Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чем доказывается правильность такого подхода.



Правильность его подтверждается аятами Священного Корана.

Так первый принцип, который подразумевает необходимость избегать уподобления Великого и Могучего Господа творениям доказывается высказыванием Всевышнего Аллаха: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура», аят 11). Данный прекрасный аят указывает на отсутствие какого-либо сходства между Творцом и творениями и ясно утверждает, что Всевышний обладает слухом и зрением, которые не похожи на слух и зрение творений, несмотря на то, что эти два качества присущи очень многим из созданий Аллаха. То же самое относится и к остальным божественным качествам. Возмем, к примеру, слова Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах – Слышащий, Видящий» (сура «аль-Муджадиля», аят 1).

Хафиз Ибн Касир в тафсире данного аята привел хадис, который передается имамом аль-Бухари в его «Сахихе», в разделе о единобожии (13/372), а также имамом Ахмадом в «аль-Муснаде» (6/46), в котором сообщается, что Аиша, да будет доволен ей Аллах, сказала: "Хвала Аллаху, Который объял Своим слухом голоса! Когда та препирающаяся женщина пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и беседовала с ним, я находилась в углу комнаты, но не слышала их. Великий и Могучий Аллах же ниспослал слова: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа…»"(Ибн Касир «Тафсир» (8/60)).

Также это доказывается словами Всевышнего: «Никого не сравнивайте с Аллахом» (сура «ан-Нахль», аят 74). Имам ат-Табари в тафсире этого аята сказал следующее: «Не проводите сравнения с Аллахом и никого не уподобляйте Ему, потому что нет никого подобного Ему или похожего на Него» (ат-Табари «Тафсир» (7/621)).

Всевышний Аллах сказал: «Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (сура «Марьям», аят 65). Имам муфассиров Абдуллах Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, в комментарии этого аята сказал: «Знаешь ли ты кого-либо, кто был бы подобен Господу или похож на Него?»

Данный принцип также доказывается высказыванием Всевышнего и Всеблагого Аллаха: «…нет никого равного Ему» (сура «аль-Ихлас», аят 4).

Имам-муфассир ат-Табари сказал: «Нет никого равного или подобного Ему».

Второй принцип, который подразумевает обязательность веры во все имена и качества, упомянутые в Коране и Сунне, доказывается словами Великого и Могучего Аллаха: «Аллах – нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий» (сура «аль-Бакъара», 255-аят).

А такжеЕго словами:«Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи» (сура «аль-Хадид», аят 3);

«Он – Аллах, и нет божества, достойного полонения, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный. Он – Аллах, и нет божест­ва, достойного поклонения, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый» (сура «аль-Хашр», аят 22-24).

Сунна также подтверждает данный принцип. В хадисе от Абу Хурейры, переданном Муслимом в «ас-Сахихе» говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам после того, как мы ляжем в постель, говорить: «О Аллах, Господь небес, Господь земли, Господь великого Трона, Господь наш и Господь всего сущего, Расщепляющий зерна и ядра, Ниспославший Таурат, Инджиль и Фуркан, прибегаю к Тебе от зла всякой твари, которая подвластна Тебе! О Аллах, Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Высочайший, и нет ничего над Тобой, и Ты – Ближайший, и нет ничего ближе Тебя, расплатись за нас с долгами нашими и избавь нас от бедности». И хадисов, свидетельствующих об этом огромное количество.

Третий же принцип о том, что сущность качеств Всевышнего и Всеблагого Аллаха непостижима, доказывается словами Всевышнего: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (сура «Та ха», аят 110).

Наши праведные предшественники говорили: «Человеческое знание не способно объять Господа небес и земли, и объять сущность Его никак невозможно».

Также этот принцип доказывается словами Всевышнего Аллаха: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий» (сура «аль-Ан’ам», аят 103). Сказано об этом аяте саляфами: «Это указывает на совершенство Его величия и на то, что Он больше и величее всего сущего. Его величие настолько совершенно, что Его невозможно постичь. Постижение – это объятие чего-либо в том или ином смысле. Постичь взором означает нечто большее, чем просто увидеть, и поэтому Господа можно будет увидеть в Последней жизни, но Его нельзя постичь, и о Нем можно узнать, хотя Его нельзя объять знаниями».

Обладающий здравым разумом человек должен понимать, что его разум имеет границу, за пределы которой он не в состоянии перейти, и это подобно тому, как возможности его слуха и зрения тоже не являются безграничными. Тот же, кто пытается достичь своим разумом то, чего достичь невозможно, и вдается, например, в размышления о сущности качеств Аллаха, тот подобен тому, кто хочет увидеть, что находится за стеной, или надеется услышать звук, который раздается очень далеко от него.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.