Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

политических движениях



Во второй половине ХУIII века Украина окончательно утратила остатки своей государственной автономии и прошлой воинской славы. В 1764г. царизм ликвидировал гетманство, в 1775г. Запорожскую Сечь, в 1783г. юридически оформил крепостничество, в 1831г. ликвидировал Магдебургское право. Утрата возможностей проявления внешней активности способствовала в полной мере интересу к самоосмыслению, внутреннему углублению, в т.ч., интересу к собственной истории, культуре, прояснению исторического положения Украины и её этнической самоидентификации.

В это время основными регионами культурной жизни становятся Киев, Львов, Слобожанщина (Харьков и Полтава), Юг (Николаев, Одесса), Закарпатье. В мировоззренческом плане это был период разработки и углубления идей просвещения и знакомства с новыми веяниями западноевропейской философии.

В начале ХIХ века украинская общественность начинает знакомиться с идеями и концепциями немецкой классической философии; существует предположение, что возможно Гр. Сковорода слушал лекции И. Канта. Многие философы Украины были последователями нем. классич. философии – Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля и Фейербаха. В 1803г. в г. Николаеве выходит первый перевод трудов И.Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», и 1832г. в Одессе издаётся перевод произведения Шеллинга «Введение к умозрительной физике». Известно, что Петр Лодий (1764-1829) – профессор метафизики и моральной философии богословско-философского отделения Львовского университета и Санкт-Петербургского педагогического института подверг критике философские взгляды И.Канта в своем труде «Логические наставления». Он писал, что мир существует сам по себе, вне нашего разума и сознания. Знания возникают в результате действия предметов внешнего мира на органы чувств. Он подчёркивал достоверность данных чувственного опыта и указывал на их роль в процессе познания. При помощи мышления человек ещё глубже познаёт мир, открывает законы природы. Истинность знаний он усматривал в соответствии наших суждений предметам материального мира такими, какими они существуют сами по себе. Читая курс лекций по философии, логике и метафизике во Львовском, Краковском и Санкт- Петербургском университетах. П. Лодий подчёркивал высокое предназначение философии. По его мнению, философия освободила человека из рабства,

 

 

победив фанатизм и деспотию. Он акцентировал внимание на известную мысль античного мира, высказанную ещё Платоном: хорошо складываются дела в тех государствах, где философы являются правителями, или же правители являются философами.

Значительную роль в развитии философской и социологической мысли сыграл первый ректор Харьковского университета Иван Рижский (1775-1811) – профессор словесности. По его мнению, язык возникает в процессе становления человека, он является сущностью нашего духа. Сначала у человека в результате

действия тех или иных вещей возникают чувственные образы, с помощью которых формируются общие понятия. Они находят своё проявление при помощи слова. Язык и мышление зависят от уровня социального развития, глубины познания явлений природы. Его мысли и идеи способствовали формированию влиятельной школы харьковских языковедов, известным представителем которых был А. Потебня.

В ХIХ в. украинская философская мысль вышла на новый уровень своего проявления: академическая философия теперь преподаётся в светских учебных заведениях. В 1805 году открыт Харьковский университет. Для преподавания философии по приглашению прибыл сюда в 1806 г. немецкий философ Иоганн Шад, ученик И.Г. Фихте. Он был сторонником философии И. Канта, вносил в неё свои собственные новации, используя частично идее И.Г.Фихте и Ф.Шеллинга. В частности, И. Шад стремился приблизить теоретический разум к практическому, а также выступал против отрыва форм знаний от опыта. Особое внимание он уделял познанию противоположностей, присущих каждой вещи. Мир в его понимании представляет собой величественное поле взаимодействия позитивных и негативных сил. Настаивал он на потребности эволюционного развития общества, которое давало бы возможность гармони-зации общественных и личных интересов. Высшим законом в обществе он считал закон абсолютной свободы. Естественное право требует свободы изучения философии, свободы образования, запрещение деспотизма и какого-либо лишения воли и угнетения. Если законодательство в обществе противоречит разуму, или человек выбирает его не по своей воли, то он утрачивает достоинства разумного существа, перестаёт быть собой, попадает в рабство. В 1816 г. власти лишают И. Шада должности профессора кафедры философии в университете, приказывают сжечь его крамольные труды и высылают его за границы России.

