Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: История возникновения и становления отечественной клинической психологии. Теоретические основы клинической психологии

Семінар-практикум 7.

Тема: Теоретичні уявлення про психологічну корекцію.

Мета:розширити та закріпити уявлення про основні принципи, цілі, задачі психологічної корекціїна сучасному етапі

Час: 4 годин

Питання для обговорення:

1.Психокорекція як вид психологічної допомоги: порівняльний аналіз з іншими видами психологічної допомоги.

2.Актуальність психологічної корекції в дитячому віці.

3.Предмет, цілі і задачі психокорекції

4.Внесок Л.С. Виготского у розвиток уявлень про принципи корекції психічного розвитку дитини

5.Методологічні принципи психокорекції

6.Види психокорекції.

7.Правила проведення корекції психічного розвитку.

8.Зв'язок психокорекції з іншими психологічними дисциплінами.

Література:

1. Бурменская Б.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. – М., 1990.

2. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков. – К., 1990.

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника. Собр. Соч. Т.5. – М.,1984.

4. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С.Выготского // Вопросы психологии. 1998, № 1. – С.108-128.

5. Рабочая книга школьного психолога. / Под. Ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991.

6. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М – Воронеж, 2000.

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для ст-ов вузов. – М., 2001.

8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1, - М., 2000.

Семінар-практикум 8.

Тема:Психологічна корекція і психотерапія дітей і підлітків в зарубіжній психології

Мета:розширити та закрiпити уявлення про основні напрями корекції в зарубіжній психології, особливості ïх використання в дитячому віці

Час: 4 годин

Питання для обговорення:

1.Психокоррекция і психотерапія дітей в психодинамічному напрямі

А) корекційна робота в класичному психоаналізі

Б) ігротерапія в психоаналізі

В) аналітична індивідуальна психокорекциія А. Адлера

2.психокорекційна практика в поведінковому підході

3.Корекція в рамках гуманістичного напряму

А) особистстно -орієнтований підхід

Б) гештальткорекція

4.Психокорекція за допомогою методів арттерапії

А) музикотерапія і танцтерапія в дитячому віці

Б) казкотерапія

Література:

1.Джиннот Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М., 2001.

2.Зинкевич-Евстигнееева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2002.

3.Лапланш Ж и Понталис Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.

4.Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М – Воронеж, 2000.

5.Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2000.

6.Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М., 1994.

7.Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2002.

8.Экслайн В. Игровая терапия. – М., 2000.

9.Фрейд А. Введение в детский психоанализ. – М., 1991.

10. Фрейд А. Психология и защитные механизмы. – М.,1993.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.


Семинарское занятие 1

Тема: История возникновения и становления отечественной клинической психологии. Теоретические основы клинической психологии.

Цель: Сформировать представление об истории становления отечественной клинической психологии, ее основных направлениях, предмете и задачах.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. История становления нейропсихологии, ее предмет и задачи

2. История становления психологии в соматической клинике, задачи психологии в соматической клинике

3. Психология аномального развития, история становления, предмет и задачи.

4. Теоретические основы клинической психологии

5. Взаимосвязь современной клинической психологии с другими науками.

Темы рефератов:

1. Первые нейропсихологические исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурии.

2. Влияние Л.С. Выготского на становление психологии аномального развития.

3. Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии

Литература:

1. А.Р. Лурия и современная психология (Сборник статей памяти А.Р. Лурии ) // Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. Раздел 1.

2. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии //Вопросы психологии, 1996, №5.

3. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976.

4. Выготский В.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1983.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М. Изд-во Моск. Ун-та, 1986, Введение, Глава 1.

6. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М. Изд-во Моск. ун-та, 1980. – Очерк 1,2.

7. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982.

8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

9. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология //Вопросы психологии, 1996, №6.

10. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 184с.

11. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Глава 1.

 

Семинарское занятие 2

Тема: Проблемы межполушарной асимметрии мозга в психологии и нейропсихологии.

Цель: Сформировать представление о теоретических основах нейропсихологии.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Мозг и психика как психологическая проблема

2. Объективные факторы неравнозначности структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека.

3. Основные теории межполушарной асимметрии мозга человека

4. Современные исследования межполушарной асимметрии в нейропсихологии.

Литература:

1. Глозман Ж.М. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии ХХI века // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 62-67.

2. Ждан А.Н. Уроки А.Р. Лурия // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 77-83.

3. Клиническая психология/ Сост. и общая редакция Н.В. Тарабриной. СПб., 2000. – 352 с.

4. Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 96-110.

5. Котик-Фридгут Б.С. Системно-динамическая концепция А.Р. Лурия и нейропсихология сегодня // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 68-76.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

7. Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 111-119.

8. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия // Вопросы психологии № 6, 1997. – С. 77-83.

9. Хомская Е. Д. Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия. // Вопросы психологии № 5, 1997. – С. 79-101.

10. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

11. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

12. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. - М., 1997. - 281 с.

13. Цветкова Л.С. К вопросу о природе афазии и учении о факторе// Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 120.

14. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.

15. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юрист, 1997 – 265 с.

16. Цветкова Л.С., Гришина Е.Г. Особенности предметных образов-представлений у детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе (нейропсихологический подход) // Мир психологии № 4 (24), 2000. – С. 203.

 

Семинарское занятие 3

Тема: Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия.Структурно-функциональная модель мозга

Цель: Сформировать представление о динамической локализации высших психических функций, о структурно-функциональной модели мозга.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Использование принципа системности в нейропсихологии.

2. Проблема локализации высших психических функций и ее разрешение в отечественной нейропсихологии.

3. Принципы функционального строения мозга.

4.Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций

5. Основные принципы строения мозга.

6. Блок регуляции тонуса и бодрствования.

7. Блок приема, переработки и хранения информации.

8. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

9. Представление о первичных, вторичных, третичных зонах второго и третьего функциональных блоков мозга.

10. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.

Литература:

1. Глозман Ж.М. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии ХХI века // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 62-67.

2. Клиническая психология/ Сост. и общая редакция Н.В. Тарабриной. СПб., 2000. – 352 с.

3. Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 96-110.

4. Котик-Фридгут Б.С. Системно-динамическая концепция А.Р. Лурия и нейропсихология сегодня // Вопросы психологии № 4, 2002. – С. 68-76.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

6. Хомская Е. Д. Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия. // Вопросы психологии № 5, 1997. – С. 79-101.

Семинарское занятие 4

Тема: Представление об аномальном развитии ребенка и его диагностике

Цель: Сформировать представление об аномальном развитии ребенка , о принципах и патопсихологических методах исследований детей с аномалиями развития.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Представление об “аномальном ребенке” в областях знаний, изучающих нарушения психического развития

2. Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза.

3. Значение трудов Л.С. Выготского для психологии аномального развития

4. Основные принципы диагностики психических нарушений у детей.

5. Методики, применяемые для диагностики психических нарушений у детей.

6. Психологическое консультирование детей и родителей с отклонениями в развитии.

Тема рефератов:

1. Современные методы психокоррекции детей с дефицитарным психическим развитием

2. Современные методы психокоррекции детей с поврежденным психическим развитием

3. Современные методы психокоррекции детей с задержанным психическим развитием

Литература:

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. - Киев: Здоровье, 1979.

2. Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развития. Серия “Хрестоматия по психологии” Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб., 2002. – С.244-256.

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.

4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов А.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 1998.

6. Венгер А.А. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии № 3, 2001. – С. 17-27.

7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.

8. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития. Серия “Хрестоматия по психологии” Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002. – С.60-71.

9. Каширский Д. В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопросы психологии № 1, 2002. – С. 26-38.

10. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

11. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А.. О диагностических методах психологического исследования школьников. В кн. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002. – С.10-30.

12. Лубовский В.Я. Современное состояние психологической диагностики в дефектологии. Серия “Хрестоматия по психологии” Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002. – С.31-49.

13. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. - М.: ИнтелТех, 1994. - 64 с.

14. Мильруд Р.П., Можейко А.В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников. // Вопросы психологии № 3, 2001. – С. 117-121.

15. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гуслова М.Н., Стурс Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов. // Вопросы психологии № 3, 2001. – С. 40-49.

16. Практикум по патопсихологии / Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Лебединский В.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

17. Разуменкова О.М., Николаева Е.И. Соотношение оценок внимания и успешности обучения. // Вопросы психологии № 1, 2001. – С. 123-130.

18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986.

19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Медицина, 1970.

Семинарское занятие 5

Тема: Теоретические проблемы изучения тела и психики человека

Цель: Закрепить представление о роли психического фактора в происхождении заболеваний, о психосоматическом подходе в медицине и психологии; принципах исследования изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями

Время: 4 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Представление о психосоматическом подходе в медицине.

2. Отечественные исследования патогенетического влияния психических факторов на соматическое состояние.

3. Психология телесности: основные положения .

4. Основные аспекты взаимоотношений психического и соматического у человека.

5. Основные принципы исследования изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями.

6. Представление о функциональном диагнозе.

Тема рефератов:

1. Психосоматические расстройства: история и современность

2. Подходы к пониманию телесности в психиатрии и психологии

Литература:

1. Николаева В. В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал, 2003, том 24, № 1. – С. 119-126.

2. Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжелобольной ребенок: штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1995. З 2. С. 10—21.

3. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

4. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.