Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В начале слова было пространство,



Или как увидеть слово

Гипотеза

В современном языкознании является аксиомой (или расхожим мнением) утверждение о том, что звуковая оболочка слова не имеет никакой необходимой, зависящей от предмета и обусловленной качеством предмета, связи с ним. Для примера приводятся, как правило, слова, вошедшие в обиход во времена цивилизованные («книга», «час»), но не первородные, неокрашенные в цвета цивилизаций. «Если бы звучание слов зависело от предмета, то один и тот же предмет в языках разных народов обозначался бы одинаково звучащими словами. Но этого нет» (Б. Головин. Введение в языкознание. М., 1977, с. 70).

«Но это есть»,- попытаюсь доказать я с помощью пяти гласных и двух сонорных согласных звуков. «Процедив» более 100 тысяч слов русского языка, я выделил 1200 первородных, относящихся, на мой взгляд, к праязыку или, по крайней мере, к архетипам. Буквенный анализ отобранных слов дал следующий результат – из 5500 букв, составляющих эти слова, чаще других употреблены: «а» - 545, «с» - 532, «р» - 404, «л» - 346, «е» - 344. И хотя частотный рейтинг еще двух гласных – «у»(211) и «и»(165) несколько ниже, я их тоже включил в разряд первородных как необходимые звенья моей гипотезы.

Следует отметить, что в силу того, что сонорные согласные не подвергаются оглушению, они не искажают и буквенного образа слова. Итак, набор первородных звуков сделан, и это опять же противоречит общепринятой в советское время языковой теории: «Наука не может ответить, каким именно набором звуков, или слов, или высказываний располагал первый язык (или первые языки) человечества» («Введение в языкознание», с. 224).

Звучащая речь – акт не просто социальный, но и физиологический, требующий определенной развитости речевого аппарата, в первую очередь, гортани, ее голосовых связок. При неразвитости их доступнее в произношении как раз гласные нижнего и среднего подъемов «а», «э», «о» и плавные сонорные «р» и «л». «Р» и «л» еще и звучнее остальных согласных, и по соотношению голоса и шума примыкают к гласным звукам, образуя переход от согласных к гласным.

Представьте, что вы первобытный человек, которому необходимо объясниться с соплеменником. Тот интересуется, где ты добыл дичь, которую держишь в руках.

- А-а,- произносишь ты, показывая на небо, если дичь эта - птица. Все легкое, воспаряющее находится там.

- О-о,- обводишь рукой по сторонам, держа в руках зайца.

- И-и,- тычешь пальцем под ноги, демонстрируя аппетитных, жирных земляных червей.

Вот вам первые звуковые константы:

«А» - это всё, что нАд головой.

«О» - это всё, что вОкруг или ОкОлО.

«И» - это всё, что внИзу.

Обратите, между прочим, внимание на написание данных букв в латинском и русском языках. Буква «А» устремлена вверх, «О» охватывает некое пространство, «i» («И») устремлена книзу, причем «i» явно показывает направление от «О» - пространства, обозначенного точкой.

А что же в центре? «Э» (или «Е»). В русском языке (случайно ли?) они изображаются почти зеркально-противоположно. Три перекладинки – символ гармонии, Единства, уравновЕшЕнности, цЕнтра мироздания.

На особых позициях оказался звук «У». В «лексиконе» нашего первобытного словотворца он мог иметь, скорее всего, форму вопроса: «У»? – «Где взял»? Но передвинемся от нашего дикаря по оси времени лет этак на миллион вперед, куда-нибудь в междуречье Верхней (А) и Нижней (И) рек, которые позднее получат название ЕврАт и ТИгр. А пока здесь еще и не пахнет шумерской цивилизацией, а проживают лишь две одинокие личности – А и Е (почему бы не Адам и Ева в компании-окружении всеобъемлющего О – то бишь, БОга?). По первородству своему мифические Адам и Ева были, скорее всего, брАтом и сЕстрой, а уж потом стали супругами, основав первый на земле рОд и включив конвейер по производству дЕтей, рЕбят.

Но – шутки в сторону. Поговорим о серьезном. О слове, как трехмерной, пространственной единице. Начнем со звука «А», придающего трехмерному слову-понятию легкость, воздушность, устремленность ввысь, обезвоженность, накал. Вот примеры (иностранные слова даны в русской транскрипции): «АрАм» (др. евр.), - высокий «зАрАй» (др. евр.) - рассвет, «АфАр» (др. евр.) - пыль, «стАрех» (др. перс.) - звезда (сравни в английском – «стАр»), «хАрАс» (др. инд.) - жар, «шАр» (аккад.) - верховный, цАрь (в славянских языках «ш» перешло в «ц»).

Вот более современные примеры: «АромА» (греч.) - запах, «АриА» (итал.) - воздух, из русского языка – «жАр, пАр, гАрь, мАрь»… В приведенных словах без труда вычленяется основа «ар». Весьма, кстати, употребимая как раз в древнейших географических названиях: «АрАбы, АрАвия, СахАра, ФАрс, АмАра, УрАрту» и т.д.

Рассмотрим и основу «РА». Она придает слову еще один нюансный оттенок – устремленность ввысь, но обращенную к земле. Слова с этой основой обозначают понятия высшего порядка, подчеркивают древность, истинность и основательность их, и, как следствие,- угасание, то есть упомянутая обращенность к земле. Примеры: «бРАнд» (нем.) - горение, «РАнд» (нем.) - край, «кРАфт» (нем.) - сила, «гРАнде» (итал.) – большой, «гРАнд» (фр.) – большой, «гРАб» (нем.) – могила; из русского языка – «кРАй, здРАвие, кРАса, пРАвый, пРАщур, пРАх, смРАд» ( как контраст восходящему «АРомат».

Обратимся теперь к другой сонорной согласной – «Л». В сочетании «АЛ» она придает понятию особую возвышенность: «АЛма» (итал.) - душа, «АЛь» (шумер.) – человек, «АЛьт» (исп.) – высокий, «АЛьто» (итал.) – высокий, «бАЛам» (др.инд.) – сильный, «АЛьба» (итал.) – заря, «сАЛьдо» (исп.) – горячий, «хАЛаа» (фин.) – гореть, «АЛтын» (тат.) – золото, «АЛмаз» (тюрк.), «АЛьт» (нем.) – старый. «пАЛайос» (греч.) – древний, «тотАЛь» (нем.) – общий и т.д.

А в слове «АЛЛАх» - сразу обе основы! Кстати, в именах главнейших богов звук «А» явно доминирует: «РА, БРАхма, дАо». В этом же ряду слово «ФАРАон».

Следующее сочетание – «ЛА». В минуты приятного расположения духа не напеваете ли вы: ля-ля-ля, ла-ла-ла? Если «Р» - это, в определенной ситуации, рычащий, агрессивный звук, то «Л» - умиротворяющий, ласкающий: «ляля, люли, «любовь», конечно («лямур», «лав», «либен» и т.д.).

«ЛА» подобно «РА» имеет устремленность ввысь, но обращена к человеку, несет ему радость, тепло. Ограничусь здесь примерами из русского языка: «пЛАмя, ЛАд, гЛАва, вЛАга, вЛАдение, сЛАва, бЛАго, мЛАдость, сЛАдость». Вторгается в этот ряд, правда, и каверзное «гЛАд, хЛАд», но и они приобретают положительную окраску, если за «гЛАд» увидеть «гЛАдкость» (пЛАно (исп.) – ровный, «ЛАнд» (нем.) – страна, суша), а за «хЛАд» - «прохЛАду» в знойный день.

Итак, образ «А» в союзе с «Р» и «Л» у вас сложился. Это образ верха. А что же внизу? Что же «И» для «А»? То же, что «мИнимум» для «мАксимума» - обратное начало. Низ – «преИсподняя, АИд, могИла, дЫра». Иностранные слова из этого же ряда: «тИф» (нем.) – глубокий, «йЫмыл» (мар.) – низ, «Илус» (греч.) – грязь, «бИр» (др.евр.) – водоем, «лИтл» (англ.) – маленький, «чИко» (исп.) – маленький. Великая река древнего мира – НИл, судья царства мертвых – ОсИрис.

