Цель: получить обратную связь от участников группы,дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.
Домашнее задание
1. Это домашнее задание выдается паре в заклеенном конверте. На нем надпись: «Откройте и выполните упражнение «Заброшенный сад» только в том случае, когда вы оба будете готовы».
В конверт вложен следующий текст: «(Имя с именной карточки беременной женщины), закройте глаза, сядьте поудобнее и пусть Ваш «(Имя с именной карточки партнера) прочитает Вам задание.
Представьте себе: «Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее, войдите. Вы оказались в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли и трудно различать тропинки. Вообразите, как Вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете их, поливаете, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид… Через некоторое время остановитесь, и сравните ту часть сада, где Вы уже поработали, с той, которую Вы еще не трогали».
1. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение «Печка».
Занятие № 2
Упражнение на групповое сплочение
Упражнение «Мой мир»
Цель:научиться формулировать проблемы, уметь донести их до других участников группы и услышать их позицию.
Инструкция.Ведущий предлагает участникам группы самостоятельно создать таблицу (схему) возможных страхов, тревог и опасений беременной женщины и ориентировочные пути их устранения. Допускается и «мозговой штурм» и работа в тройках-четверках с последующим обсуждением результатов.
Можно разделить группу на подгруппы и дать задание каждой подгруппе составить таблицу по кому-то определенному конструкту «мира беременной женщины». Можно рассмотреть конструкты: «Я и мое окружение», «Я и отец будущего ребенка», «Я и моя идеальная самость», «Я и Я –мне непонятное», «Я и мой будущий ребенок», «Я и профессиональная среда» и т.п. Ведущий должен следить за тем, чтобы в подгруппах не было участников из одной тренинговой диады. После выполнения задания вся группа обсуждает результаты работы подгрупп.
Телесно-ориентированные упражнения
Упражнение «Сердце, тебе не хочется покоя…»
Цель:научиться саморегуляции сердечной деятельности.
Инструкция. Тренировку начинают с повторения предыдущих упражнений. Сосредоточив внимание на левой руке, надо представить ее свисающей и опустившейся в ванну с теплой водой. Уровень воды от кончиков пальцев постепенно нагревается от чуть теплой до приятно горячей. Теплая волна поднимается от руки вверх и появляется ощущение тепла в левой половине грудной клетки.
Ощущение тепла в левой руке сопровождается расширением коронарных сосудов сердца, что улучшает питание сердечной мышцы.
Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы
Цель: дать возможность участникам группы поделиться опытом видения и чувствования жизни, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста. Обсуждение проходит по схеме: «Почему тебе захотелось поделиться своими переживаниями с группой?» «Что ты чувствовала, когда выполняла это упражнение?» и т.п.
Обсуждение итогов работы – важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушать всех членов группы. основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового о себе и для себя Вы узнали сегодня?», «Что Вы получили от занятия?», «Считаете ли Вы полезным сегодняшнее занятие?».
Домашнее задание
1. К следующему занятию пара должна нарисовать совместный портрет «Будущего ребенка» в полный рост.
2. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение «Тепло, которое я могу дать».