Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека



То или иное теоретическое объяснение, выявляющее скрытые до этого аспекты ка­ких-либо психологических явлений, побужда­ет и делает возможным нахождение новых методов их исследования. Методологические “выходы” теории — один из важных крите­риев ее содержательности. Поэтому, хотяданная работа и не предназначена для из­ложения узкоспециальных вопросов изуче­ния человеческих склонностей, представля­ется необходимым хотя бы в самой обобщен­ной и выборочно-иллюстративной форме все-таки этих вопросов коснуться.

Как мы имели возможность убедиться, интересы, мечты и воспоминания представ­ляют собой далеко не одноплановые психоло­гические феномены. Они проявляются как определенным образом ориентированные и эмоционально окрашенные процессы воспри­ятия, мышления, воображения, памяти и предметной деятельности, но за этими про­цессами стоят специальные образования лич­ности, ее склонности — активные “механиз­мы” ее направленности. Структура их слож­на, а функции многозначны и отнюдь не тождественны у разных их видов. Однако имеется один общий момент для всех кате­горий склонностей человека. Все они связа­ны с образованием постоянной процессуаль­ной мотивации определенной деятельности, обеспечивающей субъекта “ценными эмоци­ями”.

Без этого момента может быть деятель­ность по необходимости, по долгу, по сове­сти, даже по привычке, но истинной склон­ности без процессуальной мотивации нет, Склонность начинается там, где представления о деятельности накрепко вспаиваются” с представлениями о сопутствующих ей вол­нующих переживаниях, без которых чело­век уже не может быть удовлетворен своей жизнью.

Выявить эти более или менее постоянные переживания, испытываемые человеком в процессе функционирования его интереса, мечты или воспоминания, значит “увидеть” наиболее интимную сторону данных феноме­нов, глубже познать их значение для лично­сти. В связи с этим нами был предложен специальный метод исследования склонно­стей, названный компонентным анализом их эмоционального состава.

Идея его проста. Это, по существу, рас­спрос людей о тех переживаниях, которые они систематически испытывают в процессе той или иной деятельности. Ответы исследу­емых на такой расспрос выражаются в отбо­ре ими карточек, на которые занесен систе­матизированный “инвентарий” эмоций, опи­санный нами ранее. Разумеется, этот “инвентарий” не может охватить всего богатства переживаний человека в процессе деятельно­сти, но их общий характер он репрезентиру­ет более или менее удовлетворительно. Он составлен так, чтобы получаемые ответы ха­рактеризовали переживания субъекта не только качественно, но и количественно. Ос­новные операции математического анализа данных, применявшиеся нами, суть следую­щие: 1) определение особенностей эмоцио­нального состава того или иного интереса как такового (сравнение данных по одному и тому же интересу у большой группы ис­следуемых); 2) определение общего состава эмоционального насыщения личности отдель­но по интересам, мечтам и воспоминаниям; 3) расчет коэффициентов ранговой корреляции между ними; 4) вычисление совокупно­го эмоционального насыщения личности че­рез все виды ее склонностей.

Первая из названных операций выявляет существенные эмоциональные характеристи­ки интересов; все остальные — самой лично­сти.

Подробно названный метод анализа склонностей человека изложен нами в спе­циальной статье1, здесь же мы только бегло рассмотрим некоторые теоретически и прак­тически важные данные, полученные с его помощью.

Прежде всего было подтверждено, что чувство интереса не есть нечто единообраз­ное. Переживание интереса к физике суще­ственно отличается от переживания интереса к педагогической деятельности, спорту или фотографии. Существуют также различия в эмоциональном содержании одного и того же интереса у разных людей. Это связано со сле­дующим, как нам представляется, теоретиче­ски важным фактом.

Оказалось, что в эмоциональном содер­жании интереса можно выделить три состава эмоций. Во-первых, это эмоции, переживае­мые при функционировании данного интере­са всеми лицами, у которых он сформировал­ся; во-вторых, это эмоции, которые оказыва­ются разными у разных, достаточно больших групп людей; в-третьих, — эмоции, отмечае­мые лишь в виде исключения отдельными

1 См. Б. И. Додоное. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний личности.— “Вопросы психологии”, 1977, .№ 2.

