСКИЙ. Направленный против масонов. (См.: Екатерина Великая) @ Она издает очень популярный антимасонский листок (О, 156).

 

Использованная литература

 

1. Быкова Г.В. Лакунарность в лексической системе русского языка. - Благовещенск, 1998. – 218 с.

2. Быкова Г.В. Феноменология лексической лакунарности русского языка. - Благовещенск, 2002. – 181 с.

3. Быкова Г.В. Лакунарность как категория лексической системологии. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 248 с.

4. Шунейко А. А. Масонская символика в языке русской художественной литературы XVIII – XX веков (к постановке проблемы) //Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. - М.: «ИРЯ РАН», 1996. – С. 325 – 330.

5. Шунейко А. А. Масонская символика в творчестве А. С. Пушкина //Пушкин и поэтический язык XX века. Сборник статей, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. - М.: «Наука», 1999. – С. 116 – 130.

6. Шунейко А. А. Лексикографическая репрезентация масонской символики и терминологии //От словаря В. И. Даля к лексикографии XXI века. Материалы международного симпозиума, посвященного 200-летию со дня рождения В. И. Даля. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002. – С. 377 – 382.

 

Н.Г. Юзефович

г. Хабаровск, ХГПУ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.