Часто эскизы требуется размещать не в основных плоскостях проекций, а в некоторых вспомогательных плоскостях, занимающих определенное положение по отношению к имеющимся плоскостям проекций или каким-либо конструктивным элементам модели.
Инструментальная панель вспомогательных построений открывается нажатием на кнопку Вспомогательная геометрия на Панели переключения (рис. 3.28).
На инструментальной панели находятся три кнопки:
· панель расширенных команд построения вспомогательных осей;
· панель расширенных команд построения вспомогательных плоскостей;
· кнопка линия разъема для разбиения грани детали на несколько граней.
При помощи панели расширенных Команд построения вспомогательных плоскостей можно задавать вспомогательные плоскости следующих видов:
· смещенная плоскость,
· плоскость через три вершины,
· плоскость под углом к другой плоскости,
· плоскость через ребро и вершину,
· плоскость через вершину параллельно другой плоскости,
· плоскость через вершину перпендикулярно ребру,
· нормальная плоскость,
· касательная плоскость,
· плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно другому ребру,
· плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно грани.
Созданные при помощи этих команд плоскости отображаются в окне детали в виде прямоугольников, а в Дереве построений – в виде специальной пиктограммы. Если перед вызовом команды были выделены какие-либо объекты (например, плоскость или грань), то они будут восприняты в качестве опорных при создании новой плоскости.
Рассмотрим, как и для чего задаются вспомогательные плоскости, на примере выполнения Упражнения № 12: «Модель пружины». На этом же примере изучим правила построения различных пространственных кривых, которые используются для создания трехмерных моделей. В системе КОМПАС-3D возможно построение пространственных кривых следующих типов:
· цилиндрическая спираль,
· коническая спираль,
· ломанная,
· сплайн.
Чтобы вызвать эти команды надо нажать на кнопку Пространственные кривые на Панели переключения (рис. 3.29).
1. Создайте документ типа Деталь и сохраните его, например, как <Пружина>. Пружина строится при помощи операции кинематический элемент, направляющей которой является цилиндрическая спираль. В идеале направляющая пружины сжатия должна состоять из трех состыкованных спиралей – основной части и двух поджатых с каждой стороны витков.
2. Установите ориентацию Изометрия XYZ.
3. В Дереве построения выделите профильнуюПлоскость ZY.
4. Выберите команду Спираль цилиндрическая на Инструментальной панели, раскрыв ее кнопкой Пространственные кривые на Панели переключения. Ось спирали будет перпендикулярна профильной Плоскости ZY и по умолчанию проходить через начало системы координат этой плоскости. Точкой привязки спирали считается точка пересечения оси и опорной плоскости.
5. После вызова команды на экране появится Панель свойств, на которой нужно выбрать способ построения спирали и ввести ее геометрические характеристики (рис. 3.30).
Во вкладке Построение установите следующие параметры спирали:
· способ построения – По числу витков и шагу n,t (установлен по умолчанию);
· Число витков – 5;
· Шаг– 5 мм.
Убедитесь, что переключатель направления построения включен на Прямом направлении, а переключатель направления навивки – на Правом направлении.
Во вкладке Диаметр проконтролируйте, чтобы переключатель способа задания диаметра стоял на положении По размеру и установите в поле Диаметр 1 – 20 мм.
Фантом цилиндрической спирали с заданными параметрами отображается в окне документа. После задания всех параметров нажмите кнопку Создать (рис. 3.31, а). В Дереве построения появится строка Спираль цилиндрическая:1.
6. Вычертите первый поджатый виток. В Дереве построения выделите профильнуюПлоскость ZY. Выберите команду Спираль цилиндрическая. На Панели свойств во вкладке Построение убедитесь, что выбран способ построения По числу витков и шагу n,t, и установите следующие параметры спирали:
· Число витков – 1;
· Шаг– 2 мм.
Переключатель направления построения включите на Обратное направление, а переключатель направления навивки – по-прежнему на Правом направлении.
Во вкладке Диаметр проконтролируйте, чтобы переключатель способа задания диаметра стоял на положении По размеру и установите в поле Диаметр 1 – 20 мм.
После задания всех параметров спирали нажмите кнопку Создать диалога для ее построения (рис. 3.31, б). В Дереве построения появится строка Спираль цилиндрическая:2.
