Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию
Материал занятий, связанных с продуктивной деятельностью, используется для одновременного развития навыков и умений по изобразительной деятельности и конструированию и развитию речи у детей с ОНР (III уровень). Эту работу может проводить воспитатель, применяя дифференцированные приемы коррекционного воздействия при постепенном усложнении форм речевой и неречевой деятельности.
Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию детьми пятилетнего возраста с ОНР III уровня отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Они связаны с неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а так же трудностями самостоятельного обследования, планирования последовательности действий и осуществления контроля.
Поэтому занятия по изобразительной деятельности конструированию в указанной группе детей разрабатываются и проводятся по специальному плану, отличающемуся от программы воспитания и обучения детей с нормальной развитой речью.
Методика специального коррекционного обучения разрабатывалась в русле теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий.
В процессе обучения выделены 4 этапа:
I-формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности;
II- формирование всех основных звеньев продуктивной деятельности в условиях их максимальной экстериоризованности;
III- развитие продуктивной деятельности при постепенном сокращении ее ориентировочной основы и числа наглядных опор;
IV- этап самостоятельного планирования, регулирования и контроля ребенком собственных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности.
На первом этапе воспитатель разъясняет детям цель того или иного задания, характеризует объект деятельности, представляет в обобщенном виде систему ориентиров в основных звеньях продуктивной деятельности.
На первом этапе обучения придается особое значение развитию устойчивости внимания детей в процессе выполнения ими заданий, а так же воспитывается умение переключать внимание от одной операции к другой в ходе организованной педагогом продуктивной деятельности. Педагог сам предлагает план действий по выполнению задания и контролирует деятельность детей. Применяя различные наглядные опоры (образцы, схемы), педагог сосредотачивает внимание детей на последовательности основных действий выполнения изделия или постройки. С помощью вопросов педагога внимание детей направляется на то, в какой последовательности надо выполнять задание. К концу данного этапа дети четко представляют ход работы на занятии: сначала нужно внимательно послушать задание педагога, повторить его; затем необходимо осмотреть материал, который лежит перед ними, и вместе с педагогом вспомнить (выяснить) приемы вырезания (конструирования) тех или иных форм; после этого можно начинать выполнять задания, а та же оценить результаты работы (сравнивание с образцом).
Особое внимание воспитатель обращает на процесс формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности у детей, которые не владеют или слабо владеют анализом системы условий, на которую им нужно опираться в ходе занятий, или же этап первоначальной ориентировки в задании для выработки программы действий у них слабо выражен.
Для этих дошкольников оказывается необходимым применение наглядных схем обследования предмета. Кроме того, педагогом предусматривается специальное формирование у этих детей эффективных способов манипулятивно-исследовательских действий, сенсорных эталонов в контексте игровой и конструктивной деятельности вне основных занятий.
Воспитание внимания, восприятия, памяти, воображения на данном этапе обучения организуется педагогом таким образом, что оно способствует созданию у детей представления о системе условий, на которую следует опираться при выполнении того или иного задания по изобразительной деятельности и конструированию.
На следующем, втором этапе обучения ставится задача развития всех основных звеньев деятельности в материальной или материализованной форме, т.е. в условиях развертывания всех операций, входящих в ориентировочное, исполнительное и контрольное звено деятельности.
В начале данного этапа дети создают аппликации и постройки преимущественно по образцу, сделанному педагогом. Постепенно в практику проведения занятий вводятся задания, выполнение которых связано с применением рисунков различной степени схематизации. Действия детей сопровождаются речью.
В процессе деятельности детей по аппликации в качестве наглядных опор, иллюстрирующих необходимые действия и операции, на основных этапах занятия применяются стилизованные рисунки, с которыми дети познакомились в ходе I этапа обучения. На занятиях по рисованию, лепке, конструированию применяются аналогичные рисунки. Это помогает детям в определении последовательности выполнения необходимых действий и операций.
Обучая детей правильному выполнению отдельных действий или операций в процессе создания аппликации (постройки), педагог использует различные приемы, как показ с замедлением темпа, расчленением действия на отдельные операции, повторная демонстрация операции и т.д.
Проводимые воспитателем занятия приучают детей быть активными в наблюдении, выполнении работы. Используя различные педагогические приемы в контексте содержания данного этапа обучения, педагог воспитывает у детей умение преодолевать трудности, а также целеустремленность в работе, умение доводить ее до конца.
На втором этапе продолжается развитие устойчивости и переключения внимания детей и начинается работа по формированию у них умения распределять внимание. Педагог направляет внимание детей на поиск деталей объекта, необходимых для выполнения предложенного задания, упражняет детей в сосредоточении внимания на выборе из словесной инструкции значимой информации и т.д.
