Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как тьма уходит при появлении света, так же и низший вкус уйдёт сам по себе, когда появится высший



 

Любая серьезная духовная практика всегда начинается с запретов или ограничений в наших привычках и желаниях. Когда мы решаем отказаться от чего-либо, т.е. накладываем на себя какой-то запрет, то первое, с чем тут же сталкиваемся, – это все нарастающее желание вернуться к прежней привычке. При этом сила этой привязанности сразу начинает с каждым разом увеличиваться и расти до невообразимых размеров… Наш ум, когда теряет что-то давно привычное для себя, начинает судорожно хвататься за свои привязанности и впадает в панику, боясь остаться ни с чем. Ему не так-то просто внушить, что он расстается со своей привязанностью раз и навсегда. Обычно требуется много времени, чтобы убедить ум в том, ради чего он должен это сделать, и какова ценность предоставленной ему альтернативы. Как известно, нам всегда трудно отказаться от чего-то привычного, не получив при этом нечто явно превосходящее. Соответственно, пока ум не испытает или не ощутит наслаждения высшего порядка, всё, что он будет делать – это так или иначе искать способ вернуть утерянное. Для этого он начинает всячески маскироваться, выжидать момент, искать подходящие ситуации и готовить главный удар, чтобы вернуть то, что когда-то приносило ему удовлетворение. Это его типичная тактика, и каждый, пытающийся серьезно контролировать свои ум и чувства, либо уже столкнулся, либо обязательно столкнется с этим явлением.

Итак,если мы отказались от чего-то привычного и не смогли переключить свое внимание, на нечто более превосходящее – ум ответит на это либо жестокой местью, либо будет делать все наоборот, либо будет искать способ компенсировать утраченное, при каждом удобном случае. Если у нас начинает проявляться недовольство по поводу нашего отказа – это сигнал, исходящий от нашего ума, о том, что мы ему что-то недодали. Это проявляется в том, что ум усиленно начинает подсовывать нам любого рода информацию, лишь бы напомнить о своей старой привязанности. Это также означает, что все, что мы теперь будем видеть и о чем думать, так или иначе будет связано с той самой «дорогой нашему сердцу» привычкой. Внешне мы можем презрительно отворачиваться от объекта нашей привязанности и делать вид, что до смерти ненавидим его, однако, внутренне мы все-таки будем думать именно о нем, как бы при этом не пытались себя обманывать. Все это лишь показывает, что мы до сих пор не можем отпустить объект нашей привязанности и расстаться с ним.

Если даже мы поняли, чем для нас чревата данная привязанность, но по-прежнему питаем к ней «симпатию», – мы будем так или иначе думать о ней, но уже в духе раздражительного отрицания. Более наглядно эту ситуацию можно рассмотреть по аналогии привязанности к сладкому. Если, например, мы решаем отказаться от сладкого, то нам все чаще начнут попадаться на глаза счастливые друзья и родственники, постоянно жующие сладости и предлагающие их нам. В обычное время, т.е. до запрета, этого как будто не наблюдалось, вернее, особого значения этому не придавалось. Однако после запрета наш ум, становится к этому весьма неравнодушен. Нам начинает казаться, что все будто сговорились и то и дело пытаются подсунуть нам что-то сладкое, чтобы испытать нас на прочность. В конце концов, все доходит до того, что как будто весь мир начинает разворачивать перед нами картины с одними «сладкими вкусами», и происходит это только потому, что наш ум привязан к этому. Всё это напоминает принцип «оттягивающей резины», которая не отпускается, а растягивается до своих предельных возможностей и, когда становится слишком натянутой, начинает дрожать и вызывать беспокойства, будто вот-вот сорвется. Также и в нашем случае: когда наша способность сдерживать себя становится невыносимой, начинают проявляться определенные признаки – это, как правило, ощущение собственной ущербности, скрытая зависть или чувство постоянного раздражения. Когда «наша резина», в конце концов, берёт своё и стремительно утаскивает нас назад, начинается безудержное поглощение всего, что имеет хоть какой-то привкус сладкого. В жизни она проявляется, когда, например, после продолжительного поста мы начинаем стремительно поглощать столько пищи, сколько при обычной ситуации никогда бы не съели. Результатом этого, как правило, бывает болезнь и усугубление своего несчастного состояния.

Почему же после подобных запретов наша жизнь превращается в такую безвкусицу и постоянное испытание? Почему другие, дающие волю своим чувствам, кажутся гораздо более счастливыми и радостными? Почему? Ведь, в конце концов, мы стремимся и делаем это ради высшего наслаждения. Ответ оказывается, весьма прост: это не люди вокруг нас становятся более счастливыми и часто жующими сладкое, а мы становимся самыми несчастными, потому что разлучились с нашим дорогим и сладким «кусочком счастья». Эта ситуация нашла свое выражение в поговорке «Запретный плод очень сладок».

