Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в с/х и АПК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

 

 

Понятие и задачи государственного регулирования АПК.

Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в с/х и АПК.

 

Агропромышленный комплекс Российской Федерации– это комплекс отраслей, которые имеют тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

В структуре АПК выделяют три сферы.

Первая – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизвоства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.

Вторая – сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство.

Третья – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

В структуре АПК России сельское хозяйство является главным звеном.

Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.

Методы государственного регулирования.Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций.

Выделяют несколько методов государственного регулирования сельского хозяйства. Основными являются экономические и административные.

Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.

Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования, что позволяет воздействовать на экономический интерес участников аграрных отношений.

Административный и экономический методы – основные методы в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства.

Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений. Этот метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.

На практике все чаще применяется метод дозволения. Основа этого метода заключается в совершенствовании самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством.

При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос. К ним относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности. Они применяются при активном участии управленческого персонала предприятий, специалистов, работников сельского хозяйства и имеет императивный характер.

При государственном регулировании сельского хозяйства применяется также рекомендательный метод. Государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют чем им руководствоваться. Особенность рекомендательной нормы состоит в том, что она не несет в себе обязательного характера. Рекомендации, обычно, содержат положения, выполнение которых юридическими санкциями не обеспечивается. Рекомендательные нормы указывают направления решения того или иного вопроса, и если норма будет принята, то она приобретает черты внутрихозяйственной нормы и становится регулирующей для данного хозяйства.

Формы непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации. К основным формам деятельности государства относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, организационную деятельность.

Правотворческая деятельность – это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности.

Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится к тому, чтобы реализовывать в конкретных жизненных обстоятельствах аграрную политику государства, правовые нормы с помощью различных способов.

Она является оперативно-творческой, требует инициативы, активности, целеустремленности при решении задач, учета всех обстоятельств, которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяйстве.

Организационная деятельность. Цель организационных действий состоит в обеспечении четкой, максимально эффективной деятельности сельского хозяйства и тесно связанных с ним отраслей агропромышленного комплекса.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Под государственным регулированием сельского хозяйства понимается:

1.во-первых, разнообразное, целенаправленное воздействие государства на образование и деятельность с/х коммерческих организаций и иных сельских товаропроизводителей и оказание им соответствующей государственной поддержки;

2.во-вторых, принятие законов и иных нормативных актов в области сельского хозяйства;

3.в-третьих, создание системы и определение задач, функций и компетенции органов, осуществляющих государственное регулирование развития данной отрасли.

Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».

Именно этим нормативно–правовым актом было дано основное понятие регулирования агропромышленного производства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122–ФЗ.

На данный момент регулирование агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно–правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты.

Цель государственного регулирования на современном этапе перехода к рынку:

v преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики;

v стабилизация агропромышленного производства;

v создание условий для нормального экономического функционирования производства;

v осуществление аграрной реформы и, прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления;

v формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства.

Разумеется, государственное регулирование сельского хозяйства должно опираться на соответствующие принципы, к которым относят:

v аграрный протекционизм (его внутриэкономический и внешнеэкономический аспекты);

Аграрный протекционизм - система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.

v сочетание экономических и социальных целей;

v программное регулирование;

v приоритетное развитие сельскохозяйственного производства и АПК в целом;

v установление и поддержание паритета цен и доходов в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства;

v обеспечение хозяйственной самостоятельности в осуществлении сельскохозяйственными товаропроизводителями производственно-хозяйственной и иной деятельности, государственная поддержка с/х товаропроизводителей;

v государственная поддержка с/х товаропроизводителей.

Соответственно названным выше принципам можно выделить следующие направления государственного регулирования сельского хозяйства и АПК России в целом:

1.Принятие законов и других нормативно-правовых актов, направленных на правовое обеспечение аграрной реформы РФ на различных этапах ее проведения (с1990 – 2009 гг. в России было принято около 200 н.п. актов);

2.Осуществление мер государственной поддержки сельского хозяйства РФ;

3.Совершенствование системы и компетенции органов государственного регулирования и управления в с/х и АПК в стране в целом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.