В рамках первого вопроса предметом обсуждения являются системные особенности древнерусской культуры. В связи с её средневековым характером большинство этих особенностей (религиозный характер, синкретизм, каноничность и т.д.) доминировали и в других культурах средневековой эпохи. Обозначив специфические черты духовной и художественной культуры Древней Руси, при обсуждении последующих вопросов необходимо сосредоточить внимание на их конкретных воплощениях в искусстве, литературе, повседневной жизни населения.
Тема 6. Деяния Ивана Грозного. Судебное разбирательство (2 часа)
1. Реформы «Избранной Рады»
2. Опричнина.
3. Внешняя политика.
Рекомендуемая литература
(Научный абонемент, читальный зал № 1 библиотеки РГУ им. И. Канта)
Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.
Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2008. Т. 2.
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М: АСТ, 2006.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2009. Кн. 3.
Труайя А. Иван Грозный. М: ЭКСМО, 2003.
Флоря Б.Н. Иван Грозный. М: Молодая Гвардия, 2004.
Духовная грамота Ивана Грозного. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm
Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. URL: http://avorhist.narod.ru/source
Методические рекомендации
Семинарское занятие будет проходить в форме ролевой игры - судебного разбирательства деяний русского царя Ивана IV Грозного (1547—1584 гг.).
Участники семинара делятся на представителей обвинения (прокурор, свидетели обвинения) и на представителей защиты (адвокат и свидетели защиты). Процедура судебного разбирательства проходит в форме судебных прений по поводу важнейших событий царствования Ивана Грозного: реформ 1549—1558 гг.; опричнины.
Участники семинара должны уметь аргументировано, логически и эмоционально, а также убедительно обосновать позицию защиты и обвинения, используя при этом конкретные исторические материалы, характеризующие правление Ивана Грозного. В оценке работы студентов на семинаре будет учитываться умение вести судебную полемику и использовать вещественные доказательства (документы по истории законодательства и деятельности Ивана IV, свидетельства исторических исследований по теме, показания исторических персонажей — свидетелей обвинения и защиты, в роли которых должны выступать участники семинара — студенты).
Тема 7. Петровские реформы (4 часа)
1. Хозяйственные преобразования.
2. Социальный строй.
3. Изменения государственного управления.
4. Военные реформы.
5. Преобразования в сфере культуры и быта.
Рекомендуемая литература
(Научный абонемент, читальный зал № 1 библиотеки РГУ им. И. Канта)
Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. М., 2006.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Любое издание. Лекции 61—67.
Никулин В.Н. Пётр Первый и его время: учебное пособие. Калининград, Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
Павленко Н.И. Пётр I. М.: Молодая гвардия, 2006.
Чистяков А.С. История Петра Великого. М., 1992.
Интересные факты о Петре I и его реформах. URL: http://www.monarchs.narod.ru/Petr.htm
Методические рекомендации
При подготовке к практическому занятию необходимо выявить предпосылки и причины петровских преобразований, дать характеристику наиболее значимым реформам в экономической, социальной, государственно-политической, военной, культурно-бытовой сферах, установить характер и направленность, дать оценку реформаторской деятельности Петра I.
Тема 8: Власть, общество и реформы в истории России второй половины XIX – начала XX в. (4 часа)
1. Крестьянская реформа 1861 г. и Великие реформы 1860-1870-х гг.
2. Реформы начала XX в.: государственно-политические преобразования 1905-1906 гг., аграрная реформа П.А. Столыпина.
Рекомендуемая литература
(Научный абонемент, читальный зал № 1 библиотеки РГУ им. И. Канта)
История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие для студентов неисторических факультетов. Калининград: Изд-во КГУ, 2004; Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. Гл. 1.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М.: Проспект, 2003.
Подборка материалов по истории России XIII-XVII вв. на сайте «Хронос»: http://www.hrono.info/index.php