МЕТОДИКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ
МЕТОДИКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПОСОБНОСТИ ОБОБЩАТЬ, АБСТРАГИРОВАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
(по Л.Н.Блиновой)
П р и м е р.Изготовляются комплекты по 5 карточек, на которых изображены : мебель, транспорт, цветы, животные, люди, овощи.
Инструкция: «Взгляни, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом». Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снимается 2 балла.
МЕТОДИКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
П р и м е р.Изготавливаются 10 комплектов (по 5 рисунков):
1) 4 рисунка – животные, 1 рисунок – дерево;
2) 4 рисунка – мебель, 1 рисунок – транспорт;
3) 4 рисунка – игры, 1 рисунок – работа;
4) 4 рисунка – транспорт, 1 рисунок – дерево;
5) 4 рисунка – собачки, 1 рисунок – кошка;
6) 4рисунка – кружки с одним сегментом , 1 рисунок – с двумя сегментами;
7) 4 рисунка – квадраты с двумя диагоналями, 1 рисунок – квадрат с одной диагональю;
8) 4 рисунка по три красные фигуры, 1 рисунок – квадрат с одной диагональю;
9) 4 рисунка по три большие фигуры, 1 рисунок – три маленькие фигуры;
10) 4 рисунка по два треугольника, 1 рисунок – два квадрата.
Инструкция: «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит ко всем остальным».
Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.
Если ребенок не понял, как выполнять задание повторите инструкцию еще раз и объясните, что нужно делать.
Оценка: 10 баллов за каждое выполненное задание; за каждое невыполненное задание снимается балл.
В ходе выполнения задания учитель оказывает трех видов помощь (по степени нарастания): минимальную – указание на ошибку без раскрытия ее сути (нет, этот предмет не подходит), побуждение к сравнению фигур без указания признаков; помощь-образец, показ учителем одного верного решения (вот эти две фигуры похожи) без указания на признак цвета и формы, сопровождающийся побуждением к сравнению; максимальную – прямое указание на признаки сходства (цвет и форму).
МЕТОДИКА А.Р.ЛУРИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТОЯНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Подберите 10 простых, не связанных непосредственно слов. Например, игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только кончу читать. Готов? Читаю» Затем следует четко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом порядке. Такую процедуру совершать пять раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов.
Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:
1.Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, т о это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.
2. Зигзагообразная форма «кривой» указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.
3.«Кривая» в форме «плато» наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
МЕТОДИКА ДЖЕКОБСОНА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПОСОБНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ
Названные вами слова или цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция: «Я назову тебе слова (цифры), ты постарайся запомнить, а потом мне их в том же порядке повторишь». Вы называете три слова (цифры). После повторения учеником называете четыре слова (цифры)… и т.д. до семи слов (цифр):
2, 7, 4 4, 7, 1- контрольный столбец: если ребенок
Ошибся при воспроизведении какой-
То строки из 1-го столбца, задание по
Ней повторяется из этого (2-го) столбца.
1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7
При воспроизведении слов (цифр) выполнение задания оценивается следующим образом:
строка из 7 знаков – в 10 баллов («отлично»);
строка из 6 знаков – в 9 баллов («очень хорошо»);
строка из 5 знаков – в 7 баллов («хорошо»);
строка из 4 знаков – в 4 балла («удовлетворительно»);
строка из 3 знаков – в 1 балл («неудовлетворительно»).
МЕТОДИКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Начертите квадрат 10х10 клеток. В эти 100 клеток поместите в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданной вами фигуре крестик. А при определении переключаемости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую – черточку.
Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь». При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить на одну из выбранных вами фигуре крестик, а на другой – черточку. В остальные ничего не ставить. Правильность, полноту выполнения задания оценивают по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание.