6. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М – Воронеж, 2000.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для ст-ов вузов. – М., 2001.
8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1, - М., 2000.
Семінар-практикум 8.
Тема:Психологічна корекція і психотерапія дітей і підлітків в зарубіжній психології
Мета:розширити та закрiпити уявлення про основні напрями корекції в зарубіжній психології, особливості ïх використання в дитячому віці
Час: 4 годин
Питання для обговорення:
1.Психокоррекция і психотерапія дітей в психодинамічному напрямі
А) корекційна робота в класичному психоаналізі
Б) ігротерапія в психоаналізі
В) аналітична індивідуальна психокорекциія А. Адлера
2.психокорекційна практика в поведінковому підході
3.Корекція в рамках гуманістичного напряму
А) особистстно -орієнтований підхід
Б) гештальткорекція
4.Психокорекція за допомогою методів арттерапії
А) музикотерапія і танцтерапія в дитячому віці
Б) казкотерапія
Література:
1.Джиннот Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М., 2001.
2.Зинкевич-Евстигнееева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2002.
3.Лапланш Ж и Понталис Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.
4.Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М – Воронеж, 2000.
5.Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2000.
6.Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М., 1994.
7.Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2002.
8.Экслайн В. Игровая терапия. – М., 2000.
9.Фрейд А. Введение в детский психоанализ. – М., 1991.
10. Фрейд А. Психология и защитные механизмы. – М.,1993.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.
Семинарское занятие 1
Тема: История возникновения и становления отечественной клинической психологии. Теоретические основы клинической психологии.
Цель: Сформировать представление об истории становления отечественной клинической психологии, ее основных направлениях, предмете и задачах.
Время: 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. История становления нейропсихологии, ее предмет и задачи
2. История становления психологии в соматической клинике, задачи психологии в соматической клинике
3. Психология аномального развития, история становления, предмет и задачи.
4. Теоретические основы клинической психологии
5. Взаимосвязь современной клинической психологии с другими науками.
Темы рефератов:
1. Первые нейропсихологические исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурии.
2. Влияние Л.С. Выготского на становление психологии аномального развития.
3. Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии
Литература:
1. А.Р. Лурия и современная психология (Сборник статей памяти А.Р. Лурии ) // Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. Раздел 1.
11. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Глава 1.
Семинарское занятие 2
Тема: Проблемы межполушарной асимметрии мозга в психологии и нейропсихологии.
Цель: Сформировать представление о теоретических основах нейропсихологии.
Время: 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Мозг и психика как психологическая проблема
2. Объективные факторы неравнозначности структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека.
3. Основные теории межполушарной асимметрии мозга человека
4. Современные исследования межполушарной асимметрии в нейропсихологии.
Литература:
1. Глозман Ж.М. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии ХХI века // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 62-67.
2. Ждан А.Н. Уроки А.Р. Лурия // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 77-83.
3. Клиническая психология/ Сост. и общая редакция Н.В. Тарабриной. СПб., 2000. – 352 с.
4. Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 96-110.
5. Котик-Фридгут Б.С. Системно-динамическая концепция А.Р. Лурия и нейропсихология сегодня // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 68-76.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
7. Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 111-119.
8. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия // Вопросы психологии № 6, 1997. – С. 77-83.
9. Хомская Е. Д. Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия. // Вопросы психологии № 5, 1997. – С. 79-101.
10. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
11. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
12. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. - М., 1997. - 281 с.
13. Цветкова Л.С. К вопросу о природе афазии и учении о факторе// Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 120.
14. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
15. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юрист, 1997 – 265 с.
16. Цветкова Л.С., Гришина Е.Г. Особенности предметных образов-представлений у детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе (нейропсихологический подход) // Мир психологии № 4 (24), 2000. – С. 203.
Семинарское занятие 3
Тема: Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия.Структурно-функциональная модель мозга
Цель: Сформировать представление о динамической локализации высших психических функций, о структурно-функциональной модели мозга.