Предметный мир, находящийся внизу, у нас под ногами, усердно эксплуатирует звук «И»: «рИвэ» (англ.) – река, «рИо» (исп.) – река, «рИс» (во многих языках) – растение, растущее в воде. Присуще это и явлениям, с «нИзом» связанным: «дрИфт» (англ.) – течение, «дрИнкен» (нем.) – пить, «орИна» (исп.) – моча, «брИз» - морской ветер. Целый ряд стран, находящихся в «котловине мира» и познавших всемирный потоп, имеет в названии в виде ключевой ту же букву: СИрия, Ирак, Иран, Израиль, Индия.

Переместимся сейчас в цЕнтр нашего словопространства, в котором, как тому и подобает быть, находится сам «чЕловек», «мЕнш» (нем.), «мЕн» (англ.), «кЕше» (тат.), «хомбрЕ» (исп.), «айдЕм» (мар.), то есть вЕнец природы, ее главное тЕло.

Откуда он, человек? Из чего он, человек? Он создан из глины - утверждает Библия. ГлИна – это то, что внизу. Во многих диалектах глина именуется: «глЕй». То же и в ряде языков: «клЭй» (англ.), «лЕм» (нем.), «клЕй» (голл.). «И» перешло в «Е» (или наоборот?).

Рассмотрим две позиции центра: форму «ЕР-РЕ» и форму «ЕЛ-ЛЕ». Опять же «ЕР» и «ЕЛ» более устремлены от центра к верху и находятся потому в переходном состоянии к «АР» и «АЛ»: «тЕРмаль (исп.) - горячий, «аЭР» (греч.) – воздух, «кЕРро» (исп.) – холм, «вЕРтекс», «вЕРтикалис» (лат.) – верх, «обЕР» (нем.) – верхний, «бЕРг» (нем.) – гора, «сьюпЭ(Р)» (англ.) – сверх, «юбЕР» (нем.) – над, «астЕР» (греч.) – звезда, русское «вЕРх».

Но все-таки основная часть слов с «Е» тяготеет или прямо обозначает центр, стабильность, основательность. Примеры с «ЕР-РЕ»: «хЕРц» (нем.) – сердце, «тЕРра» (лат.) – земля, «ЕРде» (нем.) – земля, «лЕР» (индоевроп.) – земля, «ЭРец» (др.евр.) – земля, «стЕРеос» (греч.) – твердый, «матЕРиа» (лат.) – вещество, «матЕР» (лат.) – мать, «муттЕР» (нем.) – мать, «патЕР» (фр.) – отец, «фатЕР» (нем.) – отец; из русского языка: сЕРедина, твЕРдь, сЕРдце, кРЕст, зЕРно, пЕРст, дРЕво, бРЕг, пещЕРа, жЕРло, сРЕда, смЕРд, РЕка, озЕРо.

На позиции «ЕЛ-ЛЕ» ограничусь русскими примерами: «пЛЕмя, хЛЕб, дЕЛо, ЛЕчить, цЕЛый, мЛЕко (общеслав. – мЕЛко), спЕЛый, ЛЕто, ЛЕс, ЕЛь, бЕЛый, зЕЛеный.

Далее обратим взор свой окрест себя. Слова с «ОЛ-ЛО» и «ОР-РО» - очень насыщенный пласт языка, и архетипы здесь на каждом шагу. «ОЛ-ЛО» характеризует нечто округлое, вмещающее, обволакивающее. «ОР-РО» также несет эту функцию, но более характеризует размер предмета или явления, а не его форму.

Примеры округлости с «ОЛ-ЛО»: «сОЛ» (исп.) – солнце, «бОЛл» (англ.) – мяч, «кЛОб» (общеслав.) – нечто круглое, «ОЛла» (исп.) - горшок, «бОЛа» (исп.) – шар. Из русского языка: «сОЛнце, кОЛпак, кОЛокол, гЛОбус, кОЛьцо, гОЛОва, гЛОтка, пОЛОость, кОЛОбок, кОЛбаса, кОЛесо, купОЛ, ЛОб, нОЛь, ОЛадья, ствОЛ и т. д. и т.п.

Примеры с «ОЛ-ЛО» в качестве оболочки: «ОйЛык» (тат.) - покрывало, войЛОк (сравни фр. «вуаль»), «дОЛа» (итал.) – горло, «сиЛО» (исп.) – яма, «ЛОт» (др.евр.) – покрывало, «ОЛл» (англ.) – всё, «пОЛи» (греч.) – много. Из русского языка: «ЛОно, пЛОть, кОЛОс, ЛОжа, ЛОжка, обОЛОчка, пЛОд, чехОЛ, котЕЛ, котЛОван.

«ОЛ-ЛО» в значении того, что для человека находится за переделами центра: «дОЛ, пОЛе, пОЛОса, окОЛица и т.д. во множестве.

Есть еще одна интересная функция «ОЛ-ЛО» - обозначать нечто вьющееся: «вОЛле» (нем.) – шерсть, «ОЛа» (исп.) – волна. Из русского языка: «ЛОкон», вОЛОс, вОЛОкно, вОЛна».

Переходим к рассмотрению «ОР-РО». Вот как работают эти слоги на определение величины предмета или явления. Примеры из русского языка: «кОРОткий, огРОмный, гОРОх, пОРОх, пОРОша, мОРОсь, кОРный (короткий), мОРв (общеслав.) – муравей, сОР, дРОбь, бОРОна, вОРОбей, тОРОкан (устар.), гОРа.

«ОР-РО» в качестве оболочки: «ОР» (др.евр.) – пещера, «РОтонда» (итал.)- круглая, «ОРбе» (исп.) – мир, «скРОбис» (нем.) – яма, «стРО» (общеслав.) – внутренность, «кРОг» (ощеслав.) – круг. Из современного русского языка: «утРОба, гРОт, РОг, вОРОнка, РОд, РОй, ОРда, ОРава, кОРОста, заБОР, кРОв».

Неприятная функция «ОР-РО» - придавать словам мрачноватую окраску: «мОРас» (чеш.) – угрюмый, «мОРа» (польск.) – кошмар, «гОРгос» (греч.) – страшный (отсюда - «Горгона») «мОРс» (лат.) – смерть. Из русского языка: «скОРбь, гОРе, ссОРа, мОР, гРОб, РОк».

И, наконец, - «У», звук, также привносящий в слово, как правило, отрицательный заряд. «ДУРь, УРод, тРУп»- наиболее яркие примеры. Продолжим ряд: «дУРам» (нем.) – глупый, «абсУРдус» (лат.) - бессмысленный, «фоУРос» (греч.) – умалишенный, «УРон» (греч.) – моча, «УРина» (португ.) – моча. Из русского языка: «РУины, РУхлядь, кРУшение, тРУха, УРаган, тРУс, РУгань, тРУщоба, УРка, щУР (крыса), тРУд (в старом, истинном значении – морока). Конечно, последние слова можно назвать русскими только условно, немалая часть их как раз заимствована, в основном из тюркских языков.

У слогов «УЛ» и «ЛУ» роль в целом более благородна – обозначать округлости, вместимости: «хУЛьзе (нем.) – оболочка, циркУЛУс» (лат.) – круг, «скУЛа» (чеш.) – щель, «шкУЛа» (серб.) – дыра, «ампУЛа»(лат.) – сосуд, «УЛУс» (тюрк.) – селение. Из русского языка: «бУЛа (шишка), бУЛыжник, бУЛава, бУЛка (круглый хлеб), бУЛа (папская грамота с круглой печатью), кУЛич (круглый хлеб), «тУЛ» (ст.слав.) – колчан, дУЛо, тУЛуп».

Как связка, «У» возносит слова от «О» к «А»: «ЛУмбре» (исп.) – огонь, «ЛУке» (ит.) – свет, «пЛУма» (исп.) – перо. Из русского языка «ЛУна, ЛУч» и т.д.

А теперь – выводы. Первый: звуки «А,О,Э,У,И,Р,Л» являются первичным словесным материалом для языков мира.

Второй: каждый из этих звуков несет определенную смысловую нагрузку: «А» - верха, «И» - низа, «Е» - центра, «О» - окружности, «У» - ущербности, «Р» - агрессивности, «Л» - умиротворенности.

Третий: образуемые с помощью данных звуков слоги («АР», «ЕЛ» и т.д.) также придают слову определенную окраску.

Четвертый: древнейшими словами следует считать слова, имеющие в основе данные звуки.

