Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Домашнее задание для уяснения темы занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №12

ТЕМА: «Отрочество и юность»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 12

Тема: «Отрочество и юность».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие

 

Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений об отрочестве и юности, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление об отрочестве и юности человека, знать авторов описывавших отрочество и юность, уметь выделять отличительные черты отрочества и юности.

 

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний(фронтальный опрос).

- Главное психологическое приобретение ранней юности.

- Ведущая деятельность в подростковом возрасте.

- Подростковый кризис.

- Период юности.

- Ранняя юность.

- Формирование мировоззрения.

- Профессиональное самоопределение.

Основные понятия и положения темы

Основные понятия: кризисный возраст, пубертатный период, самосознание, Я-концепция, общение со сверстниками, просоциальная деятельность, аналитико-синтетическая деятельность, чувство взрос­лости, подростковая субкультура, личностная автономия.

Подростковый возраст- пери­од онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выде­лен в качестве особого периода развития в XIX в, (Синоним: отрочест­во.) Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юно­шеский возраст, на подростковый возраст отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов,критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссион­ным.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду,т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему вре­мени интенсивною, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вари­ативность темпов развития (временные различия у мальчиков и дево­чек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния под­ростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает поло­вое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые пережи­вания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом начала ряда психиче­ских заболеваний.

Центральным фактором психологического развития подростка, его важнейшим новообразованием является становление нового уров­ня самосознания,изменение Я-концепции(Л.И.Божович, И.С.Кон, Э.Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в от­ношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразо­вание определяет ведущие потребности подросткового возраста - в самоутверждении и общении со сверстниками.Последнее рас­сматривается также как ведущая деятельность подростка (Д.Б.Эльконин). Согласно другой точки зрения, ведущей в этот период является просоциальиая деятельность,определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д.И.Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности,переходом к абстрактному, теоретиче­скому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуж­дения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж.Пиаже), Динамический характер этого разви­тия, несформированность основных структур обусловливает ряд спе­цифически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противо­речие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки от­дельного поступка на личность в целом.

Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости (с, этим связано, например, представление Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой о «чувстве взрос­лости»как основном новообразовании подросткового возраста), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. По­следняя точка зрения в настоящее время преобладает. Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как осо­бая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п. которые обра­зуют особую подростковую субкультуру.Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и фор­мами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет сущест­венное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравствен­ное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подро­стка - в самостоятельности, личностной автономии.Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окру­жающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки про­должают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная про­тиворечивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного (отклоняюще­гося) поведения.

5.3. Итоговый контроль знаний:

- ТЕСТ по теме

1. Для внимания подростка характерно:

а) переход к послепроизвольному вниманию

б) интенсивное развитие непроизвольного внимания

в) небольшая устойчивость

г) слабость произвольного внимания

2. Мотивационной структуре общения подростков не свойственно;

а) неактуальность отношений с родителями

б) значимость отношений со сверстниками

в) аффелятивная потребность в принадлежности какой-л ш и. группе

г) усиление контактов с лицами противоположного пола

3. В мотивационной структуре общения подростков появляется:

а) ярко выраженная познавательная потребность

б) аффелятивная потребность в принадлежности какой-лнЬп группе

в) потребность в самореализации

г) телесные потребности

4. В выборе друга подросток ориентируется:

а) на успеваемость

б) внешний облик

в) личностные качества

г) поведение

5. Для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно:

а) реакция эмансипации от взрослых

б) реакция группирования со сверстниками

в) снижение конфликтности в общении со взрослыми

г) притупление остроты восприятия сверстников

 

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Подробно ответьте на вопросы:

1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным?

2. В чем состоят основные проблемы подросткового воз­раста?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.