На втором этапе педагогом осуществляется подготовка к переходу на следующий этап. С этой целью материальная (или материализованная) форма сочетается с речевой и создаются такие ситуации, которые вызывают у детей стремление к выражению в речи того, что они собираются делать, делают или уже сделали в процессе решения поставленных педагогом задач. На логопедических занятиях дети овладевают различными типами конструкций, простых предложений, что учитывается в ходе обучения, проводимого воспитателем.
Однако стимулирование речевых высказываний детей индивидуализируется педагогом в зависимости от динамики развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков детей.
Таким образом, второй этап обучения предлагает сознательное усвоение детьми структуры продуктивной деятельности, причем все основные элементы деятельности приобретают речевую форму.
С целью подготовки детей к переходу на следующий этап педагог сочетает материальную и материализованную форму с речевой, учитывая при этом динамику развития речи детей с ОНР (III уровень) и задачи логопедической работы.
Задача третьего этапаобучения состоит в свертывании операций, входящих в структуру продуктивной деятельности, а так же преобразовании внеречевых высказываний детей в ходе выполнения заданий в «речь про себя».
Большую роль в этом процессе играет умелое руководство воспитателя указанным процессом, а так же создание им условий для постепенного сокращения ориентировочной основы деятельности и числа наглядных опор, используемых ребенком в ходе занятий.
В процессе работы на данном этапе, как правило, не возникает необходимости в использовании стилизованных рисунков в качестве моделей основных моментов продуктивной деятельности, схем обследования предмета, применявшихся ранее. К началу третьего этапа обучения дети овладевают содержанием и последовательностью операций продуктивной деятельности, научаются самостоятельно обследовать предмет.
Учитывая возросшие умения детей анализировать объект предстоящей изобразительной и конструктивной деятельности и планировать его создание, педагог предусматривает возможности для широкого использования таких видов аппликации и конструирования, как изготовление аппликации по представлению (занятия «любимая игрушка» и д.р.), сооружение конструкций по теме и условиям (занятия «Наша улица», «Мосты» и др.).
На занятиях данного этапа педагогом гораздо чаще, чем прежде, применяется словесная инструкция, которая постепенно усложняется. Дети при этом, используя речь, сопоставляют план выполнения задания ( в начале этапа- с помощью вопросов педагога, затем – самостоятельно).
По мере обучения в ходе третьего этапа обучения сглаживаются различия между характером деятельности детей, обнаруживших различную степень сформированности навыков продуктивной деятельности. Вместе с тем развивается индивидуальное своеобразие деятельности каждого ребенка.
В ходе третьего этапа дети упражняются в самостоятельном подборе материала для поделок. У них воспитывается умение самостоятельно завершать контурные изображения предметов, которые затем используются в качестве схем при составлении аппликации. Например, в ходе предварительной работы по теме «Сказочные птицы» дети завершают изображения птиц. Созданные детьми варианты изображений служат затем опорой для передачи образа сказочной птицы в технике аппликации.
К концу данного этапа дети овладевают умение представлять несколько вариантов работ по аппликации и конструированию на основе изображенной педагогом комбинации из двух-трех фигур (а, в последствии, лишь одной – центральной фигуры) с учетом условий, поставленных педагогом, а так же имеющегося в них распоряжении материала ( занятия по созданию поделок из природного материала: аппликации «Птицы на ветках», «Лесные друзья» и др.). Постепенно дети осваивают прием «прорисовки» контура изображения будущего объекта, а продуктивной деятельности на листе бумаги с помощью «волшебной палочки». Они так же обучаются умению представлять себе будущее основание постройки и намечать его контуры на поверхности стола движения руки.
Расширение в условиях продуктивной деятельности возможностей дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, а так же строить из материала накопленных ребенком представлений новые образы используется педагогом для развития изображения.
Четвертый этап включает задачу дальнейшего развития и совершенствования системы осознанного планирования, регулирования и контролирования ребенком собственных действий на занятиях, связанных с продуктивной деятельностью.
На данном этапе педагогом создаются условия, при которых дети совершенствуют получение ими умение при выполнении любых заданий педагога на занятиях. Вопросы педагога в ходе занятий побуждают детей к анализу объекта деятельности, выбору способов решения поставленной задачи, применению различной формы речевых высказываний.
Организуя обсуждение с детьми условий в ходе выполнения задания, так же привлекая их к анализу выполненных работ (или коллективной работы), педагог активизирует внимание детей с помощью приема «случайных ошибок» вопросов и др.
На занятиях четвертого этапа педагог с помощью вопросов, загадок, стихов побуждает детей к воспроизведению и анализу по памяти накопленных ими образов для решения задач занятия (создание аппликации по теме «Майский праздник», изготовление сувениров из природного материала и др.)