Пятый: останки праязыка следует искать в современных языках народов, где сильно начало сочетаний «РА-ЛА-РЕ-ЛЕ-РИ-ЛИ» и т.д.

Шестой: вовсе не случайно присутствие звуков «Р» и «Л» в названиях большинства стран мира: Греция, Германия, Франция, Россия, Турция и т.д.; Лаос, Филиппины, Таиланд и т.д.

Седьмой: анализ звукопространственной модели слова может поставить историкам факты из дописьменной истории человечества.

В канву моей гипотезы включены примеры из нескольких языков мира, а не из всего их многообразия. Но иногда, как говорится, достаточно выпить стакан речной воды, а не всю реку, чтобы узнать, какова на вкус сия вода. Черпайте глубже и насыщены будете!

(опубликовано в журнале «Свет»)

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ

(2002)

Русская душа

Орел на российском гербе двуглав. Случайно ли это? Головы смотрят в разные стороны – одна, надо полагать, на восток, другая –на запад. Существует объяснение, что две главы – это олицетворение государственной и церковной власти (а три короны на главах – претворение идеи «Москва – третий Рим», то есть Москва - престолонаследная столица после Рима и Константинополя). В любом случае, эта раздвоенность заложена уже в самом характере русского народа, а, говоря проще, в строе его души.

Русский человек бывает добр и жесток, мрачен и весел, ленив и трудолюбив. О прочих народах мы привыкли судить однозначнее: англичане чопорны, американцы предприимчивы, немцы педантичны, поляки религиозны, французы легкомысленны и т.д. К русским с такой меркой не подойдешь. В сказочном фольклоре сложился, правда, образ Ивана-дурака, но на деле-то он оказывается умней всех! Не зря поэт Тютчев высказался на сей счет: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». Писатель Достоевский устами прокурора в «Братьях Карамазовых» выразился более определенно: «Мы широки, широки, как вся наша матушка Россия, мы все вместим и со всем уживемся!» Имея в виду те же бескрайние просторы русского государства, философ Бердяев резюмирует: «Формы русского государства делали русского человека бесформенным», и далее: «Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слаборазвитое чувство ответственности с этим связаны». В другой выдержке Бердяев еще более резок: «Ангельская святость и зверская низость – вот вечные колебания русского народа, неведомые более средним западным народам». Сказано это было еще в 1915 году, но многое ли изменилось в душе русского человека за минувший век? Склонен полагать, что многое. И, увы, не в лучшую сторону. Об этом и пойдет речь в серии полемических статей под рубрикой «Жить не по лжи». Автор последних слов – известный человековед, писатель Солженицын. Мы многие десятилетия жили во лжи и страхе, да и ныне не освободились еще от этой скверны.

Разумеется, «русская душа» - слишком широкое понятие. Велика Россия, и душа сибиряка, к примеру, отличается от души питерца, а душа северянина – от души южанина. Есть свои особенности и у души, вернее будет сказать – характера, коренного жителя Урень-края. Основная особенность, на мой взгляд, обусловлена тем, что на протяжении XVIII-XIX веков предки наши, старообрядцы в большинстве своем, вели изолированный от нововеров-никонианцев образ жизни в лесных скитах и сектантских деревушках, что, с одной стороны, препятствовало распространению цивилизационных новаций, а с другой, способствовало сохранению русской души в первозданной, допетровской чистоте. Не случайно Петра I уренские староверы и поныне считают главным слугой Антихриста, поломавшим устои восточнославянского образа жизни.

Отсюда – уренская самостийность, породившая, в частности, крестьянский антиправительственный бунт 1829-31 годов и крестьянский антисоветский мятеж 1918-22 годов. Мрачные годы тоталитаризма, правда, существенным образом поколебали основы этой самостийности, но не сломали их. В народе жив образ уренского мужика, не привыкшего прогибать спину перед самодурами и самоуправцами.

И все-таки на всех деяниях русского народа, и уренцев в частности, в ХХ веке лежит печать страха перед власть предержащими и репрессиями сталинизма. Слишком многое в веке минувшем делалось не за совесть, а за страх, из-под палки, по принуждению, из рабской покорности. Власть планомерно уничтожала цвет нации то в годы гражданской войны, то коллективизации, то партийных чисток, то сталинских репрессий, а на оставшихся в живых надевали узду с надписью «Жить стало лучше. Жить стало веселей», и гильотина над шеей каждого напоминала, что ожидает любого, кто вспомнит о самостийности.

Вот обо всем этом и пойдет речь в моих статьях, обращенных в злобу дня, но опирающихся на дни минувшие, в которые мы стали такими, какие есть. Ни в коей мере не претендую на роль нравоучителя, то есть не желаю, чтобы все разделяли мою точку зрения безоговорочно, а призываю лишь к проявлению упомянутой уренской самостийности ума и русскому здравомыслию, которого пока более всего не хватает нашему постперестроечному обществу.

 

Наследие прошлого

 

«Весь мир насилья мы разрушим..»- пелось в большевистском гимне. Увы, если б только с эксплуатацией трудового народа боролись мечтатели о «новом мире». Они «до основания разрушили» и многое из того, что создавалось веками и являло собой гордость и достояние нации. Не буду углубляться в популярную российскую историю (современные апологеты большевизма, кстати, упрямо не хотят признавать в ней ничего, кроме советского периода), назову лишь некоторое из того, что у здравомыслящих уренцев на виду и на слуху: разграблены и разрушены церкви и молитвенные дома в Урень-крае, количество которых достигало 34-х; стерты с лица земли большинство могил купцов, предпринимателей, священников и чиновников прошлого, опорочены их деяния; разбазарено личное имущество (книги, мебель, одежда) состоятельных граждан; отнято все нажитое (а то и сама жизнь) у многих и многих сотен уренцев, причисленных к кулакам; отнята у крестьян с созданием колхозов данная было земля и вся живность; еще ранее в ходе продразверстки поголовно все крестьянские хозяйства были подвергнуты грабежу и т.д. и т.п. Я уж не говорю о том, что народ лишили и всяческих свобод, крестьян вновь закрепостили, загнав в колхозы и не дав паспортов; в школах, прочих учебных заведениях, в средствах массовой информации развернулась грубая «промывка мозгов» в духе марксизма-ленинизма и т.д. Название всей этой преступной практике – большевизм.

К чести сегодняшней власти (к которой у нас также множество претензий), она не опустилась до низкой мстительности в отношении прежних властителей жизни, ибо последние зачастую не ведали, что творят, а если ведали, то под чудовищным прессом страха, источник которого восседал в Кремле. Страх, страх, страх довлел над каждым. Не раскулачишь соседа – раскулачат тебя, не пойдешь на выборы – получишь десять лет тюрьмы, наденешь нательный крестик – исключат из октябрят, пионеров, комсомольцев, партийцев. Сегодняшняя власть даже в чем-то уважает людей прежней власти, ибо они были борцами за идею. И если «идейные» уничтожали безыдейных, то бог им судья, хотя в бога-то «идейные» как раз и не верили.

Мы – не они. Мы не отказываемся от прошлого. Не спешим сокрушать «их» памятники и переименовывать «их» улицы, как это делали они. Не запрещаем состоять в любимой партии, как запрещали все партии они. Не загоняем молодежь в общественные организации, не сжигаем неугодных книг. Мы ценим лучшее у Маяковского и Шолохова, Фадеева и Федина. Мы поем песни их молодости и смотрим фильмы, герои которых – комсомольцы и коммунисты. Мы хотим жить в согласии и утвердить правоту своих идей не силой оружия, как это делали они, а умением организовать жизнь достойной звания гражданина великой России.

Мы восстановили Трехсвятительскую и Спасовскую церкви в Урене, строим церкви в Арье, мы хотим вернуть крестьянину землю, а предпринимателю – собственность. Мы негодуем, как и они по поводу перекосов в нашей духовной и материальной жизни, угодничества перед Западом и застоя в решении чеченской проблемы. Но мы, в отличие от них, понимаем, что все это – издержки роста. Народ избавляется от страха, но с трудом учится быть свободным. Свобода и демократия понимается многими (особенно рабами в прошлом) как вседозволенность и распущенность. И отсюда – рост преступности, наркомании и запрещенных видов деятельности.