субъектами. Эти три единицы интереса мы назвали соответственно его константным, ва­риативно-групповым и индивидуально-специ­фичным составами.

Так, например, по данным исследования студентов СГУ, в эмоциональном содержании интереса к физике константный со­став представлен гностическими и праксическими переживаниями, а также одной специ­фической глорической эмоцией, названной нами “эмоцией внутреннего самоутвержде­ния”. В ответах студентов эта эмоция опи­сывалась как “чувство удовлетворения тем, что как бы растешь в собственных глазах, повышаешь ценность своей личности”.

Вариативно-групповой состав этого инте­реса включает в себя романтические и эсте­тические переживания.

В качестве индивидуально-специфическо­го состава могут выступать самые разные ка­тегории эмоций. Это своеобразные, неожидан­ные “эмоциональные идиомы”. У одной из опрошенных нами студенток, например, та­кой “идиомой” в общем эмоциональном со­держании интереса к физике явились альт­руистические переживания, систематически возникавшие у нее в процессе занятий ука­занным предметом. По словам девушки, она как бы занималась “вместе с мамой”, кото­рой из-за войны не удалось закончить физи­ческий факультет.

Интерес к педагогической дея­тельности, который рассмотрим в качестве другого примера, включает в себя следующие эмоции: 1) альтруистические, коммуникативные и праксические пережива­ния — его константный состав; 2) гностиче­ские и глорические переживания — вариа­тивно-групповой состав; 3) все остальные категории переживаний — индивидуально-специфический состав.

Наличие в интересе константного эмоцио­нального состава несомненно определяется коренными особенностями деятельности, ставшей предметом интереса. Это эмоции, без которых данная деятельность просто не может протекать достаточно эффективно. Ес­ли эти переживания не представляют для личности ценностей и почему-либо не способ­ны стать таковыми в будущем, человек ни­когда к соответствующей деятельности по-настоящему не привяжется.

Можно поэтому предположить, что чем больше индивид любит испытывать эмоции, входящие в константный состав какого-либо интереса, тем легче этот интерес у человека сформировать.

Мы проверили эту гипотезу на материа­ле формирования и закрепления интереса к педагогической деятельности у студентов Симферопольского университета. В одном из исследований, в частности, были сопоставле­ны данные о том, как студенты-математики ранжировали на первом курсе ценность раз­ных категорий эмоций в нашей тест-анкете с желанием или нежеланием этих же моло­дых людей по окончании университета идти работать в школу.

В этих целях все исследуемые были раз­делены на две условные группы. В первую

вошли те, кто при ранжировании не поста­вил ни одну из эмоций, входящих в констант­ный состав интереса к работе с детьми, на место ниже четвертого (четыре — среднее арифметическое числа переживаний, квали­фицируемых как наиболее приятные).

Мы охарактеризовали исследуемых пер­вой группы как лиц, у которых структура их общей эмоциональной направленности очень близка к эмоциональной структуре пе­дагогического интереса. Всех остальных мы отнесли ко второй группе с меньшим совпа­дением этих структур. Вследствие большого временного интервала между тестированием ОЭН исследуемых и их опросом относитель­но желания быть учителем, сопоставление тех и других данных, по существу, приобрело характер проверки возможности заранее про­гнозировать предрасположенность молодых людей к развитию и закреплению у них пе­дагогического интереса. Результаты органи­зованного таким образом сопоставления представлены в таблице 1; в нижней ее строке помещен показатель статистической достоверности связи, вычисленный ввиду не­большого состава исследуемых по “точному тесту Фишера”1.

Аналогичные результаты получены и в отношении студентов ряда других факульте­тов, с той только разницей, что здесь боль­шого временного интервала между тестиро-

нием и опросом не было.

1 См. С. Дайменд. Мир вероятностей. М., 1970, стр. 48.

