Стрессменеджмент– управление стрессами, программа антистрессовой защиты.
Цель тренинга – освоение техник и приемов самостоятельной регуляции внутренних состояний, позволяющих избавиться от стрессов, их последствий, а также усилить стрессовую устойчивость организма, укрепить здоровье и повысить жизненный тонус.
За период занятий участники тренинга усвоят знания о стрессах, причинах их возникновения, симптоматике, о методах устранения и профилактики стрессов. В ходе практических упражнений члены Т-групп овладеют первоклассными эффективнейшими методами саморегуляции, приобретут навыки управления своими психофизиологическими ресурсами, укрепят нервную систему, избавятся от стрессов, научатся повышать свой энергетический потенциал.
Основной характеристикой тренинга является то, что техники и приемы, которые в нем осваиваются, построены на использовании особого состояния измененного сознания - транса. Это состояние позволяет многократно усилить воздействие наших внутренних образов и представлений на наше поведение.
Тренинг рассчитан на педагогов, психологов, валеологов, студентов, персонал фирм и руководителей предприятий, учреждений, организаций, а так же на самый широкий круг людей без профессиональных и возрастных ограничений. Особую значимость он имеет для представителей тех профессий, где очень высок эффект эмоционального выгорания (педагоги, медицинские работники, ответственные лица в рамках любой профессии).
Тренинг мобилен по содержанию и затратам времени. Курс тренинга может быть рассчитан от 12 до 72 часов. Вместе с тем он может быть превращен в постоянно действующий еженедельный курс практических занятий.
3.2. Программа семинара-тренинга «Стрессменеджмент»
Теоретический блок
1. Понятие стресса. Физиологическая и психологическая природа стресса. Факторы стресса. Симптомы хронического стресса.
2. Базовые принципы психической саморегуляции. Сознание и бессознательное. Условия саморегуляции. Различные состояния сознания.
Практический блок
1. Техники самовоздействия. Быстрое достижение эффективного состояния релаксации.
2. Достижение внутреннего покоя. Медитация, ее использование в борьбе со стрессом. Техника медитации. Визуализация.
3. Снятие усталости и повышение работоспособности. Энергетические техники.
4. Избавление от неприятных переживаний и воспоминаний. Психоаналитические игры.
5. Внутренние ресурсы. Поиск и использование ресурса. Подготовка к важным, тревожащим событиям.
6. Техники самодиагностики. Контакт с бессознательным.
7. Техники самоизменения. Принципы, использование, практическая отработка.
8. Обращение к личной истории.
9. Центр, периферия и равновесие. Создание индивидуальных символов.
Примечание: Выделение теоретического и практического модуля условно. Каждое занятие, проводимое в рамках тренинга, должно обязательно содержать теоретический материал и практикум. Но на первых двух занятиях теоретический блок занимает больший объем времени, чем на последующих, где основное внимание уделяется практике.
Материальное и дидактическое оснащение тренинга:
Дидактические материалы:
1) Раздаточные материалы.
Раздаточные материалы представляют собой краткие опорные конспекты содержания тренинга. Они распечатываются на отдельных листах бумаги. Каждый лист выдается после того, как разобрана соответствующая тема и выполнено упражнение. Основное назначение раздаточных материалов заключается в том, чтобы помочь участникам вспомнить упражнение и повторить его самостоятельно дома после окончания тренинга; В раздаточные материалы входят также комплекты методик по саморегуляции (количество экземпляров по числу участников);
2) запись релаксационной музыки Г. Азовцевой «Ручей» или «Озеро» ( можно заменить спокойной класической музыкой)
Материальное обеспечение
þ кресла - по числу участников тренинга;
þ стол;
þ флип-чарт;
þ наборы цветной бумаги (не менее 25 цветов и оттенков) – 2 шт.;
þ ножницы – 3 –5 штук;
þ клей ПВА – 2-3 тюбика;
þ ручки шариковые – по числу участников;
þ карандаши простые (мягкие или полутвердые) – по числу участников;