Но на российском знамени нашлось место и для красного цвета. Наш флаг – триколор, и когда граждане не будут делиться на идущих под красным и идущих под другими знаменами, тогда в обществе наступит согласие. И тогда мы не будем обвинять друг друга в очернительстве и окраснительстве. Это прозрачное время обязательно настанет. Жаль только, что это может случиться после нас…

 

Кандальный звон

Все вы помните начальные кадры замечательного фильма Василия Шукшина «Калина красная» - тюремный хор исполняет песню «Вечерний звон». Только не о церковном колокольном звоне думают исполнители, а о кандальном. А «дум» он наводит, действительно, очень много. Тюремным этим звоном пронизана вся наша жизнь. Да иного и быть не могло, если за годы тоталитаризма через тюремно-лагерные застенки прошли десятки миллионов людей. Они, за редким исключением, не могли выйти на волю иными – с благородными манерами, со сладкозвучными речами, человеколюбивыми принципами. На волю они выходили волками, и в этом их беда, а не вина. Вина на тех, кто превратил их в волков. Вот оттого и стало в порядке вещей «ботать по фене» (говорить на блатном языке) в высоких кабинетах, ругаться матом дошколятам и девам юным, устраивать кровавые разборки на дискотеках и прочих, говоря по-блатному же, тусовках, гадить в общественных местах и драться за место под солнцем (читай, на нарах) в любых обстоятельствах.

Большинство заключенных советского ГУЛАГа не были ни политическими, ни уголовными в собственном смысле слова преступниками, а лишь обыкновенными гражданами, жертвами тоталитарного режима как в трудовых отношениях, так и в социальном поведении. О чем говорить, если опоздание на работу свыше 20 минут в 1940 году каралось лишением свободы, а прогул чуть ли не лишением жизни. По статистике через тюрьмы и лагеря при большевиках прошли около 100 миллионов человек, и ныне редкая семья найдется, в роду у которой не было бы подвергшихся этой печальной участи.

Что мог принести в общество людей человек, искалеченный тюрьмой? Чаще всего – жестокость, отчаяние и злобу. Злость родителей генетически передается детям. Тюремные порядки переносятся во все сферы личной и общественной жизни. Я не знаю ни одного бывшего заключенного, о котором можно было бы сказать: вот человек, достойный подражания, коль прежняя тюремная система называла себя «перевоспитывающей». Вот почему растет криминализация общества, хотя не только поэтому. Бывшие «зэки» легко вовлекают в свою преступную деятельность несовершеннолетних, о чем свидетельствует хотя бы серия умышленных поджогов личного и общественного имущества нынешней осенью в районе.

Подростки почти поголовно украшают себя татуировками или хотя бы подобием ее в виде росписи фломастером на коже. Этим не гнушаются даже модные певицы, нанося татуировки на открытые части тела. Да чего там – тюрьма диктует моду! Зэковские шапчонки с отгибающимися ушами, кольца в уши, бритые затылки, золотые печатки с черепами на пальцы…

И все-таки куда опаснее распространение мерзких законов тюремной жизни. Любая форма проявления гражданской бдительности называется сейчас стукачеством. «Старики» в любом коллективе дают понять «салагам», где их место. Групповой эгоизм раскалывает те же коллективы – ученические, трудовые, солдатские, досуговые на соперничающие группировки. Но ведь всего этого нет или почти нет в странах «старого света», и в дореволюционной России бурсацкие нравы не проявлялись столь явно! Что это? Народ деградирует? Теряет свой духовный потенциал? Пожалуй, нет. Во всяком случае, история таких примеров не знает (не обвиняем же мы в этом народы враждующих стран, развязавших две мировые войны). Тогда что же это? Временное помрачение сознания?

Не берусь дать в этом месте однозначный ответ, но выскажу мнение, что лучшая, «породистая» часть русской нации поредела неимоверно. Миллионы людей элиты покинули Россию после большевистского переворота 1917 года и в ходе гражданской войны. Миллионы не худших воинов, как «красных», так и «белых», погибли в этой братоубийственной войне. Миллионы и миллионы погибли от голода с началом коллективизации в начале 30-х и в период массовых репрессий последующих лет. А на Великой Отечественной войне кто погибал чаще всего? Не самые ли храбрые и отчаянные, которые могли бы вырастить таких же детей? Это все называется генофондом нации. Он подорван. Но не исчерпан, не сгинул! И это все вселяет оптимизм. Нет, не «новые русские» восполнят потери. Они дети смутного времени, люди переходного периода. Будущее – за теми, кто только начинает жизнь, да, скорее всего, и вовсе еще на свет не появился. Потому как философы и социологи утверждают, что должно уйти с арены деятельности поколение людей прегрешивших, и их место займут более достойные. Ох как хочется в это верить…

 

Мы и мир

 

В годы тоталитаризма, когда для советского человека зарубежье было отсечено «железным занавесом» и выехать туда, особенно в капстраны хотя бы с туристическими целями, делом было архисложным, информацию о жизни «за бугром» мы получали в искаженной форме. «Там» все плохо, «там» - волчьи законы, эксплуатация человека человеком, всесилье чистогана, всеобщая распущенность и вообще у догнивающего капитализма нет будущего. Существовал жесткий цензурный отбор западных фильмов, литературы, музыки. В умы людей настойчиво внедрялся образ западного врага.

Лично мне довелось проходить службу на территории тогдашней ГДР, не относившейся к западному миру. Прежде всего, нас поразила ухоженность немецких селений и культура взаимоотношений их жителей. Никаких оскорбительных выпадов в адрес советских солдат (а ведь немцы – наши враги по последней мировой войне) мы не слышали. За все время службы, часто бывая на улицах германских городов, я нигде не видел мусора, протоптанной по газону (и даже по сельскохозяйственным угодьям) тропки. Единственный пьяный, которого удалось встретить, оказался… вольнонаемным из русских. И единственный случай воровства в ближайшем супермаркете совершен был русской женщиной, кстати, супругой моего непосредственного начальника. За украденную комбинацию ей отвели 24 часа, чтобы покинуть страну. Свидетелей воровства при этом оказалось несколько. Наш, русский менталитет вряд ли позволил бы очевидцу «соваться в это грязное дело».

И вот «железный занавес» рухнул. Иностранщина хлынула на Россию неиссякаемым потоком. Хлынуло все без разбора – и плохое, и хорошее. Расширив глаза и рты, мы начали хватать все это и проч, и проч. «Забугорщики» потирали руки: «Хорошо пошла»! Ладно бы товар был качественным, но ведь преимущественно ширпотреб самого низкого пошиба. Китай, Вьетнам, Турция завалили прилавки вещами-однодневками. А мы всё хватали и хватали.. Сейчас, кажется, наступает прозрение…

Но я более хотел сказать не об этом. Мы не знали окружающего мира и мнили себя слишком высоко. СССР – страна первого колхоза, первого спутника, первого космонавта. А ведь стоило опустить глаза книзу и увидеть в начале 60-х свои ноги обутыми в лапти, и пайку хлеба, вырванную из многочасового стояния в очередях. Придумали словосочетание «великая держава», основанное на количестве ядерных боеголовок, а о настоящем благополучии народа и забыли, «Кремлевские старцы» уже жили при коммунизме. Выставляли достижением получение советским гражданином убогой квартиры после 10-15-летнего стояния в очереди, а на Западе семьи со средним достатком обживали двух-трехэтажные коттеджи. Похвалялись растущим количеством личных автомобилей, приобретаемых также после многолетнего стояния в очереди, а на Западе меняли машины как перчатки, считая нормой иметь на семью 2-3 машины.

Особенно затормозила страна-победительница в своем развитии в 70-80-е годы. Это был застой. Запад внедрял компьютеры и передовые технологии, а наши лучшие умы создавали эти технологии и не могли внедрить, обходясь в своих расчетах арифмометрами и калькуляторами первой модели. В мире практически решали проблемы экологии (к примеру, германский Рейн вновь стал рыболовным), а мы интенсивно загаживали отходами производства леса и химикатами – поля. Япония и вся юго-восточная Азия переходила к развитию энергоемких отраслей, а мы добывали полезные ископаемые в немыслимых количествах и гнали их за границу. И жили на нефте-газо-лесодоллары. И питались канадским зерном, аргентинским мясом и китайской тушенкой.

