Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2: Факторы исторического процесса (2 часа)



ПРАКТИКУМ

Тема 1: Историческая наука вчера и сегодня (2 часа)

 

План:

1. Происхождение и характеристика понятия «история».

2. Статус и функции исторической науки.

3. Исторические источники. Методы исторических исследований. Система исторических дисциплин.

4. Важнейшие этапы развития исторической науки.

Рекомендуемая литература

(Научный абонемент, читальный зал № 1 библиотеки РГУ им. И. Канта)

История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. посо­бие для студентов неисторических факультетов. Калининград: Изд-во КГУ, 2004; Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. Гл. 1.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М.: Проспект, 2003; 2007.

 

 

Письменные задания к практическому занятию

1. Дать определение понятиям «исторический источник», «историография», «культурный слой», «летопись», «хроника», «хронограф».

2. Составить графическую схему, отражающую типовую и видовую классификацию исторических источников.

3. Охарактеризовать область научных интересов нумизматики, сфрагистики, геральдики, метрологии, археологии, генеалогии, палеографии, бонистики, фалеристики, хронологии.

4. Раскрыть сущность формационного подхода к изучению исторического процесса.

5. Перечислить представителей (не менее 3-х) и дать краткую характеристику теории цивилизаций (время появления, основные методологические принципы)

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует раскрыть этимологию понятия «история», выделить смысловые значения термина в современном русском языке. Во втором вопросе основное внимание следует уделить функциям исторической науки: познавательной, теоретической, гуманитарно-мировоззренческой, прогностической и др. При подготовке ответа на третий вопрос необходимо дать определение понятию «исторический источник», назвать типы и виды источников, указать на критерии их выделения, привести примеры; охарактеризовать общенаучные и специальные методы исторических исследований; назвать разделы исторической науки, специальные исторические дисциплины (палеографию, нумизматику и т.д.), выявить их проблемную специализацию. Четвёртый вопрос посвящён становлению и развитию исторической науки. Следует выделить основные этапы этого развития, назвать представителей, дать краткую характеристику (в чём специфика?) каждому этапу.

Тема 2: Факторы исторического процесса (2 часа)

1. Природно-географический, демографический и геополитический факторы.

2. Религиозный, этнокультурный, идеологический и личностный факторы.

 

Рекомендуемая литература

(Научный абонемент, читальный зал № 1 библиотеки РГУ им. И. Канта)

История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. посо­бие для студентов неисторических факультетов. Калининград: Изд-во КГУ, 2004; Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. § 1.

Милов Л.В. Особенности российского исторического процесса (статья, текст предоставляется преподавателем).

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). СПб., 2000. Т. 1.

 

Методические рекомендации

При подготовке к занятию необходимо, используя рекомендованные информационные ресурсы, а также собственные знания истории, географии, обществоведения, проанализировать воздействие различных факторов на историческое развитие России, других стран и регионов, дать характеристику основным подходам к изучению прошлого.

При ответе на первый вопрос особое внимание следует уделить природно-географическому фактору: раскрыть понятие «географический детерминизм», выделить особенности географического положения, климата, внутренних вод, природных ресурсов России, оказавших серьёзное влияние на её развитие. Сравнить позиции Л.В. Милова и Б.Н. Миронова по вопросу о роли географического фактора в отечественной истории. Рекомендуется также провести сравнительный анализ геополитического положения России и одного из государств Запада на различных этапах их исторического развития. Анализ социокультурного фактора предполагает рассмотрение религиозных представлений, трудовой этики, менталитета, личностного – обращение к историческим персоналиям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.