Тема:Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР.
Цель. Подбор приемов работы над лексической стороной речи.
Содержание:
Анализ предложенных конспектов занятий по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слова и ритмоинтонационной стороной речи, развитию фонематического восприятия.
Моделирование фрагментов занятий.
Проведение студентами фрагментов занятий. Самоанализ.
Методические рекомендации:
Изучить литературу и проанализировать основные этапы, структуру занятий по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слова и ритмоинтонационной стороной речи, развитию фонематического восприятия
Подобрать соответствующий дидактический материал.
Отчетность студентов:
Предоставить планы-конспекты занятия по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слова и ритмо-интонационной стороной речи, развитию фонематического восприятия.
Лабораторная работа №2 (6ч)
Тема:Развитие связной речи у детей с ОНР. Основные направления работы.
Цель:Подбор текстов описательного и повествовательного характера для работы по развитию речи.
Оборудование:
наглядно-практический материал (серии картин, сюжетные картины);
ряд текстов для отбора.
Содержание:
Подбор текстов для работы над пересказом, составление серий вопросов, заданий по содержанию отобранных текстов.
Подбор картинного материала для работы над созданием рассказов.
Составление эталонных текстов рассказов по сюжетным картинам и сериям картин.
Методические рекомендации:
Проанализировать требования к подбору текстов, картинного материала в зависимости от уровня речевого развития.
Отчетность студентов:
Предоставить по 3 эталонных текста рассказов по сюжетным картинам и сериям картин, серии вопросов, заданий по содержанию 3 отобранных текстов.
Составить конспекты занятий по развитию связной речи у детей с ОНР и смоделировать фрагменты занятий.
Вопросы к экзамену
Методика развития речи детей (специальная) как педагогическая наука, ее цель, задачи, содержание.
Современные представления о речи и речевой деятельности в психологии, лингвистике, психолингвистике.
Характеристика феномена «языковая способность». Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности.
Использование данных смежных научных дисциплин в решении проблем специальной методики развития речи на современном этапе.
Характеристика основных методов и приемов развития речи.
Структура нарушения речи у детей с ОНР.
Разделы коррекционной работы при ОНР.
Особенности детского речевого творчества на разных этапах овладения языком. Становление языковой способности у детей с нарушениями речи.
Тематика, задачи, содержание и структура коррекционных индивидуальных занятий по развитию речи в логопедических группах детского сада.
Подгрупповые занятия по развитию речи детей с ОНР.
Тематика, задачи, содержание и структура коррекционных фронтальных занятий по развитию речи в логопедических группах детского сада.
Специфика обследования речи детей с ОНР.
Содержание и методика обследования, параметры анализа материалов обследования различных сторон речи. Выводы и заключение по каждому разделу обследования.
Состояние речевого развития детей, имеющих III уровень ОНР.
Состояние речевого развития детей, имеющих II уровень ОНР.
Состояние речевого развития детей, имеющих I уровень ОНР.
Принципы, цели, задачи и основные направления (разделы) работы по развитию речи у дошкольников с ОНР.
Краткая характеристика разделов работы (развитие произносительной стороны речи, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи).
Теоретическая база методики формирования произносительной стороны речи.
Принципы развития произносительной стороны речи.
Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи детей с ОНР.
Особенности методики работы по развитию произносительной стороны речи дошкольников с ОНР.
Понятия «пассивный», «активный», «потенциальный» словарный запас; содержание работы над каждым видом. Требования к отбору, систематизации и распределению лексического материала.
Особенности работы по расширению и активизации словарного запаса у детей. Преодоление вербальных парафазии.
Индивидуальные и фронтальные занятия по развитию речи, содержание, планирование и структура. Требования к отбору и презентации речевого и дидактического материала, используемого на занятиях.
Специфика содержания и организации фронтальных занятий с детьми разных возрастных групп.
Специфика содержания и организации индивидуальных занятий с детьми разных возрастных групп.
Принципы развития грамматического строя. Морфологический, словообразовательный и синтаксический уровни грамматического строя.
Требования к отбору и распределению грамматического материала. Приемы работы по формированию грамматического строя речи.
Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма. Формирование грамматических обобщений.
Особенности методики работы по развитию грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
Содержание работы, направленной на усвоение форм словоизменения, словообразования и различных конструкций, словосочетаний и предложений.
Развитие словообразовательных возможностей детей как база для овладения потенциальным словарным запасом и основа для формирования языковой способности.
Задачи и содержание словарной работы с детьми с ОНР.
Принципы развития лексической стороны речи.
Особенности методики работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Проблема формирования связной речи у детей с нарушениями речи в свете достижений современной логопедии и смежных научных дисциплин.
Разработать фрагмент индивидуального занятия по развитию речи дошкольника, имеющего III уровень ОНР.
Устное (монологическое и диалогическое) связное высказывание. Динамика развития связного речевого высказывания в онтогенезе и особенности его становления у детей с общим недоразвитием речи.
Принципы, задачи и содержание работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР. Основные направления работы.
Особенности методики работы по развитию лексической стороны речи дошкольников с ОНР.
Формирование диалогической и монологической речи. Особенности работы над различными видами монологических связных высказываний.
Содержание работы и характеристика основных разделов занятий по развитию грамматического строя речи.
Содержание работы и характеристика основных разделов занятий по развитию связной речи.
Разработать фрагмент индивидуального занятия по развитию речи дошкольника, имеющего II уровень ОНР.
Разработать фрагмент подгруппового занятия по развитию речи дошкольника, имеющего III уровень ОНР.
Составить конспект фронтального занятия по развитию речи детей дошкольного возраста.
Требования к отбору и презентации речевого и дидактического материала, используемого на занятиях.