Многое изменилось в мире за 17 лет, отделяющих нас от краха тоталитарной системы. Только медленно меняемся мы, дети лживого времени, медленно растет наше благосостояние, медленно утрачивается наше иждивенческое мировоззрение и, что особенно печально, по черепашьи медленно растет наша новая культура. А как хочется жить по-человечески…

Семья

 

Поговорим о «первичной ячейке общества» - семье, как в недавние времена называли группу совместно живущих родственников. Какие бы дополнительные общественные средства воспитания – детсады, школы, учреждения дополнительного образования – мы не привлекали, они не в состоянии ребенку заменить семью. Потому какова семья, таково и общество, и на этот счет много мудрецами сказано. И что яблоко от яблони недалеко падает, и что «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (Сухомлинский). Общество наше больно. Выходит, и семья тоже. В чем проявляется эта болезнь?

В первую очередь, в том, что она становится все меньше и меньше. Социологи-демографы бьют тревогу: идет вырождение русской нации. И это так, если рост смертности превышает рост рождаемости. Собственно, Россия и Россией-то сейчас называться может лишь условно, ведь русских в ее национальном составе скоро станет меньше половины!

Второе проявление болезни семьи – рост отчуждаемости между родителями и детьми: родители воспитывались на одном наборе жизненных ценностей, дети воспитываются на другом. Вот образцы из современного набора: удачно выйти замуж, выиграть в лотерею, смотреть на вещи проще… Нет, я вовсе не хочу сказать, что ценности родителей были идеальны, но в советской воспитательной системе было много положительного, и «Моральный кодекс строителя коммунизма» многое позаимствовал из Библейских заповедей. Однако послушаем философа Бердяева: «Русь живет в святости, в отличие от народов Запада, которые живут лишь честностью, т.е. началом менее высоким». Правда, сказал он это во времена, когда не были еще порушены большевиками церкви, и в русской душе еще не было растоптано святое начало, поклонение иконам, а не вождям, жила еще вера в царство божие для праведников, а не в мировую революцию.

Многие из нас проклинают перестройку, затеянную Горбачевым: она, де, то да сё разрушила. Но, что интересно, те же критики быстрехонько перестроились, пав на колени перед золотым тельцом, про которого тот же Бердяев говорил: «Душа России – не буржуазная душа, душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно». Преуспевшие, наловившие рыбицы в мутной водице родители устремились устраивать жизнь своих великовозрастных чад, а ведь справедливо сказал на сей счет француз Монтень: «Жалок отец, если любовь детей к нему зависит лишь от того, что они нуждаются в его помощи». И растут коттеджи для инфантильных отпрысков, гвоздя не умеющих в доску забить, покупаются дорогие иномарки, устройство которых для сынков – тайна за семью печатями.

Ну, и третья болезнь семьи – рост неуважения родителей к воспитателям их детей, т.е. к школьным учителям. То, что современная школа переживает кризис, несомненно, и что качество учительских кадров неуклонно снижается, тоже. Но только ли объективные факторы усугубляют противостояние семьи и школы? Не родители ли всеми правдами и неправдами добиваются вручения отличных аттестатов и золотых медалей своим «кровиночкам», не стесняясь идти на подкуп, а то и на шантаж? Не они ли при случае готовы купить нужную оценку у слишком требовательного, на их взгляд, учителя? Но ведь школа едва ли не единственным осталась местом, в котором обитание золотого тельца противопоказано. Зарплата учителей нищенская? Согласен. Тогда иди, учитель, в ту отрасль, где больше платят, но и ты, родитель, его не провоцируй.

Итак, семья переживает кризис. Но это не означает гибели семьи, как то предрекали классики утопического учения. Знаю немало семей, которые рационально организуя небогатый семейный бюджет, обзаводятся и компьютерами и прочей современной техникой, чтобы не отставать от жизни, а дети их побеждают на олимпиадах и поступают в престижные вузы без всякого «блата». И за такими семьями будущее.

 

Школа

 

Эта тема для меня на сегодня ближе всего, потому как школа – мое рабочее место. «Юноше (девушке), обдумывающему житье» и стремящемуся испытать в жизни самое трудное, советую: смело ступай сюда! В школе работают безымянные герои. Господа родители, а вам сложно бывает порой совладать с одним-единственным чадом, выставляющим свои капризы? Вспоминайте в эти минуты школьных учителей: перед ними ежечасно до тридцати чад – каждый со своими запросами, претензиями и интересами. Нет, нет, я не жалуюсь на судьбину учительскую. Взялся, как говорится, за гуж...

Но и школа в кризисе. В жесточайшем кризисе! Но он более имеет внутренний характер, хотя нехватка финансовых средств и творчески работающих учительских кадров тоже проблема из проблем. Школу охватил системный кризис, и это куда драматичнее.

В чем его суть? Поясняю.

Первое. Образовательный вектор. Если во всем мире завершается переориентация его в сторону гуманизации (не узкой гуманитаризации) обучения, то у нас сохраняется абстрактно-технократическая направленность, то есть учащихся ориентируют на изучение основ так называемых фундаментальных наук естественно-математического цикла. Гуманизация же подразумевает «подключение» детского ума к мировой системе научных знаний в зависимости от наклонностей и способностей ребенка, обучение его методам поиска необходимой информации и практического ее применения.

Второе. Перегруженность учебных предметов. «Нельзя объять необъятное»,- сказал Козьма Прутков, а школа все по-прежнему старается опровергнуть эту аксиому и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. Ну, к примеру, учебник истории России для 7-го класса из двух томов насчитывает 780 страниц текста. А предметов у семиклассников – 18!

Третье. Корпоративные интересы управленческих образовательных структур. Каждая лоббирует через министерство образования интересы и объем своей учебной дисциплины. И школьным учителям приходится «тянуть одеяло на себя», загружая учащихся домашними заданиями «под самые завязки». Да если еще у учителя непомерные амбиции, определяющие его предмет в школьном курсе самым главным…

Четвертое. Наукообразность учебных пособий для учащихся. Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми.

Пятое. Нежелание значительной части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Конечно, компьютером при желании можно и гвозди забивать, но все-таки удобнее пользоваться им по назначению. Впрочем, вопрос более не в компьютерах, а в новых технологиях и методиках обучения. Коллеги, за окном XXI век!

Шестое. Несправедливость в денежной оценке труда учителя. Иной ловкий и пронырливый учитель-новичок жульническими методами добивается повышения педагогической категории (а, следовательно, и зарплаты) в обход честных асов педагогики, которым претит натаскивание учеников на очень узкую часть курса в виде пресловутых тестов, и которые стараются дать воспитанникам целый комплекс знаний, а не только тестовую их часть.

Седьмое. Меркантилизация интересов учителя. С сожалением приходится признать, что дух торгашества проник и в школу, и учителя в свободное от занятий время приторговывают вещичками, а то и самогоном. А это удар школе «под самый дых». Вот и снижается учительский престиж в глазах родителей.

Восьмое. Почти полное забвение воспитательной стороны образовательного процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе создался опасный вакуум, заполнять который ортодоксы от педагогики новыми формами внеклассной деятельности не спешат, словно бы дожидаясь возврата старого.

Девятое. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не набегаешься. Отсюда – отсутствие порядка в школе.

Десятое. Брошенность школы. Имею в виду разрушение прежних связей с шефствующими предприятиями и организациями, исчезновение вожатых-производственников, бездеятельность родительских комитетов и советов школы.

Последнее, одиннадцатое, хотелось бы выделить особо. Отсутствие свободы выбора учащимися изучения того или иного предмета. В мировой практике такая свобода существует давно. Но, похоже, и у нас дело с мертвой точки сдвигается. Недавно обнародована концепция профилизации обучения в старших классах школы. Определены три профиля – естественно-научный, гуманитарный и социально-экономический, и блок обязательных (базисных) предметов во всех трех профилях - математика, история, русский и иностранный языки, физкультура. Остальные предметы для каждого профиля свои. Появятся и дополнительные, узкоспециализированные предметы сугубо по выбору учащегося. В США их, к примеру, более 600.

Перемены в школе нужны, чрезвычайно нужны. Это ведь самый консервативный сектор общественной жизни, что, с одной стороны, хорошо (эксперименты на детях опасны), но, с другой стороны, нам все быстрее, «задрав штаны», приходится бежать за удаляющимся по пути прогресса Западом, отставание от которого специалисты оценивают уже в несколько десятков лет.