Весь парадокс этой ловушки состоит в том, что мы так или иначе, продолжаем думать об объекте своей привязанности, но уже со знаком минус. То есть, мы как бы вычитаем её из своей жизни, но ничего к этому не прибавляем. Тем самым мы не можем заполнить ту пустоту или вакуум, который создали в своем уме. Другими словами, прикажите себе не думать о «Белом слоне», как вы тут же начнете «не думать» о нем постоянно. Ровно столько, сколько вы будете стараться не думать о нем, ровно столько вы и будете думать только о «Белом слоне». То есть, если мы все время терзаем себя мыслями об одной и той же проблеме или привязанности, ум исправно будет снабжать нас непрерывным потоком информации, относящейся к злободневной теме. Скажем, если мы страдаем от болезненной вялости и апатии, значит, ум с утроенным усердием будет обращать внимание на любого, кто кажется оживленным, радостным и здоровым, потому что эти люди обладают именно тем, о чем мечтаем мы в глубине своего сердца. Так проявляется принцип «Не думайте о «белом слоне». В эту ловушку мы будем попадать до тех пор, пока не научимся находить нашим привязанностям достойную, более возвышенную и в большей степени захватывающую нас альтернативу.

Все великие святые и священные писания в один голос напоминают нам об очень важном предостережении – в отношениях с умом нужно быть крайне внимательным и осторожным. Нельзя забирать у него ничего, не дав ему что-то взамен. Подобно маленькому ребенку, который даже за простую конфетку готов отдать дорогую денежную купюру, наш ум тоже должен получить нужную в данный момент и достойную для него «сладость». Бессмысленно от чего-то отказываться и полагаться при этом только на силу своего разума. Хотя сила воли, или разум человека, по своей природе сильнее и выше ума, он всегда забывает одну простую истину, – если он вступает в борьбу с умом, это значит, что он обязательно её проиграет. Не потому, что разум окажется слабее, а потому, что ум окажется хитрее.У нашего ума есть уникальное свойство притворяться побежденным и полностью поверженным, когда нам кажется, что мы его наверняка убили (т.е. взяли под полный контроль). В самый неожиданный момент он вдруг оживает и сзади наносит нам окончательный «смертельный удар», возвращая этим своё утраченное наслаждение. В этом он превосходит самых искусных фокусников и чародеев. Другими словами, подавить его или долго сражаться с ним просто невозможно. Это то же самое, что сражаться против своих естественных потребностей души. Желать и наслаждаться – это природа нашей души, и если мы просто пытаемся подавить наши чувства, они непременно начнут искать выход в какой-нибудь другой форме.Это подобно сдерживанию крышки у кипящей кастрюли, и в этом случае, рано или поздно, произойдет что-то вроде взрыва. То есть, неугомонные чувства, жаждущие наслаждений, будут стремиться проявить себя так или иначе, и их насильственное сдерживание может привести человека даже к психическим нарушениям.

Если мы не занимаем их духовными наслаждениями, достаточно разуму оставить без внимания даже одно из них, как мы тут же дадим возможность уму проявить всю свою изобретательность в полной мере: лишь бы достичь желаемого. Разум в этом случае, не подкрепленный силой знания и высшим вкусом, почти без борьбы соглашается пойти у ума на поводу. Все, что нас ждет в этом случае – это полное саморазрушение (см. ловушку № 4). Подтверждение этому дается в «Бхагавад-гите»: «Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум». (Б-г. 2.67).

Хотя с умом мы должны быть всегда настороже, нужно быть не менее внимательным к тому, чтобы не перетянуть уздечку, в которую мы его запрягаем. Это тоже своего рода крайность, потому что ум тоже имеет свои пределы для обуздания. Если у лошади перетянуть узду, она от боли начнет сбрасывать наездника. Это в равной степени относится и к нашему уму, особенно у не подготовленных, т.е. начинающих учеников. От завышенных и чрезмерных аскез наше сердце вместо того, чтобы размягчаться, начинает заметно черстветь и, как правило, тут же появляется тенденция смотреть на других свысока, что значит возгордиться. Необходимо найти ту самую золотую середину, где ум (т.е. лошадь), чувствует себя достаточно спокойным, чтобы без усилий выполнять все наши команды. Если мы перетянули узду, нужно тут же ослабить её, держа при этом её под контролем. Но если слишком ослабить эту узду, то необъезженная лошадь, почувствовав свободу, будет снова пытаться сбросить наездника. Прихотям ума мы подчинялись множество жизней, а прислушиваться к голосу разума мы пытаемся и учимся только сейчас. Поэтому решением этой проблемы является не насильственный контроль и попытки силой обуздать его, а способность переключить свое внимание на более важную и возвышенную деятельность.

