Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эстетика Канта и его философская антропология



Эстетичные взгляды Канта изложены главным образом в “Критике способности суждения” (“Kritik der Urteilskraft”, 1790). В более ранний период своего творчества Кант всего лишь касался вопросов эстетики, да и то в преломлении к решению иных задач. Так в работе 1764 г. “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного” (“Beobachtungen über das Gefühl des Schönen und Erhabenen”) он рассматривал прекрасное и возвышенное преимущественно в аспекте практической философии. Чувство прекрасного и чувство возвышенного возбуждают в нас приятное, доставляют удовольствие. Объектами этого чувства могут быть самые различные вещи: напр., ночь возвышенна, день прекрасен; ум возвышен, остроумие прекрасно; смелость возвышенна и величественна, хитрость ничтожна, но красива. Возвышенное волнует, прекрасное привлекает. Ощущения удовольствия и неудовольствия, приятного и неприятного основываются не объективных свойствах вещей, а на

Основателем немецкой эстетической мысли считается Александр Баумгартен (1714-1762), который и ввел в литературу термин «эстетика», под которым он понимал науку о законах чувственного познания. С ними связаны суждения вкуса относительно прекрасного. Основой прекрасного, как считал Баумгартен, является совершенство как объективное свойство всего мира и его отдельных частей. Поскольку совершенство постигается в форме разума, чувственного восприятия и в способности желания, то для субъекта оно раскрывается как истина, красота и добро. Кант в «Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие. 1765/66 г.» указывает, что в связи с изложением логики он будет касаться и критики вкуса, т.е. эстетики, которую он понимал тогда, конечно же, по Баумгартену.

Но к концу 80-х годов Кант находит априорные принципы, касающиеся эстетического: чувство удовольствияинеудовольствия.

После сочинения по эстетике Кант мог считать себя более-менее удовлетворённым, ибо его философская система продвигалась к завершению. Система охватывала все основные способности души, через посредство которых человек строит своё отношение к миру. Это – способность познания, способность желания, способность оценки внешнего мира с точки зрения целесообразности предметов. Трём видам способностей души соответствуют три категории, выражающие результаты применения названых способностей: истина, добро и красота. Эстетическое занимает промежуточное место между истиной и добром, красота словно сливает эти два полюса воедино. Восприятие прекрасного – это в то же время отдельная область человеческой духовной активности, требующая определенных усилий, времени и уровня культуры. Эстетические суждения базируются на чувстве удовольствия и неудовольствия. Удовольствие мы можем переживать как от доброго, так и от полезного, в последнем имеется в виду утилитарное использование. Однако собственно к эстетическому относится хорошее само по себе, здесь уместнее выражение “незаинтересованное приятное”. Это чистое созерцание, в котором затихают любые желания, обеспокоенность воли, мы ничего не стремимся получить от предмета, ни познать, ни использовать его. Эстетичные суждения – это суждения вкуса только на основе удовольствия или неудовольствия. Предмет такого удовольствия и называется прекрасным.

Следует обратить внимание на смыслы термина «суждение»,поскольку в философии Канта все они присутствуют, но в различных контекстах. В логическом смысле «суждение» - форма мысли в виде высказывания, в котором что-либо утверждается или отрицается относительно предмета мысли. В ином смысле «суждение» - одна из познавательных способностей, состоящая в умении пользоваться правилами при подведении особенного под общее. Человека неспособного к такой процедуре обычно считают глупым. В третьем смысле «суждение» - умственный акт, выражающий отношение говорящего к чему-либо, его оценку. В «Критике способности суждения» имеется в виду «суждение» в этом последнем смысле. Эстетические суждения «трактуют о прекрасном и возвышенном в природе и искусстве». (Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. М.: ЧОРО, 1994. С. 8.)

Последнее высказывание Канта примечательно следующим. До него предметом эстетики рассматривались только произведения искусства, Кант же к искусству и природе подошёл одинаково: явления природы так же могут быть предметами человеческой оценки с эстетической точки зрения. Так, напр., рассматривая возвышенное относительно явлений природы, Кант указывал, что оно переживается нами эстетически в тех случаях, когда мы наблюдаем намного превосходящие силы человека мощные природные процессы, катаклизмы, но при этом сами находимся в безопасности.