Близость структуры ОЭН к структуре педагогиче­ского интереса (1971 г.) Желание быть учителем
Есть Нет
Очень близка
Менее близка
р<0,05

В отличие от константного эмоционально­го состава интересов, их вариативно-группо­вые и индивидуально-специфические соста­вы не столько характеризуют деятельность, сколько личность деятеля.

Надо отметить также, что уже констант­ные эмоциональные составы разных интересов частично “перекрещиваются”. Так, инте­рес к физике и интерес к педагогической дея­тельности одинаково включают в свой конс­тантный состав категорию праксических эмоций. Не столь редки случаи, когда констант­ные составы предметно разных интересов и вовсе совпадают. Возможность вариативных и индивидуально-специфических дополнений к основному эмоциональному составу еще более увеличивают элементы “перекрестов” и поч­ти полных совпадений эмоциональных содержаний разных интересов. Следствием этого является наличие гораздо более сложных со­отношений между предметом интереса субъекта и его внутренними устремлениями, чем это может показаться поверхностному взгля­ду. Неверно было бы, например, думать, что

индивид, посвятивший себя науке, непремен­но должен характеризоваться доминировани­ем влечения к гностическим эмоциям, а чело­век искусства — к эстетическим. В действи­тельности по своей преобладающей эмоцио­нальной направленности первый может быть, скажем, “романтиком”, а второй “альтруи­стом” и т. д. В атом смысле наш подход к вы­делению типов ОЭН существенным образом отличается от подходов других авторов, в осо­бенности от классификации личности по ее основным ориентациям, предложенной не­мецким философом-идеалистом Э. Шпрангером (“экономический человек” хозяйства, “теоретический человек” науки, “эстетиче­ский человек” искусства, “социальный чело­век” любви и самоотдачи, “политический че­ловек” власти и “религиозный человек”).

Возможность полных или значительных совпадений эмоциональных компонентов предметно различных интересов означает, что жесткой предназначенности человека только для какой-либо одной профессии или сферы жизни не существует.

Отметим и другое. Вследствие того, что предметно одинаковые интересы у разных людей могут приобретать разное эмоциональ­ное содержание, изучение той личностной “психологической почвы”, на которой воспи­татель-педагог собирается сформировать оп­ределенный интерес у своего воспитанника, очевидно, способно не только вскрыть меру сложности этой задачи, но и подсказать ему специальные пути для ее решения в каждом конкретном случае. Можно, например, предполагать, что, формируя интерес к педагоги­ческой деятельности у “гностиков”, следует с самого начала широко знакомить их с про­блемными вопросами педагогики, вынося на первый план ее парадоксы. Для людей же “пугнического” типа ту же деятельность луч­ше всего раскрыть как своеобразную, не ли­шенную азарта борьбу с трудностями, и т. д.

Наконец, в силу тех же обстоятельств может быть выдвинута идея об одном из средств преодоления асоциальных склонно­стей трудновоспитуемых подростков. Она состоит в том, что интерес к социально не­приемлемой деятельности легче всего можно вытеснить другим, положительным интере­сом при том условии, что этот последний бу­дет иметь формально сходную с первым эмо­циональную структуру.

Эти дедуктивно выдвигаемые положения, пока проверенные автором лишь в неболь­ших “пристрелочных” экспериментах, разу­меется, должны быть еще конкретизированы и уточнены в специальных исследованиях.

Следующий вопрос, который мы пыта­лись решить путем специальной обработки данных компонентного анализа, касался со­ответствия типа ОЭН личности и ее сово­купного эмоционального насыщения через все ее интересы, мечты и воспоминания. Выяснилось, что, хотя жесткой связи между эмоциональным насыщением и типом ОЭН нет, тип личности несомненно сказывается на эмоциональном содержании склонностей. Это дает основание предполагать, что эмо­циональная направленность человека, сама первоначально сформировавшись в опреде­ленной его деятельности, затем начинает оказывать влияние на выбор им новых деятельностей. Склонность как бы пускает кор­ни в личность, а затем эти корни в каждой благоприятной ситуации прорастают новыми побегами.