 

В 1834 г. был открыт Киевский университет Св. Владимира. Первый ректор университета, приятель Т.Г. Шевченка, Н. Максимович (1804-1873) некоторое время увлекался идеями Ф.Шеллинга. Это способствовало его уважительному отношению к народной культуре, народным верованиям и пересказам. Он много сделал для собирания и сохранения народной украинской мудрости. Со временем в Киевском университете приобрели распространение идеи Г.Гегеля.

Ярким представителем и пропагандистом философии в истории украинской философии был профессор Киевского университета Арест Новицкий (1806-1884). По оценке некоторых философов, четырехтомный труд

А.Новицкого «Поступательное развитие древних философских учений», в котором изложены его собственные идеи, был наивысшим философским достижением того времени.

В первой половине ХIХ столетия появляется целая плеяда украинских поэтов и писателей, фольклористов и этнографов, романтическое творчество которых растило любовь к родному языку своему народу, возвеличивало прошлое Украины. К этой плеяде принадлежали Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич. Евгений Гребинка, Иван Котляревский, Пётр Гулак-Артемовский, Григорий Квитка-Основяненко. В этот поток входило свободолюбивое творчество Т. Шевченка и Н. Гоголя.

Н. Гоголь (1809-1852), писатель, воспевавший украинскую жизнь, природу и обычаи народа. Он был убежден. Что каждый народ имеет свой собственный характер. Гоголь мыслитель украинской ментальности. Для него не была чужой и русская культура. В духе украинской ментальности Гоголь воссоздал мир конкретного индивида, неповторимого, уникального. Предназначение человека состоит в том, чтобы вносить в мир добро, красоту, работать над тем самим дорогим, что является для человека. Первейшим жизненным заданием человека, говорил Н.Гоголь, становится осознание своего предназначения. Это особенно важно потому, что за душу каждого человека идет борьба между Богом и дьяволом. В природе все происходит в согласии, мудро и гармонично, а в обществе господствует несогласие, беззаконие, хаос. Чтобы улучшить мир, исправить его, прежде всего, необходимо браться за наведение порядка в человеческой душе. Ключ к миру жизни лежит в собственной душе человека. «Общество улучшится лишь тогда, когда каждый отдельный человек возьмется сам за себя, и будет жить как христианин, будучи

для Бога тем инструментом, который ему дан, намереваясь хорошо воздействовать на небольшой круг людей вокруг себя. Все тогда придет в

 

согласие, сами по себе тогда установятся отношения между людьми, определятся законы между всеми. И человечество двинется вперёд». Человеку необходимо познать самого себя, свои ошибки, просчеты. Чтоб избежать ошибок, необходимо усовершенствовать себя. В этом и состоит смысл жизни человека.

Мировоззренческие идеи Н. Гоголь изложил в работах «Избранные места из переписки с друзьями» и «Арабески». Н. Гоголю была присуща оригинальная мировоззренческая позиция, она говорит о егосвоеобразной философии – «философии незаметного зла». В его произведениях бесконечно малые отклонения от добра становятся в итоге большим злом. В поэме «Мёртвые души» Н. Гоголь изобразил таких (мёртвых по жизни) персонажей. Мёртвые души – это не души тех умерших крестьян, которые покупает Чичиков, страшнее другое: все его живые персоны уже давно мертвы. Сам же Чичиков предстаёт воплощением дьявола.

Сегодня философские размышления Н. Гоголя чрезвычайно актуальны. Свое предназначение Н.Гоголь усматривал в способности видеть незаметное зло и делать его заметным. Он видел зло там, где его никто не замечает. Гоголь считал, что опаснейшим для человека становится «незаметное зло», то есть зло незначительное, маленькое (незначительная ложь, неискренность), которое человек не считает его за зло и не борется с ним.

Т. Г.Шевченко (1814-1861) – украинский мыслитель, поэт, художник. Он вошел в историю мировой литературы как великий народный поэт, выразитель крестьянского антикрепостнического движения. Через его творчество проходят вечные проблемы – проблемы человека и его жизни. Лейтмотив всего творчества поэта – пробудить сознание человека, вызвать у него чувство собственного достоинства, призвать к борьбе за свободу, справедливость и счастье, вселить веру в лучшее будущее.