 

«Русский» патриотизм

 

Апологеты большевизма присваивают понятие патриотизма исключительно себе, добавляя для весомости – «русский». Только они, де, истинные радетели земли русской, а все остальные, так называемые «дерьмократы» Россию лишь продают да растаскивают. Оставим на их совести подобные высказывания. Постараемся вникнуть в суть понятия.

На первый взгляд, ответ очевиден: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству и народу». Но как же тогда понять Лермонтова, восклицавшего: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой»? Очевидно, понимать это надо так, что нельзя слепо ни любить что-то, ни поклоняться чему-то. Но и быть лишенным чувства любви, в данном случае к родине, тоже нельзя. В этом смысле ценны слова писателя-философа В.В. Розанова: «Счастливую и великую родину любить невеликая вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна.. Именно, именно когда наша мать пьяна, лжет и вся запуталась в грехе,- мы не должны отходить от нее…» Согласитесь, примерно в таком состоянии и находится сегодня наша Родина. Хоть большая - Россия, хоть малая – Урень-край. И ради того, чтобы она перестала быть такой, и живут настоящие радетели земли русской.

Сейчас, в эпоху первичного накопления капитала, патриотизм и гражданственность проявляется преимущественно в материальных пожертвованиях на благо того или иного общественного института, на цели того или иного мероприятия (к сожалению, имеющего чаще всего характер шоу, создающего рекламу тому или иному «радетелю»). И жертвователей таких принято называть спонсорами. Но они не есть настоящие патриоты. Настоящие те, у которых не приходится выпрашивать средства, а те, кто сами предлагают их и называются – меценаты. Время таких меценатов, опять же к сожалению, еще не наступило. Таких, как на рубеже XIX-XX веков Морозов, Бугров, Шанявский, а в Урень-крае - управляющий Уренским удельным имением Н.М. Тройников, выплачивавший из своих средств стипендии уренским учащимся Варнавинской учительской школы; священник Уренской Трехсвятительской церкви В.К. Успенский, закупавший театральный реквизит для драмкружка; братья Колеватовы из Карпова, издававшие дешевую литературу и газету. Причин отсутствия таких благотворителей на уренской земле сейчас мне видится две: либо капитал у них еще не столь велик, чтобы поделиться им с обществом; либо сознательность их еще не столь велика, чтобы сделать это.

Некоторые современные привходящие моменты запутывают, однако, понятие патриотизма и смущают душу. К примеру, отношение к чеченской войне. Усмирение рвущихся из состава России горцев патриотично или непатриотично? Погибающие в Чечне молодые ребята погибают за Россию или за интересы нефтяных магнатов, желающих поживиться за счет чеченской нефти, признаваемой самой качественной в мире?

Тем не менее, Родина для каждого человека начинается не с кавказских гор, а с того ручейка, о котором в известной песне поется, с песни матери и т.д. Большевистская пропаганда вещала в свое время всему миру о каком-то особенном, русско-советском патриотизме и тщательно замалчивала, к примеру, массовое предательство в годы Великой Отечественной войны (одна армия генерала Власова чего стоит), пособничество большого слоя крымских татар, чеченцев, ингушей оккупантам. Хвалилась крупнейшими стройками социализма, построенных будто бы настоящими патриотами, а на деле – многомиллионной армией заключенных (весь Волго-Балт, к примеру, вымощен их костями). Та же пропаганда, с одной стороны, всячески порочила японских смертников-камикадзе, а, с другой стороны, возвеличивала подвиги таких же смертников Александра Матросова и Николая Гастелло, деяния которых повторили (всегда ли оправданно?) под воздействием пропаганды десятки и десятки советских бойцов.

Но еще Белинский сказал: «Любовь к отчеству должна выходить из любви к человечеству, как часть из общего», то есть не стоит придумывать какой-то особенный русский, советский патриотизм, но надо уважать подобное чувство и у других народов и разделять «зрячую» любовь к родине и слепую любовь к вождям. Потому мне вдвойне жалко людей, шедших на верную смерть со словами: «За Родину, за Сталина!»

Мне жалко и обидно также за людей, которые, получив образование в России, покидают Родину ради более сытного кустка хлеба за границей. Не мозгов их жалко, а душ, которые становятся бесприютными. Другое, конечно, дело – лица, покинувшие СССР по политическим мотивам. И я вдвойне уважаю тех, кто решил вернуться в постсоветскую, далеко еще не сытую Россию. Вот это и есть патриотизм безо всяких эпитетов и определений.

Заграница

 

Подрастая, человек раздвигает границы познаваемого мира. Поначалу для него и то, что за забором родного дома – иностранщина. Затем человек узнает, что кроме его улицы есть в селении и другие, а кроме его селения – тоже. А потом он, как Колумб, открывает другие страны и континенты. Человеку свойственно желание где-нибудь побывать, что-нибудь повидать, чтобы сравнить и… «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Пословица и права, и не права. Права потому, что человек, действительно, стремится жить не хуже, а лучше. А не права потому, что мало искать и находить, благороднее – устраивать жизнь лучше там, где ты родился и пригодился.

Но заграница есть заграница. Она вся – езда в незнаемое. И не след нам игнорировать заграничное, лучшее, чем у нас, ибо бесконечно изобретать велосипед глупо. Что же берем мы у заграницы и что не берем? Предметы повседневного быта. Ими сейчас завалены прилавки магазинов и лотки. В целом они «продвинутее» отечественных. И вполне нормально, что мы приобретаем итальянскую обувь, японскую аппаратуру, греческие хромированные лезвия, французскую парфюмерию и немецкий спортинвентарь. Но ненормально, когда мы приобретаем то, что с успехом производим сами. Меня, например, удивляет стремление обставить жилье иностранной мебелью. Такие же образцы, не уступающие по качеству югославским и румынским, стоят в несколько раз дешевле. Но, как говорится, красиво жить не запретишь, а желание попижонить у многих в крови. Но ведь, покупая иностранную мебель, тем ты обедняешь собственную страну, выкрадывая весомую часть бюджетных поступлений! Деньги из твоего кошелька утекают за границу, хотя могли бы пригодиться, к примеру, для школ и больниц, которыми ты пользуешься.

В скором времени Россию ожидает вступление в ВТО – Всемирную торговую организацию. Это означает, что будут сняты последние барьеры для проникновения на обширный российский рынок иностранных товаров и технологий. Конечно, дорогой товар немногим придется по карману, но на доступную цену охотников найдется предостаточно. И тогда обвал может постигнуть целые отрасли производства, как в Прибалтике это случилось с легкой промышленностью. К примеру, у нас уже сейчас многие мясоперерабатывающие предприятия работают на иностранном сырье, потому что оно дешевле отечественного. Но что тогда ожидает животноводческие хозяйства? Правда, Россия не какой-то там Люксембург, где одной тонной мяса накормишь все население, но угроза может подстерегать с неожиданной стороны. Та же Монголия с ее многомиллионными стадами давно мечтает о российском рынке.

Какой же выход из назревающей ситуации? Удешевление собственной продукции с одновременным повышением ее качества. Иного не дано. Увы, современная система ведения сельского хозяйства, навязанная стране большевиками, не позволяет этого сделать. Уже сейчас себестоимость того же мяса выше закупочной цены. Потому, как это ни прискорбно, колхозы наши обречены, как не способные составить конкуренцию иностранному производителю. Это не потому, что правительство имеет в отношении их злой умысел, а так диктует рыночная логика развития событий.

Но не будем о печальном. Земля останется землей, и у нее объявится, наконец, настоящий хозяин. Поговорим лучше о том, что мы в недостаточной степени заимствуем у зарубежья. Например, образовательные технологии. Наша российская школа, основанная на авторитаризме и усвоении огромного количества ненужных знаний, как я уже писал в одной из статей, безнадежно отстает от западной. Мало того, что мнение о советском образовании, как лучшем в мире, весьма сомнительно, но сейчас по уровню практических знаний учащихся мы занимаем место где-то в середине первой сотни стран. Мы упрямо не хотим перенимать опыт зарубежных стран по введению единого государственного экзамена, профилизации обучения, 12-летнему сроку обучения в средней школе и т.д. Боюсь, при таком консервативном настрое дипломы об окончании вузов и аттестаты об окончании школы российского образца начисто перестанут признаваться за рубежом.

