Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ



Т.В.Зуева

Б.П. Кирдан

 

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

 

УЧЕБНИК

Для высших учебных заведений

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального

образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности "Филология"

 

Москва

 

 

Издательство "Флинта"

Издательство "Наука"

 

ББК 82.3(2)

УДК 398

3 91

 

 

Р е ц е н з е н т ы: академик РАО Ю. Г. Круглов,

д-р филол. наук, засл. деятель науки

В. И. Коровин

 

Зуева Т.В., Кирдан Б.П.

Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведе­ний. –

М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.: ил.

 

1SВN 5-89349-115-7 (Флинта)

1SВN 5-02-011697-1 (Наука)

 

Учебник – часть учебно-методического комплекта, куда входят также программа, хрестоматия фольклорных текстов и хрестоматия фольклорических исследований.

Концепцию курса определяет своеобразие фольклора как исторически развивающегося явления. Выделены три художественные системы: раннетрадиционный, классический и позднетрадиционный фольклор. Основное внимание уделено жанрам классического фольклора.

 

 

ISBN 5-89349-115-7 (Флинта) © Издательство "Флинта", 1998

ISBN 5-02-011697-1 (Наука)

 

От авторов

 

Авторы сохранили традиционное рассмотрение русского фольк­лора под историческим углом зрения, однако отказались от формально-социологической схемы. Концепция курса опреде­ляется художественной спецификой устного народного творчества. Применен системный подход как высший уровень обоб­щения материала. Выделены три художественные системы, ис­торически сменявшие одна другую: раннетрадиционный, клас­сический и позднетрадиционный фольклор.

В фольклористике основной единицей изучения является жанр, поэтому в учебнике общий исторический принцип изло­жения соединен с монографическим рассмотрением отдельных жанров. Известно, что многие жанры вследствие их универсаль­ных качеств существовали на протяжении нескольких перио­дов, однако в учебнике все жанры рассматриваются один раз, что позволило, избежав дробности, целостно осветить поэтику каждого из них.

Курс открывает теоретическая глава "Фольклор как предмет филологического изучения", которая призвана сформировать у студентов основы фольклористических знаний. Этой же цели служит словарь научных и народных терминов. Авторы стреми­лись излагать материал, не злоупотребляя иностранной лекси­кой, однако в словаре приведены распространенные иноязыч­ные термины, с которыми студенты могут встретиться в ряде работ.

Вторая глава — обзорная — посвящена развитию фольклористи­ки как науки. В этой главе кратко освещена история собирания фольклорных произведений, охарактеризованы основные сборни­ки, рассмотрена история теоретического изучения фольклора, обо­значены позиции разных научных направлений (школ).

Раннетрадиционный и позднетрадиционный фольклор пред­ставлены двумя также обзорными главами, в которых, наряду с общими вопросами, рассмотрены трудовые песни, гадания, за­говоры, частушки, фольклор рабочих, фольклор периода Вели­кой Отечественной войны.

Основное внимание уделено классическому фольклору — бога­той системе развитых, полноценных жанров, которая продуктив­но функционировала в течение веков. Жанры или группы родст­венных жанров классического фольклора охарактеризованы в

 

отдельных главах: "Обряды и обрядовый фольклор", "Малые жанры фольклора. Паремии", "Сказки", "Несказочная проза"; "Былины", "Исторические песни", "Баллады", "Духовные сти­хи", "Лирические внеобрядовые песни", "Фольклорный театр. Народная драма", "Детский фольклор. Фольклор для детей".

Главные проблемы курса — специфика фольклорной тради­ции, историческая поэтика, поэтика жанров.

В приложении помещены иллюстрации: портреты выдающихся собирателей и исследователей русского фольклора, его испол­нителей из народа, лубочные листы и проч.

Учебник — основная часть учебно-методического комплекта, в который, кроме него, входят также программа, хрестоматия фольклорных текстов и хрестоматия фольклористических иссле­дований. Программа определяет концепцию, содержание и об­щее построение курса. Цитирование народных, произведений, их названия даны в учебнике преимущественно по хрестоматии; Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведе­ний / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. — М.: Флинта, Наука, 1998. (сокращенно: Хрестоматия). Иные случаи оговариваются. В главах учебника имеются отсылки и к другой хрестоматии: Русский фольклор: Хрестоматия исследований для высших учеб­ных заведений /Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. — М.: Флинта, Наука, 1998. (Сокращенно: Хрестоматия исследований).

Авторы учли богатый опыт высшей школы, отраженный в учебниках и учебных пособиях: Соколов Ю. М. Русский фольк­лор. — М., 1941; Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой. — М., 1969 (также 1978 и 1986); Крав­цов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. — М., 1977 (и 1983); Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. — Л., 1983.

 

ФОЛЬКЛОР КАК ПРЕДМЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Литература — это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства — устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы. Первая глава посвящена их рассмотрению.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.