Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические особенности оценки эффективности психокоррекции



Единственным критерием эффективности не может быть позитивный результат, показывающий ликвидацию проявлений дезадаптации или субклинических симптомов. Часто снятие симптомов или дезадаптации может носить временный характер, а если при этом не устранены причинные факторы, вызвавшие тот или иной симптом, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Кроме того, известно, что наиболее высокие результаты достигаются спустя 6–7 месяцев после окончания воздействия.

Эти соображения позволяют сделать два важных вывода: во-первых, критерии оценки эффективности не могут ограничиваться как статистически нормативными показателями, так и снятием симптомов; во-вторых, необходима отсроченная проверка результатов коррекции, которая бы доказывала устойчивость ликвидации симптоматики на отдаленных этапах после завершения коррекции.

Наиболее оправданной следует считать диагностику эффективности по тем причинным факторам, которые лежали в основе тех или иных подлежащих коррекции явлений. Но здесь возникает трудность ретестирования, то есть необходимо для учета эффективности повторять диагностику теми же приемами, которыми диагностировались причинные факторы.

Общая характеристика психокоррекционного комплекса.

Психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов.

Блок 1 – диагностический.

Цели:

- диагностика психологических факторов риска;

- формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;

- формулирование общей программы психологической коррекции.

Методы:

- психологический анализ биографической информации;

- патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей;

- психологический анализ игровой деятельности ребенка;

- психологический анализ игры ребенка с родителями;

- диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и отношений с взрослыми;

- психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;

- диагностика супружеских коммуникаций – специальная экспе-риментальная процедура по исследованию коммуникаций;

- изучение психологического климата семьи (специальный Опросник и циклограмма психологического климата).

Блок 2 – установочный.

Включение установочного блока психокоррекции в общий комплекс связано с необходимостью создания активной установки на психокоррекционную работу, формирования мотивов самопознания и самосовершенствования.

Цели:

- снятие тревожности в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;

- достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;

- повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;

- переформулировка запроса, целей психологической коррекции;

- создание активной установки на психокоррекционную работу.

Методы:

- специальная методика «Родительское собрание»;

- психологический анализ дневниковых записей.

Блок 3 – коррекционный.

Цели:

- гармонизация процесса развития ребенка;

- достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;

- гармонизация игровой деятельности;

- достижение открытия «Я»;

- преодоление внутрисемейного кризиса;

- расширение сферы осознанности мотивов воспитания;

- снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;

- изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.

Методы:

- - методика игровой групповой коррекции для детей;

- - методика групповой родительской коррекции;

- - методика «Родительский семинар»;

- - методика совместных занятий родителей с детьми.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.