Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В период возникновения Киевской Руси



 

В целом философская и социологическая мысль народа Украины своим источником имеет духовную культуру Киевской Руси, ставшей колыбелью восточнославянских народов; отсчёт времён своего существования они ведут от Киевской Руси.

В отечественной философской мысли материализм, и идеализм выражают единство противоположностей; в ней они не столько противостоят, сколько взаимно дополняют друг друга. Основным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской философской мысли явилось христианство. Вместе с тем языческое наследие лежало в основе мировоззрения широких народных масс, своеобразной народной философии. Если же брать культуру Киевской Руси и всего Древнерусского общества в целом, то в ней языческие элементы играли большую роль и после принятия Русью христианства в Х веке.

Характерной чертой периода возникновения философии в Киевской Руси является то, что это было время феодальной раздробленности. И это отрицательно сказалось на формировании украинской народности. Но, не смотря на это, предметом философских воззрений становятся воззрения о мироздании, о человеке, о его месте в природе и обществе. Первым произведением этого периода является «Повесть временных лет» Нестора – летописца. Главная ценность её заключается в том, что в ней прослеживается история древних славянских народов, их переход от родового строя к феодализму, от политеизма к монотеизму, от языческого мировоззрения к христианскому.

Первым отечественным философом многие исследователи считают митрополита Киевского Иллариона (Х1 век), автора знаменитого «Слова о законе и благодати»; здесь наряду с чисто богословскими идеями, содержались и собственно философские идеи. Среди них – историософские идеи «двухступенчатой всемирной истории», опирающиеся на идею смены состояния «закона» и «благодати» по пути человечества к метаисторической «вечной жизни». Отсюда делался вывод о равноправии новых народов, о включении истории русского народа во всемирную историю. Илларион призывает к объединению восточнославянских народов в единое государство, осуждает идею богоизбранности одного народа, порицает поглощение одного народа другим.

В гносеологии Илларион стремился к решению проблем «Богопознания», а также к постижению людьми истины. Он выделял два типа истины,

соответствующих состояниям «закона» и «благодати». При этом он отстаивал

позиции рационализма.

 

Оригинальным философско-этическим произведением данного периода является «Изборник» 1076 г. князя Святослава Ярославовича. В нём разработана целая система нравственных правил; с одной стороны, они оправдывали власть феодалов и требовали от народа смирения и послушания, а с другой – проповедовали человеколюбие, милосердие к убогим и нищим, заботу о немощных и сирых и другие.

Вопросы о человеке, о местонахождении его души, о его разуме и чувствах поднимаются в «Послании» Киевского митрополита Никифора к Владимиру Мономаху. В нём доказывалось, что человек создан Богом, он состоит из телесного и духовного начал. Между душой и телом существует постоянная вражда: плоть противится духу, дух – плоти.

Совершенным является тот человек, у которого дух господствует над плотью, укрощает телесные страсти. Душа бессмертна и обладает тремя силами: «словесной» (ум), «яростной» (чувство), и «желанной» (воля). Первое место среди них занимает «словесная» сила (ум). Он отличает человека от животных, при её помощи человек познаёт окружающий мир и Бога.

В ХII-ХIV веках появляются переработанные и дополненные византийские философские труды, в которых также ставятся вопросы о происхождении человека, о его духовном развитии и поведении в обществе, о его жизни, смерти и бессмертии.

В «Поучении Владимира Мономаха» доказывалось, что человеку надо уповать на Бога и не завидовать творящим беззаконие, ибо рано или поздно беззаконники будут покараны Богом. Нравственное содержание этого произведения призывало избегать зла, лжи лени, пьянства и других пороков. Оно убеждало творить добро, иметь чистую и непорочную душу, воздержанный язык, смиренный ум, подавлять гнев, укрощать гордость, помогать слабым и пр. «Поучение Вл. Мономаха» отрицательно относилось к затворничеству, монашеству, самоистязаниям. Оно призывало беспрестанно трудиться, совершенствовать знания.

Для ХIII-ХIV веков характерным является распространение патристики, которая в своих сочинениях развивала философские идеи понимания Бога, мира и человека.

ХIV-ХVI века примечательны распространением ересей, отражающих протест народных масс Украины против социального и национального гнёта. В борьбе против ересей сформировалась схоластическая философия. Противодействием ей стали гуманистические идеи, суть которых сводилась к элементам просвещения. Так, С. Ориховский отмечал, что как плодородное поле без должной обработки может оказаться бесплодным, так человек, даже самый толковый, ничего не осуществит без настойчивого овладения знаниями и, в первую очередь, философскими.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.