Гуманизм является главной и определяющей чертой всего творчества Т.Г. Шевченка. Поэт мечтал о том, чтобы народ был счастливым, свободным, чтобы процветало славянское братство народов, братство всех людей на земле. Жизнь должна быть счастливой, тогда она будет и прекрасной. Красив тот человек, который делает людям добро, то есть творит счастье. Счастье – это любовь к людям, к жизни, красоте. Основой добрых отношений между людьми, залогом добра и справедливости является правда, ибо «без правды горе». Поэт смотрит в будущее Украины, когда она станет независимой и освободится от закрепощения человека человеком: «I забудеться срамотня/ Давняя година,/ I оживе добра слава,/ Слава Украiни…»

Т.Шевченко убедительно представил идею соборности Украины, единство всех её земель, в противоположность исторической судьбе, которая разъединила когда-то единый край.

 

 

Памфил Юркевич (1826-1874) оказал особое влияние на духовное становление своих современников, преподавал философию в Киевской духовной академии, а с 1863 г. – в Московском университете. По оценке многих исследователей, П. Юркевич являл собой наиболее заметное явление на горизонте России того времени. Философ считал философские идеи Платона и Канта наиболее продуктивными в истории философии. Он высоко оценивал философию Гегеля, не принимая между тем его диалектики. П.Юркевич критиковал как односторонне крайние философские позиции материализма, так идеализма: идеализм за пренебрежение реальностью, материализм – за принижение значения духовности. Вне отношений к духовному невозможной становится человеческая нравственность.

П. Юркевич разработал учение о сердце, которое философ рассматривал трояко: как центр человеческой телесной организации; как центр духовной деятельности человека; как средоточие нравственной жизни человека. В определенном смысле Юркевич продолжал линию «кордоцентризма» (от лат. сorde – сердце), начатою трудами Г.Сковороды. По мнению П.Юркевича, сердце является целостным миром человека, его особенностей, чувств и поступков, личностным выявлением отдельного человека. Сердце является центром духовной жизни человека и нравственно-духовным источником его деятельности. Сердце это корень духовной жизни человека, от него рождается решительность человека в тех или иных поступках. Если дела человека делаются им с усердием и идут от сердца, то тогда они приобретают высокую нравственную цену. Знания могут быть усвоенными, если проникают в сердце. Сначала всё идет через сердце, а затем к разуму, сознанию. Внутренний опыт человека говорит о реальном существовании в нём духовного Начала. Человек является духовно совершенным существом, уникальность которого обусловлена гармонией разума и сердца в сфере Духа. Индивидуальность личности состоит в её переживаниях, реакции на влияния, из которых складывается жизнь человека.

Украинская романтическая философия, в том числе русскоязычная (Н.Гоголь,

П.Юркевич), которая положила начало киевской экзистенциальной философии, была продолжена в начале ХХ столетия в Киевской русскоязычной школе. Её представителями стали Лев Шестов, Николай Бердяев, Михаил Коцюбинский и др.

Обращение к прошлому, попытки через его осмысление найти выход на современность, стали неотъемлемой частью творчества многих культурних деятелей – В.Антоновича, М.Драгоманова, А.Потебни и др.

А.А.Потебня (1835-1891) – украинский языковед, философ. Был професором Харьковского университета. В творчестве А.Потебни особенно четко проявились романтические традиции. В центре его философии стоят воросы языка и

 

 

мышления. Он рассматривал язык как деятельность, как беспрерывный процесс творчества народа. Мир можно воспринимать через язык, который неразрывно связан с культурой народа. Философ увидел в языке механизм, порождающий мысль. В мифе, фольклоре, литературе- этих постоянных объектах романтических обращений, он усмотрел исходные по отношению к языку модели системы. В работе «Мысль и язик» А.Потебня говорит, что миф – это особенное слово. На определенном этапе развития общества мифологическое мышление является единственно возможным, оно возникает тогда, когда нет других объяснений явлениям. Мифологическое мышление присуще не одному какому-либо времени, но людям всех времён.

В процессе рождения слова выявляется противоположность объективности и субъективности, языка и понимания. Мысль рождается как субъективная деятельность и лишь в слове становится внешней и объективной, хотя не утрачивает своей субъективности. В языковой деятельности рядом с индиивидуальнм началом, принимает участие и социальное. Речь идет о языке, как звуковой стороне, которая выступает как «объективированная мысль».

 

 

РУССКИЙ КОСМИЗМ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.