Философская система Канта завершается учением о человеке, которое он изложил в ряде работ, в частности в статье “Об изначально злом в человеческой природе” (1792) и произведении “Антропология с прагматической точки зрения” (1798). Человек – главная цель и главный предмет, ради которого осуществляются все достижения науки и культуры. В своей последней работе Кант выступает как гуманист. Он не очарован человеческой природой, далеко не идеализирует ее. В людях больше глупости, чем злости, есть и высокомерие, и корыстолюбие и т.д. Свойственна им и “недоброжелательная общительность” как антагонистическое соединение склонности к общению и готовности к противоречию, наличие злого начала. Но Кант верит в прогресс с помощью разума, так что добрые задатки, которые имеются в людях, в конце концов, получат соответствующее развитие, если не в конкретном ограниченном человеческом существе, то в прогрессирующем человечестве, во всём человеческом роде. Он видит общественное несовершенство, далекие от идеала моральные качества людей, однако верит в то, что они выйдут “из состояния несовершеннолетия”, сумеют воспользоваться своим умом как следует. Нам часто не разума не хватает, полагал он, а решительности и мужества в пользовании этим могущественным оружием, которое нам даровано.

Кант всей своей жизнью, богатым творческим наследием – результатом упорной повседневной работы – учит пристально вглядываться в мир, который окружает нас, в глубины нашего внутреннего Я, смело и ответственно ставить и решать сложные проблемы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сочинения И. Канта:

1. Кант И. Собрание сочинений в шести томах. М.: Мысль, 1963-1966.

2. Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. М.: ЧОРО, 1994.

3. Кант И. Критика способности суждения. – М.: Искусство, 1994. – 367 с.

4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.

5. Кант И. Из рукописного наследия. (Материалы к «Критике чистого разума» Opus postumum). М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 752 с.

6. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами переводов на русский и европейские языки. - М.: Наука, 1998. - 654 с.

7. Кант И. О внутреннем чувстве // Вопросы философии, №4, 1986.

8. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках: Т.4: Критика способности суждения. Первое введение в «Критику способности суждения». М.: Наука, 2001. - 1120 с.

9. Кант І. Критика чистого розуму / Пер. з нім. та примітки І. Бурковського. – К.: Юніверс, 2000. – 500 с.

10. Кант І. Рефлексії до критики чистого розуму / Пер. з нім. й латини та примітки І. Бурковського. – К.: Юніверс, 2004. – 464 с.

11. Кант І. Критика практичного розуму / Пер. з нім, примітки та післямова І. Бурковського; наук. ред. А. Єрмоленко. – К.: Юніверс, 2004. – 240 с.

12. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. – 710 с.

Литература по философии И. Канта:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Наука, 1973. – 534 с.

2. Бур. М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. - М.: Прогресс, 1978. – 327 с.

3. Виндельбанд В. Иммануил Кант. К столетнему юбилею его философии (Публичная лекция, 1881) // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М.: Юрист, 1995. – С.97-119.

4. Гаєр. Світ Канта: Біографія / З нім. пер. Л. Харченко. – К.: Юніверс, 2007. –336 с.

5. Гайзман Г. Учение Канта о вечном мире и его уникальный философский реализм.// Вопросы философии, 2009, №12.

6. Гегель. Лекции по истории философии. Книга третья.// Гегель. Сочинения. Т.XI. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. С.404-519.

7. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1981. – 303 с.

8. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. – М.: Рольф, 2001.- 416 с.

9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М.: «Мысль», 1986. – 334 с.

10. Делёз, Жиль Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. Пер. с франц. Я.И.Свирский М.: ПЕР СЭ ,2007. - 352 с.

11. Длугач Т.Б. Кант и теоретическая философия Германа Когена // Вопросы философии, 2009, №11.

12. Зиммель Г. Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете // Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. – С. 7-157.

13. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - СПб.: Университетская книга, 1997. – 447 с.

14. Круглов А.Н. Понятие трансцендентального у Канта в критический период //Вопросы философии, 2000. №4.

15. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.

16. Кушаков Ю.В. Нариси з історії німецької філософії Нового часу. Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 572 с.

17. Нарский И.С. Кант. - М.: Мысль, 1976. – 207 с.

18. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – С. 647-661.

19. Фейербах. История философии. Собрание произведений в трёх томах. Т.2. – М.: Мысль, 1974. - С.5-99.

20. Фейербах. История философии. Собрание произведений в трёх томах. Т.3. М,: Мысль, 1974. - С. 373-398.

21. Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести //Вопросы философии. 2005. - № 2.- С. 144-157.

22. Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т.: Т.2. М.: Мысль, 1989. - С.387-560.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.