7. Относительно профильнойПлоскости ZYсоздайте Смещенную плоскость:1 (Вообще говоря, в качестве опорной плоскости при создании Смещенной плоскости может быть выбрана не только одна из стандартных плоскостей проекций, но также другие смещенные плоскости, уже имеющиеся на чертеже, а также грани модели). Выделите в Дереве построения Плоскость ZY. На Панели переключения раскройте Инструментальную панель Вспомогательная геометрия и щелкните на команде Смещенная плоскость (рис. 3.32).
На появившейся Панели свойств во вкладке Параметры (рис. 3.33) задайте в окне Расстояние 25 мм, и убедитесь, что переключатель Направление смещения включен на Прямом направлении. Плоскость с заданными параметрами отображается на экране в виде фантома. Нажмите на кнопку Создать объект. В Дереве построений появится новый элемент Смещенная плоскость:1, а в окне документа – изображение новой плоскости в виде прямоугольника.
8. Проследите, что бы Смещенная плоскость:1 была выделена, и вызовите снова команду Спираль цилиндрическая на Инструментальной панели. На Панели свойств во вкладке Построение установите следующие параметры спирали (способ построения По числу витков и шагу n,t,):
· Число витков – 1;
· Шаг– 2 мм.
Переключатель направления построения включите на Прямое направление, а переключатель направления навивки – на Правое направление.
Во вкладке Диаметр проконтролируйте, чтобы переключатель способа задания диаметра стоял на положении По размеру и установите в поле Диаметр 1 – 20 мм.
После задания всех параметров спирали нажмите кнопку Создать (рис. 3.31, в). В Дереве построения появится строка Спираль цилиндрическая:3.
9. В горизонтальной Плоскости ZX создайте эскиз окружности диаметром 2,2 мм как это показано на рис. 3.34.
Выделите Плоскость ZX в Дереве построения и щелкните на команде Эскиз на Панели текущего состояния. Для того, чтобы центр окружности «привязался» к началу спирали целесообразно воспользоваться командой Спроецировать объектна Инструментальной панели Геометрия (рис. 3.35). Щелкните на кнопке Спроецировать объект и поймайте курсором конец спирали. Когда он будет подсвечен «крестиком со звездочкой» – условным изображением вершины, щелкните левой копкой мыши. Указанная вершина спроецируется в Плоскость ZX в виде вспомогательной точки.
Теперь легко вычертить окружность диаметром 1,8 мм, привязав центр окружности к этой вспомогательной точке. Закройте эскиз, и в Дереве построения появится строка Эскиз:4 (переименуйте этот эскиз в Эскиз-сечение). Установите ориентацию Изометрия XYZ.
10. Проследите, чтобы последний эскиз был выделен в Дереве построения, и вызовите команду Кинематическая операция на Панели инструментов. В нижней части экрана появится Панель свойств, на которой в поле Сечение должен быть заявлен Эскиз-сечение.
11. На запрос системы <Задайте траекторию...> последовательно укажите в Дереве построения Спираль цилинддрическая:2, Спираль цилинддрическая:1, Спираль цилинддрическая:3. В поле Движение сечения щелкните на кнопку Ортогонально траектории. Во вкладке Тонкая стенка проследите, чтобы в окне Тип построения тонкой стенки было выбрано Нет. Нажмите на клавишу Создать, и на Панели Вид установите изображение модели в режиме Полутоновое – Полутоновое с каркасом.
12. Покажите шлифование на торцах пружины. Для этого создайте еще две Смещенные плоскости относительно Плоскости ZY на расстоянии 26 мм в Прямом направлении и на расстоянии 1 мм в Обратном направлении (рис. 3.36).
13. При помощи команды Сечение поверхностью на Инструментальной панели Редактирование детали выполните два сечения.
Нажмите на кнопку Сечение поверхностью, и в Дереве построения укажите на Смещенную плоскость:2. На Панели свойств в окне Направление сечения установите Обратное направление (стрелка, появившаяся на мониторе помогает правильно выбрать направление отсечения). Нажмите на кнопку Создать объект, и часть поджатого витка будет удалена.
Еще раз вызовите команду Сечение поверхностью и повторите построения, выбрав в качестве поверхности сечения Смещенную плоскость:3.