Мы в упор не видим исключительно эффективную, проверенную временем, воспитательную систему скаутинга. Вообще смутно представляем, чем дети «там» занимаются во внеурочное время. Мы не закупаем серьезных изданий по истории всего мира и отдельных стран, полагая. Что наша история самая правильная. Мы в целом рассуждаем о западных духовных ценностях еще по понятийным категориям «железного занавеса», потому как истинных ценностей еще не вкушаем, а довольствуемся бездарными телевизионными сериалами, закупаемыми для нас оптом дельцами от культуры, хватающими то, что «подешевше да позабористей». Словом, истинный культурный пласт зарубежной духовности для нас еще непаханая целина.

Наша культурность

 

При написании заголовка этой статьи так и подмывало написать «Наша бескультурность». Понятие культурности или воспитанности очень широко. Это и речь человека, и его манеры, взаимоотношения с другими людьми, опрятность, предпочтения и проч. Лично для меня визитная карточка незнакомого человека – его речь. Стоит услышать в ней матерщину, этот человек становится мне неинтересен. А если он позволит это себе при женщине, детях, я стараюсь с ним больше не общаться. Кто-то, однако, считает мат безобидной особенностью русской речи и поговорку на сей счет готов привести: «Речь без мата, как еда без соли». А убери у этого «русича» непотребщину из речи, и она превратится в сплошное мычание.

Принято считать, что человеческую культуру воспитывает школа. Это далеко не так. Можно 45 минут кряду читать ученикам мораль, а 10 минут в курилке среди сверстников сведут эту мораль на нет. Культуру в человеке не воспитаешь, если он сам не впитает ее с молоком матери. Значит, все с нее и начинается (ну, и частично с отца). Хотя бывают исключения, и в навозе вырастают цветы невиданной красоты. Но это исключения. А в реальности – с кем поведешься, от того и наберешься.

Зачастую же родители чистосердечно считают, что воспитание – это воз питания. Накормил, обул, одел и – ступай-ка, человек «культурный», в люди. Увы, таковых в обществе людей меньше не становится. Что этому противопоставить? Прежде всего – систему табу, т.е. запретов. Живучую заразу можно искоренить только хирургическими методами. В работе со скаутами, к примеру, которую я провожу, произнесение гадкого слова означает исключение из организации.

О загаженности наших селений говорить уже не приходится. Но все большее распространение получает другое, более сильное зло - вандализм. Это уже не просто мусор под ногами, но сознательное уничтожение или повреждение общественного или частного имущества. Удивляет терпимость к этому со стороны блюстителей порядка. Они готовы прощать юным вандалам их деяния до бесконечности. Вот и растет в геометрической прогрессии количество поломанных заборов, автобусных павильонов, построек, витрин, расписанных подъездов и стен домов, сломанных деревьев, рекламных щитов, дорожных указателей, лесных аншлагов и так далее.

Впрочем, я не преследую здесь цель перечислить все болячки общества, об этом писано-переписано. Я разобраться хочу в первопричинах нарастающего зла и найти средство борьбы с ним. И причина его, на мой взгляд, в истреблении в тоталитарные времена у человека чувства собственничества, на смену которому явился негласный тезис: «Все кругом колхозное – все кругом ничье». В тоталитарные времена народ из страха перед наказанием не курочил все, что ни попадя; в новые времена должно смениться не одно поколение, прежде чем умами окончательно овладеет тезис: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

Вернусь, однако, к проблеме семейного и школьного воспитания. Однозначно, - плохо воспитанные дети – прежде всего результат плохого воспитания их родителей. Школьный учитель имеет возможность воздействовать на детей преимущественно словом, родители – примером, так как общаются с детьми не просто в официальной обстановке урока. Именно пример воспитывает, а не слово. Тот же учитель не учит детей ругаться, курить, выпивать, но многие дети с успехом это делают.

Это, однако, не означает, что от учителя в деле воспитания ничего не зависит. Зависит, если учитель не простой урокодатель, а участник ребячьей жизни. Стань, учитель, ровесником своего воспитанника, вникни в его интересы и проблемы, иди с ним в поход и на экскурсию в музей, и ты безо всяких нравоучений привьешь ему собственную культуру, если конечно ты человек культурный и не ругаешься матом не только при детях.

Для меня всегда будут образцом людей высокой культуры, передававших ее своим воспитанникам, учителя Алексей Иванович Тихомиров из Уреня, Павлин Владимирович Малинов из Красногора, Виктор Дмитриевич Сперанский из Арьи и многие другие. Они – интеллигенты высшей пробы, сумевшие раствориться в детях. И сегодня десятки, если не сотни их воспитанников куют славу Уренскому району, и не только ему. На таких людях культура и держится.

 

Наша вера

 

Слава богу, канули в лету годы безбожья, воинствующего атеизма, воздвигнутого большевиками на крови и костях служителей церкви. Уже и нынешние последователи тех христопродавцев разрешают коммунисту (не кощунство ли?) быть верующим. Ногами, что называется, топчем иконы, а рукой крестим лоб. Если большевистский бог Карл Маркс называл религию «опиумом народа», то сейчас, стало быть, прощено это наркотическое зелье? А Ленин считал это изречение Маркса «краеугольным камнем всего миросозерцания» коммуниста. Непонятно тогда, из какой почвы растет сейчас большевистское древо почитателей Маркса и Ленина?

Разумеется, я не оспариваю право каждого отрицать существование бога. На то есть свобода совести, существующая сегодня. Но меня очень смущает нынешнее состояние религиозности в народе. Практически любой ребенок отвечает, что в бога верит. Но эти ответы чрезвычайно легковесны, поскольку в не столь давние времена каждый отвечал, что бога нет. То есть вера или безверие мало чем подкреплены. Молитвы знают единицы, с Библией знакомы по популярному иллюстрированному изложению для дошкольников, в церковь ходят как в музей. А главное, заповедей божьих не соблюдают! И с сожалением остается признать, что культура веры у нас, по большому счету, отсутствует.

Да и откуда ей взяться, если родители этих детей были воспитаны в духе воинствующего атеизма, если перед учителями советской школы была поставлена безусловная задача вытравить из сознания детей все положительное, связанное с церковью и религией: «Что с попом, что с кулаком – вся беседа: в брюхо толстое штыком мироеда!»

И вот новая крайность: происходит девальвация всего церковного: крестики желаем носить только золотые, брак (из моды!) освящать только в церкви, детей крестить в любом возрасте, похоронные обряды обставлять как можно богаче. Наивно было бы с моей стороны давать здесь какие-то рекомендации. Вера или неверие – понятие тонкое, почти неуловимое, и советчик в этом деле оказывается либо в положении Дон Кихота, воюющего с ветряными мельницами, либо голого короля, похваляющегося своим воображаемым нарядом. «Тогда зачем весь этот огород городить?,- усмехнетесь вы,- верят люди, ну и бог с ними; не верят, ну и черт с ними». Все это так. Но выработка взвешенной позиции к религии важна именно сейчас, когда рухнули старые идолы и появляются новые боги.

Да, Христос – не единственное божество для почитания. Наряду с православием в русле христианской религии еще и католицизм с протестантизмом. А помимо христианской есть и еще две мировые религии – буддизм и ислам. Какую человеку несведущему предпочесть?

Но как же прав был Достоевский, вложив в уста инквизитора из «Братьев Карамазовых» фразу: «Человек ищет не столько бога, сколько чудес». И сколько под вывеской религиозности в средствах массовой информации рассказывается сейчас о чудесах! Ведуны и шептуны, маги и экстрасенсы, хилеры и инопланетяне, предсказатели прорицатели,- несть числа невесть откуда взявшимся шарлатанам. И чуть не все «священнодействуют» от имени бога, предупреждая легковерных, что их, шарлатанов, магия действует лишь на истинно верующих (а где они, истинно верующие?). Нет, нет, я допускаю, что определенная часть этих людей обладает сверхчеловеческими способностями, но зачем же «произносить имя Господа, Бога твоего, напрасно»? (3-я заповедь Ветхого Завета). Деяниями своими нарушители заповеди истребляют веру, но порождают суеверия. Соотечественникам своим они навязывают веру во всякого рода чудеса, а не в собственные возможности, в гороскопы, а не в детерминированный ход истории. Так и хочется иной раз воскликнуть: «Сгинь, нечистая сила!».