К такой деятельности всегда относят погружение в изучение священных писаний, внимательное повторение Харе Кришна мантры, регулярное посещение служб и общение с теми, кто сам вдохновлен на подобную деятельность. Духовная помощь и проповедь другим всегда приносит особенное чувство радости и счастья. Состояние, которое мы будем испытывать при этом, может действительно превзойти наши изнурительные и безрезультатные попытки победить свой ум. При этом важно учитывать свои природные наклонности, с которыми нам легко будет найти любимое и захватывающее нас занятие. Главное при этом – не бояться быть самим собой (см. лов. 6). Это единственное решение и самая надежная форма защиты, поскольку ум может контролироваться только духовной силой. Без неё никакие, даже самые логически обоснованные, доводы и аргументы, лучшие психологические тренинги и методики – ничто не сможет переубедить коварный ум в желании наслаждаться материальными объектами. Есть только один верный и всегда действующий способ – это увлечь его чем-то более достойным и интересным, имеющим высший вкус. От такого подхода всесильный и неуправляемый ум становится спокойным, радостным и контролируется автоматически.

«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющих наслаждения и утверждается в духовном сознании». (Б-г. 2.59).

 

Резюме:

1. Если ум подвергнулся лишениям и при этом ничего не получил взамен – он будет искать способ отомстить за это, попытается сделать всё наоборот, либо при удобном случае компенсирует свои лишения в утроенном виде.

2. Отсутствие высшего вкуса в духовной практике способствует ослаблению веры, возникновению сомнений, пробуждает материальные привязанности и заметно ослабляет способность следовать садхане. Вслед за этим приходят разные формы гордыни, стремление к критике и зависть.

3. Ощущение стабильного духовного счастья возможно при состоянии спокойного и удовлетворенного ума, здорового тела, деятельности на благо других и наличием высшей цели.

4. Ум может контролироваться только духовной силой, которая дает основу для высшего вкуса.

5. Практическое преодоление ловушки №1 возможно лишь при регулярном и внимательном повторении: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

Истории для ловушки 1

«Скрытое желание»

Однажды возвращались старый и молодой монахи в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась. На берегу стояла женщина, которой также надо было перебраться на противоположный берег, но она не могла этого сделать без посторонней помощи. Она смиренно попросила у монахов помочь ей, но обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам.

Молодой монах, услышав эту просьбу, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, взял на руки и перенес ее через речку.

На другом берегу монахи попрощались с женщиной и пошли дальше. Весь оставшийся путь они хранили молчание, однако в нескольких шагах до обители молодой монах не выдержал:

- Как ты мог прикоснуться к женщине?! Ты же давал обет! Что теперь будут говорить о нас люди и как этот пример воспримут другие молодые монахи?

На это старый монах спокойно ответил:

- Странно, я только перенес эту женщину через реку и тут же оставил ее на другом берегу. Ты же до сих пор несешь ее в своем уме и не можешь расстаться.

 

Мысли для размышления:

~ При любых потерях, отказах и утратах, помните об этом как об испытывающей вас маленькой смерти, которая готовит вас к большой и неизбежной.

~ Куда тянутся ваши мысли, туда потянется и ваше сердце.

~ Спросите себя честно, о чем вы больше всего беспокоитесь – это и станет вашей верой, вашей целью и последней мыслью в момент смерти.

~ Не беспокойтесь о прошлом – оно мертво; не надейтесь на будущее – оно изменчиво; пользуйтесь настоящим – пока есть шанс.

~ Мудрый делает не то, что приятно, а то, что избавляет от неприятностей.

~ Из всех вкусов самый сладкий – это память о Боге; из всех украшений самое ценное – это любовь к Богу; из всех достоинств самое лучшее – это вера в Бога, а из всех качеств самое возвышенное – это преданность Богу.

~ Решимость и неутомимость приходят тогда, когда есть надёжная защита, достойная цель и любовь к выполняемому делу.

~ Тот, кто всегда удовлетворен, обладает наивысшим богатством, даже если за душой у него нет ни гроша.

~ Суть любой мудрости в том, чтобы жить просто и мыслить возвышенно.

~ Нет в мире большей радости, чем при отсутствии всего иметь возможность служить Богу; и нет большей печали, чем иметь в жизни всё, но не иметь Бога.

~ Оптимист – это тот, кто способен в куче проблем и неудач разглядеть редкий шанс положиться на Бога.

~ Если Бог дает мне время жить, значит, временем своей жизни я обязан Ему платить.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.