Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий подход к психологической классификации индивидов



С типами общей эмоциональной направ­ленности читатель уже познакомился в предшествующей части книги. Но до сих пор мы говорили о типах лишь вскользь. Теперь они станут главным предметом на­шего внимания.

Начнем с вопроса о том, как вообще вы­деляют те или иные типы личности. Если рассматривать разные существующие типо­логии, то первым впечатлением будет, что различным подходам к выделению типов нет числа. Однако при более тщательном анализе материалов можно обнаружить два основных подхода. Первый из них мы бы назвали комбинаторным. Суть его в том, что берутся все известные параметры личности, рассматриваемой в том или ином плане, и определяются их возможные комбинации, каждая из которых и квалифицируется как отдельный тип.

Этот путь создания типологий неудов­летворителен по многим причинам и, в част­ности, потому, что, как правило, он дает бесконечное множество типов. Чтобы пре­одолеть это затруднение, часто описывают в качестве основных типов лишь часть комби­наций, но тогда приходится делать оговор­ку, что большинство людей относится к “смешанным типам”. Такое заявление, од­нако, равносильно признанию, что данная типология по сути дела практического зна­чения не имеет.

Другой подход состоит в выделении ти­пов в соответствии с взаимосвязанными осо­бенностями поведения людей. Эти особенно­сти производны от того или иного домини­рующего причинного фактора — социаль­ного, психологического или физиологиче­ского.

Подобный подход осуществляется в двух вариантах — эмпирическом и теоретиче­ском.

В первом случае путь лежит от эмпири­чески выявленных симптомокомплексов ка­ких-либо человеческих черт к попыткам “угадать” за этими комплексами их общие основания. Нередко для этой цели использу­ется специальный метод математической статистики, называемый факторным анали­зом. Однако “факторы”, выявляемые с по­мощью такого анализа, “это только выраже­ние корреляций между измерениями пове­дения. Это не сущности, лежащие за этими корреляциями, не причинные факторы, а только описательные понятия”1. Реальный причинный фактор, определяющий особен­ности типа, в этом случае часто так и оста­ется неразгаданным. Поэтому эмпирический путь создания типологий личности есть путь нащупывания истины вслепую из-за того, что исследование начинается, если так мож­но выразиться, “не с того конца”. Тем не ме­нее именно по этому пути пока идут в своих исследованиях многие психологи, особенно за рубежом.

Противоположный, теоретический спо­соб определения типов и их характеристик демонстрируют нам классики марксизма-ле­нинизма. Выделяя разные социальные типы личности, К. Маркс и В. И. Ленин всегда начинают с доминирующего причинного фак­тора (в данном случае — с положения чело­века в системе общественного производства) и только затем обращаются к симптомокомплексу тех наблюдаемых социальных и психологических характеристик, которые этот фактор обусловливает. Так, К. Маркс, выделяя тип буржуа, показывает, что обще­ственное положение побуждает его быть мошенником, корыстолюбцем, бессердеч­ным и бездушным эгоистом, лицемером и т. п.2

1 См. А. Анастази. Дифференциальная психо­логия. Конспекты и комментарии к книге, выпол­ненные Б. М. Тепловым.— В сб.: “Проблемы диф­ференциальной психофизиологии”, т. VI. М., 1969, стр. 314.

2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 42, стр. 104.

Для советских социологов и психологов подход к выделению типов, намеченный классиками марксизма, открыл пути к со­зданию действительно научных классифи­каций людей, рассмотренных с той или иной точки зрения.

Этот же подход, кстати говоря, решает и еще одну запутанную проблему — различе­ние социальных и психологических типов. Неясность здесь создается вследствие того, что одни и те же особенности поведения че­ловека могут входить и в социальную, и в психологическую его характеристики. По­этому по выделяемым чертам часто невоз­можно сказать, идет ли речь о социальном или о психологическом типе. Однако это становится ясным, если мы знаем, какой причинный фактор связал данные особенно­сти поведения человека “в один узел” (симптомокомплекс). В том случае, когда их целиком можно адресовать к фактору об­щественного положения людей, — перед на­ми социальный тип. Если же мы описываем черты человека, связь которых непосредст­венно обусловлена их производностью от одного и того же психологического образо­вания, то речь идет о психологическом типе. Поскольку же сами факторные психологиче­ские образования нередко в большой мере детерминированы социальным положением субъекта, в составе черт психологического типа вполне могут оказаться и социально типичные черты.

Таковы некоторые общие представления относительно типологии личности вообще.

На других важных аспектах проблемы типа останавливаться пока рано. К их анализу мы вернемся после того, как будет изложен необходимый для этого фактический мате­риал. Сейчас же перейдем к рассмотрению непосредственно интересующих нас типов общей эмоциональной направленности людей (типов ОЭН).

