Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешняя политика ВКЛ в различные периоды



Внешнеполитическая ситуация для ВКЛ в рассматриваемые периоды была весьма сложной. Это объясняется тем, что не было долговременного периода, когда у ВКЛ было меньше трех активных региональных соперника. Т.е. ВКЛ во все времена была в динамическом треугольнике: Волынь – Орда – Орден, Польша – Орден – Московия (Орда). Этот фактор имел следующие положительные стороны:

- динамическое равновесие. При его нарушении – в 15 веке (распад Орды и упадок Ордена) – территория ВКЛ была, по сути, разорвана Московией и Польшей. То есть наличие трех соперников стабилизировало ситуацию, давало простор для маневра, заключения союзов и построения коалиций. Союзы с Орденом (Витовт), с Ордой (Витовт и Тохтамыш), с Польшей (Ягайло), с Москвой (Казимир) позволяло воздействовать не только на других региональных акторов, но и на внутриполитическую ситуацию.

- диверсифицированность соперников. Поскольку соперники ВКЛ принадлежали к различным цивилизациям, отличались культурой, направлением экспансионистских устремлений и иногда религией, все это не давало им объединится, и создать долговременный союз направленный против ВКЛ. Так в случае объединения Польши и Ордена против ВКЛ, что еще можно представить, или Ордена и Московии, что представить гораздо труднее, ВКЛ пришлось бы или погибнуть или идти на невыгодный союз с остающимся игроком Ордой или Польшей.

В качестве отрицательных аспектов можно назвать:

- непрочность союзнических отношений. Которая была обусловлена сложным полиэтническим и политеическим внутренним устройством ВКЛ. Поскольку ВКЛ состояло из двух основных частей (языческой, потом католической Литвы и православной (бело) русской) то любой внешний союз (с католической Польшей или православной Русью) приводил к нарушению баланса сил внутри государства. Одна из основных партий власти чувствовала себя ущемленной и стремилась вернуть свои права, что приводило к дестабилизации и ослаблению ВКЛ.

- Сложность системы внешней политики. Как известно, чем более сложная система, тем больше вероятность ошибки при ее использовании. Любой неверный шаг мог привести, а часто и приводил к долговременным неблагоприятным последствиям (например, союз с Тохтамышем и поражение на Ворксле, неучастие Ягайло в Куликовской битве и т.д.). Также очень сильна была роль человеческого фактора, так смерть Витовта повлияла на осложнение ситуации ВКЛ.

Интересно также проследить направление территориальной экспансии ВКЛ. Она была направлена по пути наименьшего сопротивления, т.е. существовала достаточно устойчивая (жесткая) граница с сильными игроками – Польшей и Орденом, и территории, в основном, захватывались на юге от ВКЛ. Русские земли, не имевшие централизованной власти и ослабленные Ордой (Волынь и Киевские земли), а на востоке (при слабом Московском княжестве) – Смоленские, Брянские, Северские земли, перед которыми стоял выбор, чье главенство признать сильного ВКЛ или слабой Руси, уже не могли самостоятельно выживать в существующей обстановке.

 

Причины провала объединительной политики

В результате проведенного исследования можно назвать следующие причины провала политики ВКЛ по объединению Русских земель:

Роль религии

Несмотря на то, что с момента крещения Руси не прошло и нескольких сотен лет, православие на русских территориях становиться важным культурно-религиозным и политическим фактором. Руководство ВКЛ понимало это и предпринимало определенные шаги для его использования:

- крещение великих князей в христианство от Востока, что подтверждало их единство с доминирующим православным населением и позволяло их наследникам управлять многими русскими удельными княжествами.

- попытки создания отдельной от Москвы митрополии, либо попытки сделать московским патриархом своего ставленника, после их провала была сделана попытка создания отдельной униатской (греко-католичсекой церкви), что делалось с целью уменьшить влияние московской патриархии и обособить население (бело) русских земель.

Параллельное существование в ВКЛ язычества не мешало присоединению русских земель к ВКЛ, поскольку языческая мифология славян и балтов была достаточно близка, да и само христианство на Руси в те времена содержало много элементов язычества. Все это способствовало сосуществованию язычества и православия.

Ситуация изменилась после крещения Литвы в католицизм, что кстати и поставило крест (католический) на объединении русских земель в составе ВКЛ. Были нарушены принципы веротерпимости - разрушались или запрещались к строительству православные храмы, православное население было поражено в правах по сравнению с католическим. Московия оказалась единым центром православия на Руси, что и определило ее дальнейший успех как собирательницы русских земель.

Роль светской власти

На основании сохранившихся исторических источников достаточно сложно представить все тонкости осуществления власти в государстве, т.е. распределение властных полномочий, принцип принятия решений, степень единовластия великого князя, роль влиятельных родов в управлении государством и т.д. Летописи чаще описывают конкретные события, происходившие в те времена. Однако на основании имеющихся сведений можно предположить, что в ВКЛ была централизованная система власти в военной и внешнеполитической сфере (военные походы, вопросы войны и мира, заключение союзов и т.д.) и развитая система местного (удельно-княжеского) самоуправления. Причем если вначале удельные княжества передавались по наследству (что способствовало их дроблению между многочисленными наследниками), то уже при Витовте наблюдается переход к наместнической форме - наместник в области назначался великим князем, что способствовало усилению центральной власти. Характерно также было то, что наследники великого князя получали удельные княжества, что также способствовало централизации таким династически родственным способом.

Характерно, также, что Великие князья хоть и были, как правило, наследниками правящей династии, однако приходили к власти не по божественному праву королевской власти, но на плечах поддерживающих их партий. Т.е. великий князь обязательно пользовался поддержкой одной из партий власти (Кейстут – языческая партия, Ольгерд – православная, Жыгимонт – католическая, Свидригайла - православная).

Таким образом, победу в борьбе за власть того или иного князя можно рассматривать и как победу той или иной партии власти, которая за ним стояла.

Причем в данном случае в рассмотрении католической или православной партии они представлены не столько с точки зрения религиозной, сколько с политической. Т.е. католическая партия это западники, ориентация на Рим, Европу, западноевропейская модель развития. Православная – ориентация на Константинополь, Византию, Восток, русско-византийский путь развития.

Политически победила католическая партия, т.е. элита выбрала западный путь развития, в то время как основное население было ориентировано на Восток. Произошел разрыв между центральной и местными властями - это ухудшило управляемость государственной системы, и привело к стремлению даже уже вошедших в ВКЛ территорий к восточному центру - Москве.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.