Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений



Методика взята из книги: Эмоциональное разитие дошкольника / Под ред. А. Д. Ко-шелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

Приложение

Проведение исследования. При чтении сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» наблюдают, как воспринимают ее дошкольники 5-7 лет. В протоколе фиксируют особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий.

Обработка данных. Выделяют индивидуальные особенности эмоционального поведения детей при прослушивании разных частей сказки:

1. Отмечают, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокойством, неосознанными (положил локоть на плечо товарища и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведенного звука).

2. Обращают внимание, проявляется ли более определенное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета: а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно так же, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются, глаза наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния); б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, связанное с сопереживанием ее персонажам (например, мальчик берет воображаемое «ружье» и тихо «стреляет» из него в момент появления охотников); в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые дети ударяют себя, щиплют, закрывают глаза).

3. Фиксируют, сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям-зрителям, типа «Зачем, ну зачем гуси туда полетели?»).

О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т. д. Когда герою грозит опасность, дети пугаются: широко раскрывают глаза, вскакивают, вздрагивают.

Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников

Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Ко-шелевой. - М., 1985. С. 130-132.

Подготовка исследования. Приготовиться к выразительному чтению сказки О. Уайльда «Звездный мальчик». Нарисовать мать-нищенку и сына из сказки «Звездный мальчик» (размер рисунка 50x100 см), вырезать красное сердечко иэ бумаги. Подготовить «подарки»: от нищенки (малозначительный для ребенка) и от мальчика (более привлекательный и ценный).

Проведение исследования. Исследование проводится с одними и теми же детьми 5-7 лет и состоит из трех серий.

Приложение 625

Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппе детей послушать сказку

0. Уайльда «Звездный мальчик» (чтение прерывает на том месте, когда сын прогоняет родную мать).

Вторая серия. Работа ведется индивидуально. Каждому ребенку напоминают, в чем смысл метафоры «отдать кому-то свое сердце». Затем предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко тому персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два нравственно противоположных героя: сын (звездный мальчик) и мать-нищенка. После этого он должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце».

Третья серия. Работа ведется индивидуально. Через некоторое время предлагают еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот раз сами герои сказки желают подарить детям что-то на память. Детям напоминают, что подарки обычно принимают от тех, кто нам нравится и дорог. Каждый должен принять подарок только от одного персонажа. Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен обосновать свой выбор.

Обработка данных. В первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы, вскрикивания, вопросы, заданные взволнованными голосами, мимика. По итогам выбора во второй серии эксперимента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора.

Ситуация, предложенная в третьей серии, дает возможность проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями сказки.

Детей делят на группы:

1) дети, отдавшие предпочтение матери-нищенке в обеих ситуациях выбора;

2) дети, отдавшие «сердце» матери и затем взявшие подарок от звездного мальчика;

3) дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и пожелавшие принять от него подарок;

4) дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и потом взявшие подарок от матери.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.