Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этнические корни русских



Вопрос об этногенезе один из самых сложных. По данным лингвистики начальная точка отсчета славянской истории — се­редина II тысячелетия до н. э. Известно, что в I—II вв. н. э. предки славян размещались в бассейне реки Вислы и на побере- t жье Балтийского моря. Они назывались венедами и жили в окру­жении балтских и финских племен. В VI в. венеды уже занима­ли огромную территорию от Вислы до Дуная. Тогда же началось великое расселение славян, их разделение на три ветви: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты). К VII в. оно завершилось.

Анты были предками современных русских, украинцев и бе­лорусов. Они расселились в центральной части бассейна реки Дунай. Вот как об этом сказано в "Повести временных лет": "По мнозЬхъ же времянЬх сЬли суть словЬни по Дунаеви, гдЬ

 

 

есть ныне Угорьска земля и Болгарьска"1. Дунайский период оставил заметный след в фольклоре восточных славян2.

В середине VI в. на территорию Северного Причерноморья, в Подунавье и на Балканы вторглись многочисленные кочевые племена — авары. Анты постепенно мигрировали от берегов Дуная через Карпаты в бассейн Днепра и на его обширные при­токи: реки Рось, Припять, Сож, Сулу, Сейм, Десну. Они рассе­лились по Среднерусской возвышенности. Сначала здесь обра­зовался догосударственный союз племенных объединений (в него входили поляне, северяне, древляне, родимичи, вятичи, дрего­вичи, полочане, кривичи, словене, волыняне, тиверцы, уличи и др.). В IX в. сложилось государство Русь со столицей в Киеве. Его жители стали называться русами (русичами, росами).

Первые письменные сведения о восточных славянах встреча­ются у византийских авторов (с VI в.) и арабских путешествен­ников (VIII—IX вв.). Свидетельства собственной, древнерусской письменности начинаются с памятников XI в. Летописцы пере­сказывали исторические предания о прошлом своего народа, воспроизводя при этом типично фольклорные художественные приемы3.

В течение ряда веков русичи осуществляли непрерывные пе­ремещения, особенно активно — на северо-восток, где смеши­вались с племенами финно-угров, нередко ассимилируя их. "...Так или иначе ассимилируясь, финно-угры оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, огромную топонимическую номенклатуру в названиях рек, озер, селений и местностей, а также черты своих языческих верова­ний"4. Со временем в центре северо-восточных земель возникла новая столица восточнославянского государства — Москва.

В XIII в., после нашествия Золотой Орды, началось разделе­ние древнерусской народности на русских, украинцев и белору­сов. "Русские начали складываться в единое этническое целое на обломках растерзанной полчищами Батыя Древней Руси"5. К XV в. завершилось образование трех восточнославянских язы­ков, сложившихся на основе древнерусского языка. Таким об-

 

разом, исторические корни русского языка и устного народного поэтического творчества связаны с периодом древнего восточ­нославянского единства. В равной мере это относится к укра­инцам и белорусам.

Три братских народа продолжали жить одним государством, активно общались друг с другом. В их устной поэзии выработа­лась близкая образная система, общий художественный стиль. Все это — духовное наследие от времен Руси.

 

 

К примеру, рассказывает волшебную сказку русский ли, украинский или белорусский сказочник, в ней Баба Яга обязательно скажет: "Фу­фу-фу, русским духом пахнет!" А герой сказки, брошенный старшими братьями в подземном царстве, всегда будет стремиться именно на Русь: "Не хочу я от тебя ни злата, ни серебра, а вынеси меня на Русь!" Упоминается в сказках и Червоное море (то есть "прекрасное, краси­вое") — это древнерусское название Черного моря, которое другие на­роды называли еще Русским.

 

 

Восточнославянские сказки, песни, обряды запечатлели об­щую этническую историю трех народов, а также их славянскую духовность, ментальность.

Восточные славяне имеют общность во всех сферах жизни, но наряду с этим существуют значительные отличия. Они про­являются и в фольклоре. В этом отражается реальное многооб­разие живой народной традиции, "художественная капризность" русского духа.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.