Прежде всего обратим внимание на то, что в своем выделении таких типов мы по­шли именно тем путем, который выше при­знали лучшим. Мы исходили из гипотезы, что фиксация в сознании индивида пред­ставления o тех или иных переживаниях, как наиболее желанных и ценных, является сущностной особенностью личности — при­чинным фактором, который должен сказать­ся на очень многих ее проявлениях. А это уже надлежало доказать опытным путем, способным не только подтвердить правиль­ность типологии, но и как бы количественно измерить ее значимость. Ведь формально безупречные классификации личности мож­но фабриковать без конца. Но право на су­ществование в качестве научных они имеют лишь при условии, что охватывают и объяс­няют достаточно широкий диапазон лично­стных проявлений.

Определить, насколько психологически весомы выделенные нами типы, — таково было основное назначение наших эмпири­ческих изысканий. Оно обусловило и их стратегию — меньше всего мы стремились исследовать все черты каждого типа ОЭН или все подробности проявления хотя бы одного из них. Наша задача была сходна с задачей геологической разведки новых тер­риторий, которая не разрабатывает недра, а лишь стремится установить, насколько они богаты полезными ископаемыми; как и для нее, нам достаточно было одних лишь на­дежных “пробных образцов”, из этих недр извлеченных.

Здесь не место подробно обосновывать примененные нами исследовательские мето­дики. Скажем только, что точкой отсчета в этих исследованиях служило убеждение в неправомерности того разделения методов психологии на субъективный и объектив­ный, которое первоначально было выдвину­то интроспекционистами, а затем некрити­чески воспринято и их идейными противни­ками.

Объективный метод исследования психи­ки обеспечивается отнюдь не тем, что иссле­дователь отказывается судить о пережива­ниях человека на основе его высказываний. Действительно объективный метод — это путь движения к истине через установление устойчивого соответствия нескольких разно­порядковых рядов фактов. Не способ полу­чения первоначальных данных, но “ход по­знания приводит его к объективной ис­тине”1.

Всего в исследованиях, на которые мы далее станем ссылаться, участвовало свыше тысячи молодых людей — студентов, стар­ших школьников и учащихся ПТУ.

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 189.

Репрезентативные типовые группы со­здавались во всех случаях на основе извест­ной читателю тест-анкеты, с помощью кото­рой можно было получить легко трактуе­мые результаты на первоначальном этапе познания выделенного в нашем исследова­нии аспекта личности.

Десять типов ОЭН, зафиксированные тест-анкетой, встречались среди наших ис­следуемых с разной частотой. Самым рас­пространенным оказался коммуникативный тип. К нему принадлежала почти половина исследованных девушек и немного менее 25% юношей. Другими нередко встречавши­мися типами у юношей были праксиче­ский, пугнический, альтруистический, гнос­тический; у девушек — альтруистический” праксический, эстетический и гностичес­кий.

Однако их частота значительно (и явно не случайно) варьировала в разных группах молодежи и на разных факультетах у сту­дентов. Некоторое представление об этом могут дать хотя бы такие цифры. Среди сту­денток филфака процент с близкими комму­никативной и альтруистической направленностями равнялся 81, в то время как к праксическому и гностическому типам отно­силось только 5% девушек. На физическом и математическом факультетах соответству­ющие показатели выражались у девушек цифрами 53% и 28%, а у юношей — 28% и 44%.

Прежде чем перейти к обзору эмпириче­ских исследований типов ОЭН, обратим внимание на следующее обстоятельство. Хотя в соответствующем контексте и допустимо го­ворить об определенной направленности че­ловека, подразумевая под этим определен­ный ее тип, тем не менее указанием на по­следний содержание направленности лично­сти еще далеко не исчерпывается. Тип ОЭН — это только ведущая характеристика направленности, репрезентант ее как цело­стности. Но для того чтобы охарактеризо­вать эмоциональную направленность лично­сти достаточно исчерпывающе, необходимо, во-первых, учесть всю иерархию “ценных” переживаний субъекта, а не одно только до­минирующее по своей привлекательности пе­реживание; во-вторых, определить те деятель­ности, в склонностях к которым потребность в данных переживаниях фиксируется и реа­лизуется; в-третьих, установить (главным образом с помощью компонентного анали­за), как все эти склонности предметно и эмоционально соотносятся друг с другом и с типом ОЭН.

Кроме того, нельзя упускать из виду, что сама эмоциональная направленность есть лишь абстрагированная сторона кон­кретно направленного индивида, проявление которой в большой мере определено тем, с какими его морально-мировоззренческими программами она взаимодействует, как она “сцеплена” с ними в его процессуально-целевых интересах, в его мечтах и воспомина­ниях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.