Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Искусство Киевской Руси (кон. 9 – нач. 12 вв.)



Искусство Киевской Руси связано с религией – тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, посвященных вековой традицией и апробированных церковью). Порождением средневекового мировоззрения и культового назначения искусства является его имперсональность (роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем). В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаики и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным “евангелием для неграмотных “.

Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи.

Для искусства Киевской Руси характерны пышные и парадные архитектурные сооружения — храмы и дворцы. Их монументальность выражала идеологию формирующе­гося феодального общества. Организация внутреннего про­странства в храмах говорит о существовании классовой дифференциации. Князья и их приближенные стояли ввер­ху на хорах, возвышаясь над народом, стоящим внизу. Для князей и знати устраивались особые входы в храм, через лестницы в башнях. Характерными чертами искус­ства Киевской Руси являются грандиозность масштабов, воплощающих идею величия и могущества киевской дер­жавы, связь архитектурных сооружений с окружающим пейзажем и городским ансамблем, богатое убранство ин­терьеров мозаиками и фресками.

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Опираясь на вековые традиции восточно – европейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев. Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам.

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение.

Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. В деревянных постройках объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов. Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои деревянные рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, восприняты затем искусством Киевской Руси.

С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма - типичная для греко-восточных православных стран. Крестово-купольный формы храм – прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части – нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залито светом, Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма – крестовокупольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами (по – древнерусски – лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.

Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum» - стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича – плинфы и камня на разовом известковом растворе – цемянки. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративной задачи. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши – все вместе создавало нарядный, праздничный облик здания , иного декоративного убранства и не требовалось.

От ХI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская (Рис. 266), главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, построенным сыном Владимира Ярославом Мудрым. София Киевская как доказано современными исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века. Несколько позже возникла лишь северная башня.

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были более крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.

Меньше преобразований произошло внутри собора (Рис. 267). Стены и своды были покрыты монументальной фресковой живописью и мозаикой. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем - большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне. Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и современными ему византийскими храмовыми постройками.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде (Рис. 268), сооруженного в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках. Фресковых росписей XI в. до нас дошло немного. В Новгородской Софии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков в куполе, торжественно – спокойные, с огромными печальными глазами, исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, - но образы от этого не теряют своей суровости.

Так же одним из главных памятников архитектуры этого периода является София в Полоцке (Рис. 269)

Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от византийских образов и, опираясь на традиции местного народного творчества, приобретает новое содержание и своеобразие формы выражения.

Киевские и черниговские храмы конца X— XI вв. были украшены внутри мозаиками и фресками, в отношении системы располо­жения изображений и трактовки сюжетов мозаики и фре­ски были подчинены правилам, выработанным церковью. Изображения располагались в известном порядке, отвечав­шем небесной иерархии, которая соответствовала иерархии, господствовавшей в феодальном обществе. Фресковые и мо­заичные композиции олицетворяли религиозные догматы, воспитывали народные массы в духе христианской морали и освящали государственную власть как власть, поставлен­ную от бога (Рис. 270).

В куполе храма обычно изображался Христос, окру­женный архангелами, в барабане — апостолы, в парусах — евангелисты. В алтаре господствующее положение занимала фигура богоматери, стоящей во весь рост в позе «оранты» (молящейся) с поднятыми руками. Под ее изображением находилась символическая композиция «причащения апо­столов», шествующих справа и слева к Христу, дважды пред­ставленному в центре. Еще ниже стояли отцы церкви, представленные во весь рост фронтально. На столбах пред­алтарной арки помещали композицию «Благовещение». На сводах — медальоны с изображениями святых; на сте­нах храма — святые в рост и по пояс и сцены из еванге­лия (жизнь Христа).

В образах святых художники давали яркие типы, выра­зительные характеристики, производящие иногда впечат­ление портретов. В целом мозаики и фрески отличались монументальностью, которая достигалась не только грандиозностью масштабов и соответствием композиции фигур архитектурным членениям храма, но и другими средства­ми: обобщенностью формы, подчеркнутостью контуров, характером цветового решения. В XI в. в церковных рос­писях рядом с религиозными композициями встречаются светские сюжеты и портретные изображения современни­ков. Изучение сохранившихся фресок и мозаик с конца X в. по XI в. дает представление о процессе развития живопис­ного стиля, об освоении русскими мастерами мозаичной и фресковой техники.

Самый ранний памятник фресковой живописи Киевской Руси — фрагмент фрески из Десятинной церкви конца X в. (Церковь была богато украшена мозаиками и фресками.) Этот фрагмент представляет часть лица юного святого. Большие глаза и резкие тени на липе придают ему выраже­ние одухотворенности (Рис. 271).

Следующий памятник — единственная, сохранившаяся до наших дней фреска Спасо-Преображенского собора в Чер­нигове (после 1036 г.), изображающая мученицу Феклу. Фреска выполнена в еще более широкой живописной манере. Лицо Феклы, несмотря на плохое состояние, отли­чается большой выразительностью и не повторяет извест­ные типы византийских святых (Рис. 272).

Киевская София, богато украшенная в XI в. мозаиками и фресками, сохранила свое убранство сравнительно хоро­шо. Мозаики украшали центральный купол, барабан, глав­ную апсиду, восточную арку и своды подпружных (под­держивающих барабан купола) арок; все мозаики были выполнены на золотом фоне (Рис. 273, 274).

Все изображения купола и апсиды носят монументаль­ный характер. Формы их обобщены, границы формы рез­ко обозначены контурами. Фигуры тяжеловесные, коре­настые и большеголовые, движения скованы и однооб­разны. Композиции симметричны, уравновешены, статичны и плоскостны. Лица в большинстве случаев отличаются ус­ловностью и схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и яркие по типам.

Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, выполнены в светлой гамме, с преобладанием си­них, белых, голубых и лиловых тонов с цветными тенями — серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т.д. Мозаики сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной гаммой (темно-зеленых, темно-красных, синих тонов). Прозрачные сверкающие мозаики на мерцающем золотом фоне произ­водили впечатление необычайной пышности и богатства.

Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклян­ных и каменных кубиков неправильной формы, различной величины и цветов — прозрачных (глаза, одежда) и не­прозрачных, матовых (тело).

На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы светской живописи конца XI — начала XII в. Росписи имели дворцовый характер — это были сцены охоты, трав­ли зверей, конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов, цирковых состязаний в Констан­тинополе и т. д. Исследователи предполагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт (охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.) (Рис. 275).

Следующий этап развития русской живописи нашел отражение в сохранившихся мозаиках Дмитриевского со­бора (Михайловского Златоверхого) (Рис. 276). От этого ансамбля сохранились композиция «причащения апостолов» из глав­ной апсиды. По сравнению с аналогичной композицией киевской Софии она отличается более свободным размеще­нием фигур, образующих живые, динамичные и непринужден­ные группы беседующих людей, с тонкими и высокими фигурами и небольшими головами. Удлиненные пропорции, свободные ракурсы, жесты и позы придают апосто­лам черты реализма. Лица их, выполненные живописной лепкой, разнообразны по типам и имеют русские черты. Особенно выразительны лица апостолов Павла и Мар­ка.

На видном месте в апсиде находилось изображение вои­на Дмитрия Солунского в античном панцире и плаще. Его лицо, с недовольным выражением и приподнятыми бровя­ми, имеет портретные, индивидуальные черты (есть предпо­ложение, что это портрет сына Ярослава Мудрого — Изяслава-Дмитрия). В образе Дмитрия Солунского нашел от­ражение военный дух Киева (Рис. 277).

Этот мозаичный портрет выполнен с большим мастерст­вом, в живописной сложной гамме (лилово-розовая рубашка, темно-голубой плащ, белая с голубым перевязь, серо-лиловый щит, золотой фон и панцирь)

От многочисленных памятников иконописи ничего не сохранилось. Редким исключением является замечательная византийская икона Влади­мирской Богоматери (конца XI — начала XII в. Образ матери в этой иконе поражает глу­бокой человечностью, одухотворенностью и эмоционально­стью выражения; главный акцент сделан на больших пе­чальных глазах. Высокое живописное мастерство иконы за­ключается в тонкости рисунка, в передаче объема и розово-смуглого тона лица матери, а также более светлого по тону лица младенца — живописной лепкой и неуловимыми пе­реходами света и тени. Необходимо отметить роль красного тона, который оживляет щеки и губы, скользит по шее, под­бородку, слегка покрывает лоб, верхнее веко, контур носа и образует небольшое пятно во внутреннем углу глаза, придавая теплоту и жизненность всему лицу.

К памятникам ико­нописи киевского проис­хождения относят икону начала XII в. «Ангел златые зласы» (Рис. 278), которая имеет общие черты с некото­рыми фресками киевской Софии и отли­чается от несомненно новгородских икон — XII первой трети XIII в.

Из памятников миниатюры XI в. необхо­димо отметить миниатюры Остромирова евангелия (три евангелиста), выполненные в 1056—1057 гг. диаконом Григорием в Киеве для новгородского посадника Остромира (приближенного киевского князя Изяслава) (Рис. 279).

Миниатюры евангелия выполнены с большим мастерством в своеобразной живописной пластической манере. Приме­нение золота, яркие краски и орнаментальные обрамления сближают эти миниатюры с драгоценными эмалями.

Из немногочисленных произведений скульптуры XI в., дошедших до наших дней, наибольший интерес представляют две шиферные плиты с плоскими рельефами, найденные на территории Михайлов­ского монастыря в Киеве. На каждом из рельефов изображены два всадника, едущие навстречу друг другу.

Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отхо­дить от византийских образцов и, опираясь на традиции местного народного творчества, приобретает новое содер­жание и своеобразные формы выражения. Блестящим примером самобытного решения архитек­турного образа является киевская София с ее динамичной пирамидальной композицией. В живописи черты самобыт­ности выражены не так ярко, но их можно отметить и в отдельных фресках второй половины XI в. в киевской Со­фии (неизвестная святая, с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом), и в мозаиках Дмитриевского собора в лицах апостолов (апостол Павел, с задушевным выражением лица и прекрасно переданным славянским ти­пом).

Если блестящие памятники Киевского монументального искусства, выполненные по заказу великих князей, выде­лялись грандиозностью своих масштабов, то искусство го­рожан, ремесленников и крестьян нашло отражение ча­стично в миниатюре (изображение девы и стрельца на по­лях «Изборника Святослава» 1073 г.) и в прикладном ис­кусстве.

Раннефеодальное государство Киевская Русь – мощное в масштабах тогдашней Европы государственное образование. Искусство этого периода с полной силой выражае идеи мощи тогдашнего государства, торжества идеологии, православной веры.

Творчески преобразуя византийские традиции, сплавляя их с наследием восточнославянской культуры, мастера зодчества, живописи этой эпохи создали яркие образы храмового зодчества, цельные и образно-выразительные живописные ансамбли, украшающие церкви.

Искусство этого периода характерно выработкой единого общерусского художественного стиля, который далее в годы испытаний, поддерживал неумирающую связь искусства отдельных регионов Русского государства друг с другом.

Искусство Киевской Руси источник формирования национальной культуры и белорусского народа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.