Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жизнь и творческая эволюция Ф.В.Й. Шеллинга



 

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг [Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling (1775-1854)] родился 27 января 1775 г. в городке Леонберг, родине великого астронома Иоганна Кеплера, недалеко от г. Штутгарта, в семье церковного служащего а позже учителя теологического учебного заведения в Бебенгаузене. Из сложного имени философа Вильгельм – самое непосредственное, так к нему обращались близкие. В десятилетнем возрасте Вильгельма отдали в латинскую школу в Нюртингене. Но уже на следующий год учителя решили, что ему там делать нечего, т.к. по своим знаниям и способностям он превзошёл сверстников. Аналогично дело обстояло и в Бебенгаузене, куда его вернули для обучения в группе с более старшими учениками. Здесь он проучился до октября 1790 г. С большим трудом удалось получить разрешение на поступление Шеллинга в Тюбингенский университет (в то время он еще считался институтом) на три года ранее положенного возрастного рубежа.

Из пяти лет, проведенных в Тюбингене, Шеллинг в течение первых двух лет изучал философию, а три последующих года – теологию. Здесь в Тюбингене он сдружился на почве философии с Гегелем, который был пятью годами старше его. В 16 лет Шеллинг впервые прочёл кантовскую «Критику чистого разума», а тремя годами позже, с помощью произведений Фихте, находиться под влиянием критической философии. Степень магистра философии получил в 1792 г. После окончания университета в течение трёх лет он был домашним учителем. За этот период состоялась его эволюция от увлечения проблемами знания к проблемам натурфилософии, сопровождавшаяся выходом ряда работ, дававших ему надежды на академическую карьеру. И когда Шеллингу не исполнилось еще и 24 лет, он был приглашен занять с осени 1798 г. профессорскую кафедру в Иенском университете.

Преподавательская деятельность в Иене продолжалась четыре года и некоторое время он работал вместе с Фихте. По словам свидетелей, Фихте высоко отзывался о Шеллинге, считая себя более систематичным, а своего молодого коллегу – более гениальным. В Иене молодой профессор читал курсы по философии природы и по трансцендентальному идеализму. В 1803 г. закончилось пребывание Шеллинга в Иене и летом того же года он обвенчался с Каролиной Шлегель.

Последующие три года Шеллинг прожил в Вюрцбурге, работая ординарным профессором философии природы в местном университете. Если в Иене ему приходилось больше читать философию знания и философию природы, то в Вюрцбурге центр тяжести переместился к философии тождества. Такое перемещение объясняется представлением Шеллинга о логике развития систем философии, проходящей ряд ступеней.

Так система реализма на первой ступени всё объясняет телесной природой вещей, на второй – противоположностью телесной и духовной природы, на третьей – единством того и другого. Всё это вместе даёт такую линию: материализм (атомизм и гилозоизм), дуализм (Декарт) и учение о тождестве (Спиноза).

Система идеализма также проходит три ступени: атомистическое учение (Лейбниц), дуализм (Кант и Фихте) и учение о тождестве, чем завершается развитие и идеализма и философии вообще (основатель его – он сам, т.е. Шеллинг).

Вследствие напряжённости, возникшей у Шеллинга в университете из-за интриг и ссор, а также вследствие политических перемен, связанных с итогами сражения под Аустерлицем, Шеллинг в возрасте 31 года переезжает в Мюнхен, в котором он прожил 35 лет. После семилетнего брака у Шеллинга в 1809 г. умирает его жена Каролина. «Моя вечная благодарность, - писал он подруге покойной жены, - следует за этой прекрасной женщиной в её раннюю могилу». Вторично Шеллинг женился в 1812 г. на Паулине Готтер.

В творческом отношении мюнхенский период характерен переходом Шеллинга к философии религии, однако в Мюнхене он не имел академических занятий. Только с 1820 г. после переезда в Эрланген возобновляется его преподавательская деятельность и продолжается здесь в течение семи лет.

Осенью 1826 г. в Мюнхен был переведён и вновь открыт один из старейших университетов Германии, куда в следующем году баварским королём Людвигом был приглашён и Шеллинг. Король назначил его главным хранителем научных коллекций города, академия наук избрала своим президентом, стал он одновременно и профессором университета. Уже на первой лекции, выступая перед баварской молодёжью, он говорил, что в учебном процессе должен быть дух свободы, можно заставить человека обучаться чему угодно, но философия есть свободная любовь, ей нельзя обучиться, нельзя принудить человека к усвоению её.

Осенью 1841 г. Шеллинг переехал в Берлин и уже 15 ноября приступил к чтению своих курсов философии мифологии и философии откровения в берлинском университете. Через пять лет из-за скандала, вызванного публикацией его курса лекций без ведома автора, преподавательская работа Шеллинга практически прекратилась. Умер Шеллинг в Рагаце 20 августа 1854 г.

Уже через два года после смерти философа начинает выходить 14-томное Собрание сочинений. Ныне Баварская академия наук продолжает издание Полного собрания сочинений Шеллинга в 80 томах.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.