Отмеченный факт мы и наблюдали, соб­ственно говоря, в приводимом выше приме­ре зависимости формирования интереса к педагогической деятельности от структу­ры эмоциональной направленности личности (см. таблицу 1).

Таковы основные итоги исследования, проведенного с помощью метода компонент­ного анализа. В целом он облек “в плоть и кровь” ранее высказанные нами теоретиче­ские взгляды на склонности человека, а так­же наметил некоторые пути реализации за­ложенных в этих взглядах возможностей лучшего овладения явлениями.

Вместе с тем компонентный анализ и по­следующее сопоставление и обобщение его данных предоставили в наше распоряжение ряд дополнительных интересных фактов и сведений, частично уже выходящих за рам­ки развиваемых нами здесь положений.

Прежде всего выяснилось, что хотя ин­тересы, мечты и воспоминания по своему эмоциональному составу имеют тенденцию положительно коррелировать друг с другом, однако наряду с нею существует и тенден­ция к некоторым специфическим различиям в их преобладающей эмоциональной окрас­ке. Эти различия состоят в том, что мечты и воспоминания, при меньшем разнообразии их эмоционального содержания, чаще, чем интересы, бывают пронизаны альтруистиче­скими, коммуникативными и лирическими переживаниями. Высокий “удельный вес” данных эмоциональных компонентов в сово­купном эмоциональном содержании мечта­ний и воспоминаний был найден у большин­ства наших исследуемых, в том числе и у тех, у кого в составе интересов эти же эмо­ции были представлены чрезвычайно скупо. Это создает, в частности, впечатление нали­чия у юношей и девушек гораздо больших “альтруистических потенций”, чем им уда­ется реализовать через интересы, особенно связанные с практической деятельностью. Далее в качестве любопытного факта можно отметить, что на фоне обычной поло­жительной эмоциональной корреляции ин­тересов, мечтаний и воспоминаний у неко­торых лиц первая форма активного эмоцио­нального насыщения коррелирует с двумя другими явно отрицательно. Это означает, что данные личности живут в своих мечтах и воспоминаниях совсем иной эмоциональ­ной жизнью, чем в своих интересах, что вы­двигает на будущее задачу выяснить причи­ну такой “разорванности” и ее влияние на поведение и характер соответствующих лиц. Наконец, можно упомянуть и о том, что, как показало специальное изыскание, сте­пень сходства эмоционального насыщения людей может служить одним из критериев их психологической совместимости; коэффи­циент корреляции по совокупному эмоциональному насыщению у лиц, “душевно” лег­ко понимающих друг друга, имел тенденцию быть выше, чем у тех, между кем взаимопо­нимание было затруднено.

Помимо изложения этих фактических сведений позволим себе также указать на одну задачу, которую с помощью компо­нентного анализа предстоит решить в буду­щем. Она состоит в классификации интере­сов с учетом сходства их константного эмо­ционального состава. Такая классификация, на наш взгляд, может в свою очередь облег­чить разработку целого ряда вопросов, свя­занных с проблемой профконсультации и профориентации выпускников школ, испы­тывающих трудности в выборе профессии “по душе”. В частности, она важна для оп­ределения комплексов психологически близ­ких профессий1.

1 Предметно близкие профессии психологиче­ски могут быть далеки друг от друга и, наоборот, предметно далекие — близки. Показателен в этом отношении следующий факт. Американец Стронг обнаружил, что у людей каждой профессии есть свой типичный “паттерн” (набор) непрофессиональных интересов, вкусов и предпочтений.

Исследовательскую работу Стронга по выявле­нию типичных для разных профессий “паттернов” подхватили и другие психологи. При этом вскры­лось много любопытного. В частности, оказалось, что “паттерн” врача-хирурга ближе к “паттерну” летчика-испытателя, чем к “паттерну” врачей дру­гих специальностей. Американские исследователи зафиксировали этот и другие подобные парадоксы, не дав им объяснения. В то же время с позиций развиваемой здесь концепции их понять совсем не трудно, равно как осмыслить достижения и неу­дачи системы профконсультирования “по Стронгу”.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.