В бога можно либо верить без оглядки, либо подобно же не верить. Сомневающиеся в его существовании относятся к разряду вторых. Мнится мне, что в наши неустоявшиеся времена сомневающихся – больше всего. Плохо это или хорошо, я не знаю. Могу лишь рассуждать: если все поголовно будут верующими, то не будет никакого движения вперед, а лишь упование на волю божью. Если все станут безбожниками, то мир рухнет в одночасье. Неужели нам вечно пребывать в состоянии полуверия, сомнения и выбора между добром и злом?

 

Любовь

 

Пишу на эту вечную тему потому лишь, что в последние годы она стремительно обесценивается и все более подменяется понятием «секс». Все реже употребляется фраза «Я буду любить тебя всю жизнь», и все чаще – «Мы будем любить друг друга всю ночь». Чуть углубившись в историю вопроса, хотел бы привести лишь одно из миллионов высказываний о любви, принадлежащее польскому писателю Сенкевичу: «Любовь, желающая быть только духовной, становится тенью; если же она лишена духовного начала, то она пошлость». А далее я предлагаю вам подборку собственных мыслей об этом самом прекрасном из человеческих чувств, о котором, конечно, следовало бы только петь и говорить стихами, но поскольку я сугубый прозаик, то:

ЛЮБИТЕ ЛЮБИТЬ

- Любовь – столь возвышенное понятие, что любое рассуждение о ней косноязычно.

- Больше всего на свете не люблю в человеке его нелюбовь к людям.

- Человек, не имевший родной сестры, относится к женщине иначе, чем имевший. Любимая женщина для него загадка, таинство, а перед таинством животрепещут.

- У жены-овечки обыкновенно и муж – баран.

- Натура цельная и чистая не расположена к любви в полнакала, к любви «подпольной». Ей либо всё, либо ничего! Такая натура обладает чудовищным магнетизмом.

- Любовь сравнивают с болезнью. А почему не предположить обратное: нелюбовь, отсутствие любви – тяжкая болезнь? Желать любви так же сладостно, как желать выздоровления.

- Сеял мелкий холодный дождь. Провожал ее на поезд, целовал в сырые лоб и щеки. Губы щипало потоками тока, льющимися из проводов контактной сети над головой. Все равно целовал. Даже если бы, прости господи, обуглился.

- «Не сошлись характерами»,- не мудрствуя лукаво, объясняют развод. Как будто бы на свете существуют хотя бы два одинаковых, сходных характера.

- На большую страсть способны чаще всего не внешне темпераментные люди, а, напротив, внешне спокойные. Они как бы компенсируют безнакальность повседневности накалом в интимной сфере.

- Сердце никогда не бывает свободно от любви. Если не преисполнено ею, то полно жаждой ее.

- Думал: пошутит, поиграется с девочкой… Ан – втюрился по самые уши!

- Ведомо: лучше любовь без брака, чем брак без любви.

- С некоторых пор он начал разрешать жене любую покупку, исполнять любой ее каприз, любую прихоть – из чувства вины за любовь к другой женщине. Но этим лишь более привязывал к себе благоверную.

- Она натосковалась по любви и любила сейчас жадно, взахлеб, не оставляя себя на завтрашний день.

- Женщина способна изменять до тех пор, пока не встретит настоящую любовь.

- Любя двоих, не любишь, в сущности, ни ту, ни другую.

- Ум так и хлещет из ее прекрасных глаз. Бедная, бедная… С такими глазами ей никогда не стать счастливой, ни в браке, ни в жизни всей.

- Любовь – болезнь исключительно здоровых душ.

- Весьма печальна участь мужа – «садовника» при жене – цветке диковинной красоты: всю жизнь ходить за ней, лелеять и холить… А сорвать может любой.

- Для мужчины идеальная женщина триедина в своих главных качествах: она должна быть верной женой, доброй матерью его детей и искусной хозяйкой. Если женщина не обладает всеми тремя этими качествами, вряд ли она принесет счастье своему мужчине.

- Опасна женщина – дремлющий вулкан. Разбудишь ее – ног не унесешь.

- Женщины, не лазьте по ящикам мужнина стола. Порядок нарушите вы не в нем, а в собственной жизни. Оставите мужу хотя бы каплю его личной жизни – и сохраните полную чашу своей.

- Женщина любит, чтобы ее мужчина с нею был ягненком, а с другими – волком.

- Женщина, пустившая мужчину в свое сердце, пустит его и в свою постель.

- Если бы мужчины не были так недоверчивы, женщины не были так лживы.

- Есть женщины столь прекрасные, что их хочется сравнить с картиной. Но такие «картины» дороги. И «рамы» им подобают дорогие. Не у каждого смертного найдется средств… Еще реже удается найти для «картины» изысканную публику, в которой так нуждается всякое произведение искусства.

- Иную женщину при первом впечатлении воспринимаешь ангелом с небольшой чертовщинкой, а при последующем выясняется, что это обыкновенная баба с большой придурью.

- Верный признак счастливой семейной пары: если мысль начинает излагать один, то закончить ее с успехом может другой.

- Не гордись быстрой победой над женщиной. Женишься на такой, и у тебя столь же быстро могут отрасти рога.

 

Жизненный успех

 

«Человек рождается, чтобы жить»,- позвольте начать с этой чрезвычайно простой сентенции. А продолжить известным изречением писателя Павленко: «Жизнь не те дни, что прошли, а те, что запомнились». В самом деле, много ли любой из нас извлечет из прошлого по-настоящему счастливых дней, когда бы летать хотелось? Но они, эти дни, как вешки на жизненном пути, и дай бог, чтобы у каждого из нас их было как можно больше.

Казалось бы, нынешние времена разительно отличаются от тех, что люди в возрасте привыкли называть «благополучными», то есть когда день завтрашний не вызывал особых тревог в смысле обеспеченности каким-никаким, но жильем, какой-никакой, но работой, каким-никаким, но бесплатным лечением в больнице. Но понятие жизненного успеха, в сущности, не изменилось. Хотя и говорилось, что «на пути к коммунизму» деньги не главное, но самый «идейный из идейных» не отказывался от них. Продвижение по службе (при обязательном условии членства в КПСС) тоже считалось слагаемым жизненного успеха. Семейное благополучие – как же без этого?

Но. Сейчас мы становимся практичнее, даже циничнее в чем-то. Мы избавляемся от ненужных знакомств, которые в эпоху всеобщего дефицита были обязательным условием сносного существования. Мы чаще всего без сожаления расстаемся с обременяющими нас «друзьями» (вообще-то человеку достаточно иметь одного-двух, но надежных друзей; большее их количество говорит об отсутствии у человека друзей вообще). Все реже у нас бывают гости, и все реже бываем в гостях мы (не говорю о частых попойках предпринимателей «нового образца», обмывающих очередное удачно спроворенное дельце). Хорошо это или плохо? Людям пожившим это все кажется ужасным. Начинающим жить это кажется нормальным. Есть ли здесь золотая середина?

«Всё в мире относительно».- вот какой формулой я предложил бы оперировать при рассмотрении вопроса о тонусе нашей жизни. Ведь что такое, к примеру, быт середины ХХ века и быт начала века нынешнего? «Раньше дома от воров не запирали»,- сетуют старики. А что тогда из домов тащить-то было? Чугун да кочергу, утюг на углях да поношенные штиблеты? Помню, помню – щепочку в дверную петлю вместо замка сунешь, и айда на весь день на работу. Вечером запросто гости незваные придут. Попляшут, песен попоют. Красота! «Люди раньше простее были»,- упрямствуют старики. То-то и оно, что быт «простее» был. Ни тебе ковров на полах, ни золота-хрусталя в интерьере. Пляши от души! Современные же квартиры напичканы ценностями на многие тысячи рублей. Иные сами себя боятся: кабы в собственном кармане чего не украсть.

«Так что же определяет жизненный успех в наши дни?»- настойчиво повторяете вы свой вопрос. «То же, что и всегда»,- повторяю я свой ответ. «Но в одной из статей ты говорил о смене жизненных ценностей у современных поколений»,- замечаете вы. «Да,- соглашаюсь я, ценности сменились, но цели – нет». То есть старшее поколение добивалось целей (жизненного успех

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.