Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА



2.1. Становление Канта как философа. Докритический период.

Иммануил Кант (Immanuel Kant) родился в 1724 году в семье ремесленника (шорника) и провел всю свою жизнь в Кёнигсберге, что в Восточной Пруссии (ныне Калининград –областной центр в Российской Федерации). Во время Семилетней войны (1756-1763) русские войска оккупировали Восточную Пруссию. В течение четырех лет страна входила в состав Российской империи и ее граждане (в том числе и Кант) принесли присягу на верность русской короне.

Своего отца, Иоганна Георга, Кант потерял рано, в 22 года, да и мать (Анна Регина, в девичестве Рейтер), оказавшая большое влияние на духовное становление философа, умерла, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. Будучи даже в преклонном возрасте, Кант не раз с теплотой вспоминал родителей, и до конца жизни всегда с детской нежностью говорил о матери, которую считал любвеобильной, чуткой, добродетельной женщиной, посеявшей и взрастившей в нем первые ростки добра.

После посещения начальной школы недалеко от родительского дома, где Кант научился читать, писать и считать, его направили в латинскую школу “Фридрихс-Коллегиум” (Collegium Fridericianum), иначе говоря, гимназию имени Фридриха, названную так в 1703 г. в честь прусского короля Фридриха I. Родители направили туда юного Канта по совету доктора теологии Франца Альберта Шульца (1692-1763). Доктор Шульц часто бывал в родительском доме Канта и заметил раннюю одаренность мальчика. Шульц и дальше продолжал следить за продвижением Канта в течение всей его молодости. Этому способствовало и то, что сначала он в 1733 г. становится директором “Фридрихс-коллегиум”, а затем профессором Кёнигсбергского университета. Это было как раз в те годы, когда в нем начал учиться Кант после восьмилетней учебы в “Фридрихс-коллегиум”. С 1740 до 1745 года Кант учится в местном университете, созданном по общему образцу немецких университетов за 200 лет до этого (в 1544 году). Университет был основан создателем Прусского герцогства Альбрехтом (1490-1568). Это был один из старейших университетов Германии. Первоначально университет назывался «Академия», но с 1656 года в память об основателе получил имя «Альбертина». Она состояла из четырех факультетов: трех «высших» — теологического (богословского), юридического и медицинского, и одного «низшего» — философского. Естественнонаучные дисциплины и математика преподавались на философском факультете.

Здесь в университете г. Кёнигсберг Кант прослушал наряду с философией курсы теологии, математики и физики. Особенное впечатление на него производили лекции Мартина Кнутцена (1713-1751), одного из вольфианцев, имевшего хорошие математические и физические знания. Именно Кнутцен познакомил Канта с учением Ньютона, который стал для Канта олицетворением настоящей науки. За годы учёбы Кант превосходно овладел латинским языком, хорошо знал латинских классиков. После университета он на протяжении девяти лет работал домашним учителем, не прерывая на досуге научных занятий. В июне 1755 г., Кант защищает магистерскую диссертацию, а уже в сентябре 1755 г. публично защищает сочинение «Новое освещение первых принципов метафизического познания» на право чтения лекций в качестве приват-доцента Кёнигсбергского университета. Дохода эта работа не давала почти никакого, поэтому философ за небольшую плату служил помощником библиотекаря в Кёнигсбергской дворцовой библиотеке. С 1770 г. и до конца жизни Кант – профессор университета г. Кёнигсберг. Несмотря на довольно слабое здоровье, Кант отличался напряжённой интеллектуальной повседневной работой, активно участвовал в теоретических дискуссиях своего времени и получил славу первого философа не только Германии, а и, наверное, всего мира.

Небогатая внешними событиями жизнь Канта была, между тем, всегда наполнена сложными духовными процессами и являла собою постоянный поиск философского обоснования собственного мироотношения. Издавна принято считать Сократа образцом философского проживания жизни, у которого система убеждений соответствовала практике поведения. О нашем отечественном философе Г.С. Сковороде тоже говорят как о мудреце, жившем в соответствии со своим учением. Философия Канта от её метафизических оснований до требований пути добродетели удивительно соответствует его практике проживания собственной жизни. Кант надеялся, что убеждения, к которым он пришел, вполне могли бы разделить с ним все разумные существа, ибо законы разума едины и всеобщи. Стремление к свободе, независимости и самостоятельности в мышлении и поступках, смелость в походе за истиной, скромность и самоограничение отличали Канта на протяжении всей его жизни.

