Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в с/х и АПК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Понятие и задачи государственного регулирования АПК.
Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в с/х и АПК.
Агропромышленный комплекс Российской Федерации– это комплекс отраслей, которые имеют тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.
В структуре АПК выделяют три сферы.
Первая – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизвоства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.
Вторая – сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство.
Третья – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.
В структуре АПК России сельское хозяйство является главным звеном.
Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.
Методы государственного регулирования.Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций.
Выделяют несколько методов государственного регулирования сельского хозяйства. Основными являются экономические и административные.
Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.
Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования, что позволяет воздействовать на экономический интерес участников аграрных отношений.
Административный и экономический методы – основные методы в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства.
Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений. Этот метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.
На практике все чаще применяется метод дозволения. Основа этого метода заключается в совершенствовании самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством.
При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос. К ним относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности. Они применяются при активном участии управленческого персонала предприятий, специалистов, работников сельского хозяйства и имеет императивный характер.
При государственном регулировании сельского хозяйства применяется также рекомендательный метод. Государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют чем им руководствоваться. Особенность рекомендательной нормы состоит в том, что она не несет в себе обязательного характера. Рекомендации, обычно, содержат положения, выполнение которых юридическими санкциями не обеспечивается. Рекомендательные нормы указывают направления решения того или иного вопроса, и если норма будет принята, то она приобретает черты внутрихозяйственной нормы и становится регулирующей для данного хозяйства.
Формы непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации. К основным формам деятельности государства относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, организационную деятельность.
Правотворческая деятельность – это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности.
Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится к тому, чтобы реализовывать в конкретных жизненных обстоятельствах аграрную политику государства, правовые нормы с помощью различных способов.
Она является оперативно-творческой, требует инициативы, активности, целеустремленности при решении задач, учета всех обстоятельств, которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяйстве.
Организационная деятельность. Цель организационных действий состоит в обеспечении четкой, максимально эффективной деятельности сельского хозяйства и тесно связанных с ним отраслей агропромышленного комплекса.
Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Под государственным регулированием сельского хозяйства понимается:
1.во-первых, разнообразное, целенаправленное воздействие государства на образование и деятельность с/х коммерческих организаций и иных сельских товаропроизводителей и оказание им соответствующей государственной поддержки;
2.во-вторых, принятие законов и иных нормативных актов в области сельского хозяйства;
3.в-третьих, создание системы и определение задач, функций и компетенции органов, осуществляющих государственное регулирование развития данной отрасли.
Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».
Именно этим нормативно–правовым актом было дано основное понятие регулирования агропромышленного производства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122–ФЗ.
На данный момент регулирование агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно–правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты.
Цель государственного регулирования на современном этапе перехода к рынку:
v преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики;
v стабилизация агропромышленного производства;
v создание условий для нормального экономического функционирования производства;
v осуществление аграрной реформы и, прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления;
v формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства.
Разумеется, государственное регулирование сельского хозяйства должно опираться на соответствующие принципы, к которым относят:
v аграрный протекционизм (его внутриэкономический и внешнеэкономический аспекты);
Аграрный протекционизм - система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.
v сочетание экономических и социальных целей;
v программное регулирование;
v приоритетное развитие сельскохозяйственного производства и АПК в целом;
v установление и поддержание паритета цен и доходов в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства;
v обеспечение хозяйственной самостоятельности в осуществлении сельскохозяйственными товаропроизводителями производственно-хозяйственной и иной деятельности, государственная поддержка с/х товаропроизводителей;
v государственная поддержка с/х товаропроизводителей.
Соответственно названным выше принципам можно выделить следующие направления государственного регулирования сельского хозяйства и АПК России в целом:
1.Принятие законов и других нормативно-правовых актов, направленных на правовое обеспечение аграрной реформы РФ на различных этапах ее проведения (с1990 – 2009 гг. в России было принято около 200 н.п. актов);
2.Осуществление мер государственной поддержки сельского хозяйства РФ;
3.Совершенствование системы и компетенции органов государственного регулирования и управления в с/х и АПК в стране в целом.