Время: 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Использование принципа системности в нейропсихологии.
2. Проблема локализации высших психических функций и ее разрешение в отечественной нейропсихологии.
3. Принципы функционального строения мозга.
4.Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций
5. Основные принципы строения мозга.
6. Блок регуляции тонуса и бодрствования.
7. Блок приема, переработки и хранения информации.
8. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
9. Представление о первичных, вторичных, третичных зонах второго и третьего функциональных блоков мозга.
10. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.
Литература:
1. Глозман Ж.М. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии ХХI века // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 62-67.
2. Клиническая психология/ Сост. и общая редакция Н.В. Тарабриной. СПб., 2000. – 352 с.
3. Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 96-110.
4. Котик-Фридгут Б.С. Системно-динамическая концепция А.Р. Лурия и нейропсихология сегодня // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 68-76.
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
6. Хомская Е. Д. Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия. // Вопросы психологии № 5, 1997. – С. 79-101.
Семинарское занятие 4
Тема: Представление об аномальном развитии ребенка и его диагностике
Цель: Сформировать представление об аномальном развитии ребенка , о принципах и патопсихологических методах исследований детей с аномалиями развития.
Время: 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Представление об “аномальном ребенке” в областях знаний, изучающих нарушения психического развития
2. Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза.
3. Значение трудов Л.С. Выготского для психологии аномального развития
4. Основные принципы диагностики психических нарушений у детей.
5. Методики, применяемые для диагностики психических нарушений у детей.
6. Психологическое консультирование детей и родителей с отклонениями в развитии.
Тема рефератов:
1. Современные методы психокоррекции детей с дефицитарным психическим развитием
2. Современные методы психокоррекции детей с поврежденным психическим развитием
3. Современные методы психокоррекции детей с задержанным психическим развитием
Литература:
1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. - Киев: Здоровье, 1979.
2. Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развития. Серия “Хрестоматия по психологии” Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб., 2002. – С.244-256.
3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
6. Венгер А.А. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии № 3, 2001. – С. 17-27.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.
8. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития. Серия “Хрестоматия по психологии” Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002. – С.60-71.
9. Каширский Д. В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопросы психологии № 1, 2002. – С. 26-38.
10. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
11. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А.. О диагностических методах психологического исследования школьников. В кн. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002. – С.10-30.
12. Лубовский В.Я. Современное состояние психологической диагностики в дефектологии. Серия “Хрестоматия по психологии” Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002. – С.31-49.
13. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. - М.: ИнтелТех, 1994. - 64 с.
14. Мильруд Р.П., Можейко А.В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников. // Вопросы психологии № 3, 2001. – С. 117-121.
15. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гуслова М.Н., Стурс Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов. // Вопросы психологии № 3, 2001. – С. 40-49.
16. Практикум по патопсихологии / Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Лебединский В.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
17. Разуменкова О.М., Николаева Е.И. Соотношение оценок внимания и успешности обучения. // Вопросы психологии № 1, 2001. – С. 123-130.
19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Медицина, 1970.
Семинарское занятие 5
Тема: Теоретические проблемы изучения тела и психики человека
Цель: Закрепить представление о роли психического фактора в происхождении заболеваний, о психосоматическом подходе в медицине и психологии; принципах исследования изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями
Время: 4 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Представление о психосоматическом подходе в медицине.
2. Отечественные исследования патогенетического влияния психических факторов на соматическое состояние.
3. Психология телесности: основные положения .
4. Основные аспекты взаимоотношений психического и соматического у человека.
5. Основные принципы исследования изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями.
6. Представление о функциональном диагнозе.
Тема рефератов:
1. Психосоматические расстройства: история и современность
2. Подходы к пониманию телесности в психиатрии и психологии
Литература:
1. Николаева В. В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал, 2003, том 24, № 1. – С. 119-126.
2. Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжелобольной ребенок: штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1995. З 2. С. 10—21.
3. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.