В творчестве Канта обычно выделяют два периода: докритический (1746-1770 гг.) и критический (ок. 1780-1800 гг.). На протяжении первого из них, преподавая разные учебные дисциплины (математику, физику, физическую географию, логику, метафизику и др.), Кант мало интересовался собственно философскими темами. Первую научную работу «Мысли об истинной оценке живых сил» Кант написал в 1746 г., будучи еще студентом, хотя её последующая публикация растянулась на три года. Несмотря на то, что содержание работы было не столь значительно даже для своего времени, поразителен пафос, с которым она написана, её автор верит в своё высокое предназначение. «Если даже тысячу раз ошибаешься в каком-нибудь смелом начинании, - пишет в частности Кант, - то всё же выгода, которая отсюда будет получена для познания истин, будет гораздо более значительной, чем если всегда идти по проторенному пути. Из этого я исхожу. Я уже предначертал для себя путь, которого намерен держаться. Явступаю на него и ничто не должно мне мешать двигаться по этому пути». (Кант И. Собр. соч. в восьми томах. М.: ЧОРО. Т.1.1994. С. 56. В дальнейшем ссылки даются по этому собранию сочинений.)

К работам, написанным в этот период на различные темы естествознания и натурфилософии, относятся: «Исследование вопроса, претерпела ли Земля в своём вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения» (1754); «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения» (1754), «Физическая монадология» (1756), «О причинах землетрясений» (1756), «Новые замечания для пояснения теории ветров» (1756), «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин» (1763). Начиная с этой последней работы, Канта всё больше занимает вопрос о различиях между конкретными науками (прежде всего математикой) и метафизикой. Интерес в этом направлении получает наибольшее воплощение в работе 1770 г. «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира».

Наиболее известное произведением докритического периода - “Всеобщая естественная история и теория неба, или Попытка истолковать устройство и механическое происхождение Вселенной, исходя из принципов Ньютона” (Издано анонимно в 1755 г.). Здесь Кант разрабатывает гипотезу о происхождении Солнца и планет из первоначальной пылевой туманности. Принципы системности и развития определяли нетривиальность этой гипотезы. После добавления П.-С. Лапласом к этой гипотезе математического аппарата, она до сих пор не утратила своего значения и известна как гипотеза Канта – Лапласа. Эта книга, столь важная в творческой эволюции Канта, к сожалению, до 1791 года оставалась недоступной современникам из-за банкротства издателя. Скорее всего, не был знаком с ней и Лаплас. А известным в философском и литературном сообществе Кант стал благодаря своим другим работам: «Единственно возможное основание доказательства бытия Бога» (1763), «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (1764), «Исследование отчётливости принципов естественнойтеологии и морали» (1764), «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики» (1766).

Первой сугубо философской работой, которой сам Кант придавал особое значение, была его профессорская диссертация “О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира” (1770). Когда в 1779 г. Канту было предложено издать сборник основных работ, то он поместил в него лишь произведения, которые вышли из печати после 1770 г., а первым среди них была именно эта диссертация. Очевидно, что он придавал ей особое значение в своей дальнейшей творческой жизни.

И это, в самом деле, так, ведь диссертация частично обосновала и подготовила следующие произведения критического периода, сформулировала проблемы, решение которых казалось Канту необходимым в первую очередь. Посылая свою диссертацию И. Ламберту, Кант подчеркивал в письме, что в ней разработаны понятия, которые не будут изменяться дальше, и позволят проверить все метафизические вопросы. (См.: Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 520-521.)

Но главным произведением критического периода была “Критика чистого разума” (1781), по которой и можно наиболее полно судить о сущности “коперниканского переворота” в философии. Поэтому перейдем к рассмотрению этого произведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.